Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:23, реферат
Международные стандарты обращения с осужденными были выработаны в результате межгосударственного сотрудничества.
В результате такого сотрудничества применительно к системе исполнения наказаний разработаны положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными.
Международные универсальные положения о защите прав и свобод человека разработаны в рамках ООН и международных организациях регионального характера. Среди них важное место занимает Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена резолюцией 217 А(Ш) Генеральной Ассамблеи ОНН от 10 декабря 1948 г.1 и Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.
1. Реализация
международных стандартов в
Международные стандарты обращения с осужденными были выработаны в результате межгосударственного сотрудничества.
В результате такого сотрудничества применительно к системе исполнения наказаний разработаны положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными.
Международные универсальные положения о защите прав и свобод человека разработаны в рамках ООН и международных организациях регионального характера. Среди них важное место занимает Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена резолюцией 217 А(Ш) Генеральной Ассамблеи ОНН от 10 декабря 1948 г.1 и Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.2 и вступил в силу 23 марта 1976 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г.3, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленных на отмену смертной казни, принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 г.4, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. , Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и правонарушителями 1955 г. и одобренные Экономическим и Социальным Советом ООН 1957 г., 1977 г., 1984 г.)1, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержденных2 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1988 г.), Стандартные правила минимальных правил ООН в отношении лиц, не связанных с тюремным заключением 1990 г.3, Минимальны стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, лишенных свободы (принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г.)4, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы № 1-12 и других документах регионального уровня.
Все перечисленные многосторонние международные договоры применимы для определения конкретных основ правового статуса лиц в сфере международной уголовной юстиции. В частности, ст. 2 Всеобщей декларации устанавливает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Отдельные положения Декларации имеют непосредственное отношение к исполнению наказания и обращения с осужденными. Так, ст. 9 говорит: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». Статья 5 Декларации и ст. 7 Пакта устанавливает: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию». Статья 7 Пакта запрещает привлечение человека к медицинским или научным опытам без его свободного согласия.
Важное значение для уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения имеет ст. 10 Пакта, в которой говорится, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В ч. 3 указанной статьи дается определение, что пенитенциарной системой для заключенных должен предусматриваться режим, «существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание».
Важное значение имеет положение о защите прав и свобод человека, которое содержится и в региональных международно-правовых документах универсального характера. На Европейском континенте в последнее время они разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы. Помимо международных актов общемирового значения, юридическую основу деятельности Совета Европы составляют Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с протоколами)1 и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (с протоколами)2 и др.
Анализируя Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, необходимо обратить внимание, что она исходит из принципов, изложенных в указанной выше Конвенции Генеральной Ассамблеи ООН против пыток 1984 г., но месте с тем имеет свои особенности. Они связаны с созданием специального внесудебного механизма контроля в области предупреждения пыток в местах заключения, который именуется Европейским Комитетом по предупреждению пыток3.
Из Конвенции вытекает, что все участники Конвенции договариваются о том, что Комитет имеет право посещать места заключения (в том числе и тюрьмы) с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области. Рекомендации, включаемые Комитетом в свои конфиденциальные доклады, признаны улучшать условия заключения с тем, чтобы устранить всякую возможность пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Важным международным документом, который имеет практическое значение и применяется в международной практике, применительно к системе пенитенциарных заведений, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Указанные Правила касались только классификации заключенных, физических условий их размещения, тюремных режимов, дисциплины, персонала учреждений и содействия освобожденным из мест лишения свободы.
В резолюции, в соответствии с которыми указанные Правила были введены в действие, и в самих Правилах говорится, что они носят рекомендательный характер, и не имеют обязательного статуса в международном праве. В ст. 1 Правил говорится, что они предназначены лишь для того, чтобы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями. Вместе с тем, во введении к Минимальным стандартным правилам, говорится, что они являют собой минимальные условия, которые рассматриваются в качестве приемлемых ООН, и как таковые признаны также обеспечить защиту заключенных от плохого обращения, особенно в том, что касается поддержания дисциплины и применения мер по наведению порядка в пенитенциарных заведениях.
После принятия Минимальных стандартных правил государствам-участникам было предложено каждые пять лет информировать Генерального секретаря ООН о ходе их выполнения.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными получили широкое признание в мире как авторитетные практические рекомендации по руководству местами лишения свободы и обращению с заключенными
Свод Принципов был принят специально для пенитенциарной системы. Принципы применяются для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Предусмотренные им правила относятся к процедуре судопроизводства (судебный контроль над арестами и задержаниями).
Обратим внимание, что все Принципы исходят из уважения человеческого достоинства и недопущения дискриминации. Они напоминают, что заключенные имеют все права, за исключением тех ограничений, которые влекут за собой тюремное заключение.
На региональном уровне были приняты Европейские тюремные правила.
Задача Европейских тюремных Правил состоит в том, чтобы оказать помощь персоналу учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и быть справочным пособием. Правила могут быть использованы для подготовки и принятия положений уголовно-исполнительного национального законодательства.
Автор обращает внимание, что, по сравнению с Минимальными стандартными правилами ООН, Европейские тюремные правила содержат более широкие требования к организации труда заключенных. Их работа должна «соответствовать современным рабочим стандартам и методам и должна быть организована так, чтобы отвечать современным системам управления и производственным процессам».
Заметим, что при вступлении Российской Федерации в Совет Европы в 1996 г. в практической реализации международных стандартов обращения с осужденными в ее пенитенциарной системе уделялось достаточное внимание. В Заключении по докладу о заявке России на вступление в Совет Европы было высказано пожелание, что в Российской Федерации «в соответствии со стандартами, установленными Рекомендацией Совета Европы, будут улучшены условия содержания заключенных»
Применение международных стандартов во всех государствах в той или иной мере, осложняет ряд факторов: экономический, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов и рост преступности, сопровождающийся усилением «карательных мер» в отношении населения и тем самым увеличения числа заключенных; зараженности ВИЧ-инфекцией и ростом наркомании и т.д. Все это свойственно и России. Имеются специфические факторы, которые, наряду с отмеченными выше обстоятельствами, дают основания утверждать, что полная реализация международных стандартов в России - задача, требующая длительного и кропотливого решения. Это касается самой сущности уголовного наказания в виде лишения свободы. Заметим, как в России, так и на Западе характер лишения свободы фактически определяется видом учреждения, в котором оно отбывается. В западной пенитенциарной системе ими, как Правило, являются тюрьмы. Из этого исходят как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, так и Европейские тюремные правила, о которых мы говорили выше. В соответствии с указанными документами определяются возможности классификации заключенных, материально-бытовые и медико-санитарное обеспечение, условия их размещения, меры безопасности, принципы управления уголовно-исполнительными учреждениями, способы организации труда заключенных и т.п.
Из Минимальных стандартных правил ООН вытекает: «заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира», причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, свободное передвижение, свободу и т.д. При такой ситуации пенитенциарная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения» (ст. 57). Европейские тюремные правила предписывают алогичный подход. Так, «Заключение в тюрьму путем лишения свободы является само по себе наказанием. Поэтому условия заключения и тюремные режимы не должны, кроме как в случае оправданной изоляции или для поддержания дисциплины, ухудшать страдания заключенных» (ст. 64).
Необходимо обратить внимание, что существующее в России лишение свободы - это все же несколько иное наказание, нежели то, которое отражено в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в Европейских тюремных правилах. Из проанализированных документов функциями режима, отбывания лишения свободы признаются изоляция, классификация осужденных, поддержание безопасности и дисциплины, например, в тюрьмах западных государств основным критерием классификации осужденных служит собственная безопасность, и заключенные разбиваются на категории в алфавитном порядке А, В, С, D. Для уголовно-исполнительной отечественной доктрины и практики традиционно бесспорна и карательная функция режима.
Реализация международных стандартов в российской системе не может успешно осуществляться без учета и изменения комплекса материально-бытовых условий исполнения наказания и реального социально-экономического положения населения. Но при всем этом в местах лишения свободы материально-бытовые условия не должны противоречить международно-правовым документам. В связи с этим Уголовно-исполнительный кодекс РФ отменил многие существовавшие ранее ограничения, и ввел нормы, которые позволили значительно улучшить питание осужденных и их медицинское обслуживание и материально-бытовое обеспечение как за счет собственных средств, так и помощи извне, в том числе и со стороны предприятий, где работают заключенные.
Количество заключенных в России в абсолютном и относительном выражении, как уже отмечалось, гораздо выше, нежели в развитых странах Европы. При этом пенитенциарный бюджет России в абсолютном выражении почти в четыре раза меньше итальянского, а среднедневная стоимость содержания одного заключенного в России в 70 раз меньше, нежели в Италии2. В Англии один заключенный стоит королевской казне чуть менее 300 млн рублей в год. Даже с учетом того, что цены в Англии в 2-3 раза выше российских; все же это в 30 раз больше, чем в России . В США каждое новое место для заключенного обходится более чем в 74 тыс. долларов (без учета капитальных затрат). Текущее содержание одного заключенного обходится примерно в 30 тыс. долларов в год'. По рекомендациям Совета Европы минимальный уровень затрат на содержание одного заключенного в тюрьме составляет 8 долларов в день.
Таким образом, В.А Уткин и А.И. Зубков считают, что реализация межгосударственных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе России имеет свои особенности.
В заключение следует отметить, что Россия, приняв новый Уголовно-исполнительный кодекс, сняла многие вопросы, возникающие у мирового сообщества по поводу соответствия международным стандартам в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. Теперь вопрос переводится в плоскость реального воплощения всех законодательных норм, в практическую деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Вместе с тем процесс совершенствования уголовно-исполнительного российского законодательства не только не завершен, но он находится в стадии активной проработки на уровне федерального центра. Думается, что процесс будет продолжен по мере укрепления социально-экономической базы государства и появления у него возможностей выделять больший объем ресурсного обеспечения этой сферы деятельности, а также правоприменительной практики, ставящей необходимость совершенствования тех или иных норм, институтов или Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в целом'.
В.А. Уткин и А.И. Зубков считают, что более полное воплощение в российское законодательство международных стандартов обращения с осужденными в ближайшей перспективе может происходить в следующих направлениях: обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных как минимум совместимых с положениями Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; снятие излишних ограничений, применяемых к осужденным, строжайшее соблюдение законности в деятельности персонала учреждений и органов; совершенствование подготовки персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; совершенствование системы органов и учреждений, исполняющих наказания, и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, поднятие престижа, профессионализма и социально-правовой защищенности сотрудников органов исполнения наказаний; упрочение юридических гарантий прав, свобод и законных интересов осужденных как при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, так и после их отбытия2.
Автор поддерживает позицию В.А. Уткина и А.И. Зубкова и считает, что Российская Федерация осуществляет реформирование своего внутреннего законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов обращения с осужденными, проявляет реальное желание сотрудничества в данной сфере деятельности на межгосударственном уровне с международными организациями и с Международным уголовным судом в частности.