Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:37, доклад
В эпоху, наступившую после «холодной войны», традиционная для ХХ века гонка вооружений между развитыми странами во многом потеряла смысл, поскольку США в техническом совершенствовании вооружений и военной техники теперь никто догнать, а тем более перегнать, не сможет.
Перед американским государством встала задача обеспечения кибербезопасности страны, то есть обеспечения уверенности в надежной и адекватной работе информационно–коммуникационных компьютерных систем, в том числе: информационной безопасности (information security); обеспечения восстановления нормальной работы системы и информационных ресурсов после возможных аварий, а также после случайных или несанкционированных вторжений.
Через шесть недель после террористических атак на Нью–Йорк и Вашингтон Конгрессом США был принят новый антитеррористический закон США, известный как «Патриотический Акт 2001 года». Этим законом Конгресс ввел новое законодательное понятие «кибертерроризм» и отнес к нему различные квалифицированные формы хакерства и нанесения ущерба защищенным компьютерным сетям граждан, юридических лиц и государственных ведомств, включая ущерб, причиненный компьютерной системе, используемой государственным учреждением при организации национальной обороны или обеспечении национальной безопасности.
2.1. Стратегия Национальной безопасности США в киберпространстве
Предотвращение компьютерных преступлений
было включено в сферу обеспечения
национальной безопасности США, а борьба
с преступностью в сфере IT
Поскольку именно пользователь знает слабые места используемого им участка киберпространства, в обеспечении информационной безопасности частных лиц, компаний, а также ресурсов национальной инфраструктуры правительство ориентируется на совместные усилия правительства, бизнеса и частных пользователей10[10] и в этом деле каждый пользователь должен оказать федеральному правительству заинтересованное содействие.11[11]
Как признается в современной Стратегии
национальной безопасности США, «самая
опасная угроза стране возникла на
перекрестке радикализма и
За десять лет появилось
более чем достаточное
Американские специалисты
признают, что широкое распространение
компьютеров и современных
Государство оказалось во многом не готово противостоять террористическим угрозам, оно просто не в состоянии обеспечить соответствующими системами компьютерной безопасности все частные банки, энергетические компании, предприятия транспорта и другие компоненты частного сектора. В правительственных документах отмечается, что в настоящее время с точки зрения безопасности сложились следующие неблагоприятные условия развития информационной инфраструктуры:
· чрезмерная скорость старения технологии;
· безграничность Интернета и неадекватность нормативно–правовой базы, регулирующей информационные потоки;
· невозможность идентификации преступника;
· ограниченные ресурсы обеспечения кибербезопасности.
В принятом в конце ноября 2002 г. новом Законе об исследованиях в области кибербезопасности (Cybersecurity Research and Education Act of 2002) понятие «кибербезопасности» определяется как научное, техническое, организационное, информационное и иное обеспечение компьютерной и сетевой безопасности, в том числе по следующим направлениям:
· – оперативная и административная безопасность систем и сетей;
· – инжиниринг систем безопасности;
· – системное информационное и программное обеспечение;
· – криптография;
· – оценка угроз и уязвимости компьютеров (сетей), управление рисками;
· – безопасность Web–сайта;
· – компьютерные действия в случае чрезвычайных ситуаций;
· – организация образования и подготовки кадров по кибербезопасности;
· – судебные дела, связанные с информацией и компьютерами;
– работа с конфиденциальной информацией.
В Законе приводится также
определение понятия «
а) оборудование, используемое
в исследовательских и
б) персонал технологической
поддержки (включая выпускников
ВУЗов), привлеченных к исследованиям
и образованию в области
В этом контексте IT–инфраструктура страны может быть определена как совокупность четырех основных элементов: 1) Интернета; 2) телекоммуникационных сетей; 3) встроенных функциональных автоматизированных систем (таких, например, как бортовая авионика и системы управления воздушным движением, компьютерные системы дистанционного управления объектами инфраструктуры и различными технологическими процессами (типа SCADA, см. ниже), системы банковских расчетов и проч.); и 4) просто компьютеров и мобильных коммуникаторов у потребителя.
Каждый из этих элементов по своему уязвим и может играть свою роль в предотвращении и нейтрализации террористических атак.
Кроме того, целью Закона являлось создание необходимого базиса знаний по укреплению защиты компьютерных и сетевых информационных систем от несанкционированного проникновения, а также обеспечить подготовку недостающих в настоящее время специалистов по компьютерной безопасности. В этой связи на исследования и образовательные программы, связанные с защитой национальной киберинфраструктуры от хакеров и террористов на предстоящие пять этот Закон предусматривал выделение лет более 900 млн. долл. Был учрежден Центр исследований по компьютерной безопасности, а также профинансированы программы специальных стипендий NSF и Национального института стандартов (NIST). NIST предписывалось предоставить партнерские гранты университетам и частным компаниям для учреждения Центра. Закон также предписывает NIST разработать и рекомендовать федеральным агентствам инструменты контроля над наличием элементов безопасности на всех используемых федеральными ведомствами аппаратных и программных средствах.
Суть этого Закона состоит в том, чтобы обеспечить под эгидой Национального научного фонда (National Science Foundation) финансирование и запустить в ВУЗах США реализацию ряда программ, расширяющих подготовку специалистов по кибербезопасности, в частности, программ послевузовской специализации студентов (аспирантуры), а также программ, стимулирующих наиболее продвинутых студентов участвовать в реальных исследованиях и разработках по актуальным вопросам кибербезопасности (так сказать, «на докторском уровне»).
Этим законом NSF уполномочивается финансировать предоставление наиболее продвинутым преподавателям университетов 25 годовых грантов и годичных отпусков для научной работы по тематике кибербезопасности. Имеется в виду проведение такой работы в Агентстве национальной безопасности, Министерстве обороны, Национальном институте стандартов и технологий, исследовательских лабораториях Министерства энергетики и других институтах, работающих по данной тематике. Предполагается предоставление ведущим организациям грантов, имеющих целью ускорение развития инфраструктуры кибербезопасности (при этом организация, которой предоставляется грант, должна выполнить по нему не менее 25% работ). Помимо грантов, на предстоящие четыре года Закон учреждает премии за выдающиеся работы по кибербезопасности, а также повышение качества подготовки кадров по соответствующим специальностям.
2.2. Ставка на
технический прогресс и
Сказанное позволяет заключить: как и всегда, в решении возникших проблем, американское государство ориентируется на то, что основу противодействия терроризму могут и должны составить достижения науки и техники. При этом правительство рассчитывает на то, что в этой войне научное сообщество США будет в состоянии обеспечить государству технологическое опережение (лидерство); поставлена задача – «сделать так, чтобы всегда быть на один шаг впереди хакеров (террористов)».
В этом контексте упомянутый Закон можно сравнить с законами, принятыми Конгрессом США после запуска Советским Союзом первых искусственных спутников Земли. В его преамбуле отмечается, что:
· от эффективного функционирования информационных технологий зависят все критически важные элементы базисной экономической инфраструктуры страны;
· возрастающая зависимость от этих технологий сделала США уязвимыми по отношению к угрозам кибертерроризма;
· давно ведущиеся исследования в области методов и технологий обеспечения безопасности самой информационной инфраструктуры остаются прискорбно неадекватными;
· здесь возник критический дефицит образовательных институтов, специализирующихся на дисциплинах, связанных с кибербезопасностью;
· передовые образовательные сообщества, работающие в областях, связаных с кибербезопасностью, должны помочь в проведении исследований и распространении знаний о практических возможностях своих достижений;
· университеты США ежегодно присваивают около 1000 ученых степеней «Ph.D» по специальности «компьтерные науки», однако на вопросах кибербезопасности из них специализируются менее чем 0,3 %, еще меньше остаются работать по этой специальности на факультетах.
В правительственных документах отмечается,
что противодействие
· чрезмерно высокой скоростью морального старения технологий, которая препятствует разработке и реализации стратегии технологического обеспечения кибербезопасности;
· выходом Интернета за рамки и национальной, и международной нормативно–правовой базы, что зачастую делает невозможным как предотвращение преступлений, так и идентификацию киберпреступников;
· ограниченностью ресурсов, имеющихся в распоряжении американского государства, которое просто не в состоянии обеспечить адекватными системами компьютерной безопасности не только все частные банки, энергетические компании, предприятия транспорта и другие находящиеся в частной собственности уязвимые составляющие инфраструктуры, но даже правительственные учреждения;
· незаинтересованностью корпораций «выносить сор из избы», сообщая правоохранительным органам о взломах их сайтов и коммерческих порталов.
Прошедшие в Конгрессе США, слушания
обнаружили, что американское государство
к противодействию