Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:27, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод МЧП
Международное частное право – это комплексная правовая система, объеди¬няющая нормы внутригосударственного законодательства, международных догово¬ров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, "осложненные" иностранным элементом (т. е. отношения международ¬ного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового ме¬тодов.

Файлы: 1 файл

Ответы по МЧП.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

К договору о наследовании применяется право государства  местожительства наследодателя  на момент заключения договора, а в  случае, указанном в ст. 25 Закона, - право государства гражданской принадлежности лица. Применимое право определяет допустимость, действительность, содержание и обязательность для исполнения договора о наследовании, а также наследственно-правовые последствия.

Взаимное завещание  должно в момент его составления  соответствовать праву государств местожительства обоих завещателей или праву совместно ими выбранного государства местожительства одного из супругов.

В российском законодательстве право, подлежащее применению к отношениям по наследованию, иными словами, статут наследования определен ст. 1224 ГК РФ. Приведем п. 1 ст. 1224:

«1. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где  наследодатель имел последнее место  жительства, если иное не предусмотрено  настоящей статьей.

Наследование недвижимого  имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву».

Из приведенного текста могут быть сделаны следующие  выводы:

-  по российскому праву статутом наследования признается право страны последнего места жительства наследодателя;

-  российское право  исходит из двух статутов наследования: к наследованию движимого имущества  должно применяться право последнего  места жительства наследодателя, а к наследованию недвижимого имущества - право страны места нахождения этого имущества (lex rei sitae). Эти коллизионные нормы носят двусторонний характер. В то же время в отношении недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр в Российской Федерации, установлена односторонняя коллизионная норма, поскольку в ней содержится отсылка к российскому праву. Как отмечалось в комментариях к третьей части ГК РФ (, это правило имеет практическое значение только для тех видов недвижимого имущества, которое, несмотря на его государственную регистрацию в России, может находиться вне российской территории (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты). Приведенный выше перечень согласно ст. 1207 ГК РФ является исчерпывающим. Из этого следует сделать вывод, что автотранспортные средства хотя и подлежат государственной регистрации в России, к недвижимому имуществу отнесены быть не могут.

Статутом наследования движимого имущества определяется решение целого ряда вопросов наследования движимости, в частности:

-  о возможных основаниях  перехода имущества по наследству (наследственный договор, дарение  на случай смерти и др.);

-  о составе наследства (об имуществе, которое входит  в состав наследства);

-  о круге наследников  по закону, очередности призвания их к наследованию и их долях;

-  о времени открытия  наследства;

-  о круге лиц,  которые не могут быть наследниками (в том числе о "недостойных"  наследниках);

-  о свободе завещания  и ее ограничениях;

-  о завещательном  отказе, возложении и других обременениях, возлагаемых на наследников;

-  о возможности  завещания имущества под условием;

-  о разделе наследства;

-  об ответственности  наследников по долгам наследодателя;

-  о наследовании  выморочного имущества (см. § 4 настоящей главы).

Раздел V части третьей  ГК РФ, посвященный наследственному  праву, устанавливает определенное изъятие из принципа применения к  наследственным отношениям права места  жительства наследодателя. Согласно ст. 1115, если постоянное место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории России, неизвестно или находится за пределами России, местом открытия наследства в России признается место нахождения такого имущества.

Согласно Минской конвенции 1993 г. (ст. 45) и Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 48) право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству государства, на территории которого находится это имущество, а право наследования иного имущества - по закону государства, на территории которого наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Как отмечалось выше, такой же подход был применен при принятии части третьей ГК РФ.

Аналогичные положения  содержатся в ряде договоров о  правовой помощи, заключенных Россией  не только со странами СНГ, но и с  другими странами. Большинство договоров о правовой помощи России с другими странами предусматривают применяемые в отношении наследования движимого имущества права страны последнего постоянного места жительства наследодателя, а несколько договоров - права страны, гражданином которой был наследодатель (договоры с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНДР, Болгарией, Румынией). Так, по договору с Эстонией, право наследования движимого имущества регулируется законодательством стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, недвижимого имущества - законодательством стороны, на территории которой находится имущество (ст. 42). По договору с Польшей правовые отношения в области наследования движимого имущества регулируются законодательством той стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Правовые отношения в области наследования недвижимого имущества регулируются законодательством стороны, на территории которой находится это имущество. Вопрос о том, какое наследственное имущество следует считать движимым, а какое недвижимым, решается в соответствии с законодательством стороны, на территории которой находится имущество (ст. 39).

 

Вопрос 31.

 

Международное частное  право регулирует гражданско-правовые в широком смысле слова отношения, возникающие в условиях международной жизни (или, если следовать принятой терминологии, "осложненные иностранным элементом"). Проявления иностранного элемента, осложняющего отношения по наследованию, многообразны: иностранное гражданство участников (участника) такого отношения, проживание их (его) за границей, нахождение за границей всего или части наследственного движимого и/или недвижимого имущества, составление за рубежом завещательного распоряжения и др. Наличие иностранного элемента в составе отношения по наследованию обусловливает постановку коллизионного вопроса, преодолеваемого с помощью средств международного частного права. Коллизии законов в сфере отношений по наследованию объясняются различиями, нередко существенными, в содержании норм наследственного права отдельных стран и относительно скромными успехами в его унификации.

Как отмечал один из основоположников российской цивилистики Д.И. Мейер, "право наследования у каждого  народа своеобразно..." *(273). Много  лет спустя Л.А. Лунц, констатируя  серьезные расхождения в содержании законов зарубежных стран, регулирующих переход имущества умершего к его правопреемникам, обращал внимание на определенный консерватизм, отличающий правовое регулирование наследственного правопреемства, медленные темпы его развития; указывалось и на то, что интернационализация экономических отношений еще относительно слабо влияет на законодательство в области наследования отдельных стран, мало содействует его сближению *(274). Различия касаются и способов решения нередко сложных коллизионных вопросов наследственных отношений.

Наследование - один из старейших  институтов гражданского права; с обращением к этому институту связана  и история становления международного частного права: одна из ее ранних страниц  напоминает о договоре князя Олега с греками (911 г.), содержавшем положение о наследовании имущества русских, находившихся на службе в Греции. Подверженное влиянию национальных традиций, религиозных и иных воззрений, законодательство, регламентирующее отношения по наследованию, особенно его материально-правовые предписания, - далеко не самый "удобный" материал для международно-договорной унификации. Тем не менее ознаменовавший последние десятилетия минувшего века "всплеск" унификационных работ в области международного частного права принес ощутимые результаты и в сфере наследственных отношений, выразившиеся прежде всего в подписании ряда многосторонних международных договоров универсального характера. К таким договорам относятся Гаагские конвенции: о коллизиях законов, касающихся формы завещательных распоряжений, 1961 г.; относительно международного управления имуществом умерших лиц 1973 г. *(275); о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности, и о его признании 1985 г.; о праве, применимом к наследованию имущества умерших лиц, 1989 г.; а также Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания 1973 г. *(276)

Региональными международными договорами, решающими, в частности, вопросы наследования, являются Конвенция о международном частном праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте), Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция). Российской Федерацией и большинством других стран СНГ 7 октября 2002 г. подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишиневская конвенция). Эта Конвенция не внесла существенных изменений по сравнению с положениями Минской конвенции в регулирование отношений по наследованию. Как и Минская конвенция, Кишиневская конвенция не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются или могут стать. Это означает, что в случае расхождения норм названных конвенций с нормами двусторонних международных договоров, действующих в отношениях между одними и теми же странами, применяются нормы двусторонних договоров *(277).

Российская Федерация  участвует в двусторонних международных договорах, регулирующих и наследственные отношения (о правовой помощи, консульские конвенции и др.). Наиболее широкий круг вопросов, касающихся отношений по наследованию, предусматривают продолжающие действовать для России договоры о правовой помощи, заключенные в прошлом СССР с рядом стран Восточной Европы, КНДР, Кубой, Монголией, а также договоры о правовой помощи между Российской Федерацией и странами - бывшими союзными республиками, договоры о правовой помощи с Египтом, Ираном, Польшей.

 

Вопрос 32, 33.

 

 Всеобщая декларация  прав человека 1948 г. признает за  каждым человеком право на  труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и на защиту  от безработицы (ст. 23).

   Государства-участники  Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст. 6). Участвующие в этом Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: а) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Кроме того должны быть гарантированы условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

   Конвенции и  рекомендации МОТ. МОТ является  одной из старейших специализированных  учреждений ООН. Она создана  в 1919 г. в соответствии с  Версальским мирным договором.  Одной из основных задач МОТ сводится к подготовке и принятию конвенций и рекомендаций по вопросам условий труда и жизни трудящихся. Российская Федерация участвует в 47 конвенциях МОТ.

 

  Так, в 1958 г. МОТ  одобрила Конвенцию «Дискриминация  в области труда и занятий», в 1949 г. -Конвенцию «О трудовых статьях в договорах, заключенных государственными органами власти» и Конвенцию «О трудящихся-мигрантах», в 1975г.- Конвенцию «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения».

   Конвенция 1949 г.  «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная)»  устанавливает, что государство-член  МОТ, участвующее в данной конвенции,  обязуется предоставлять без  дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении таких вопросов, как заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы и т. д.

   Конвенции и  рекомендации МОТ защищают мигрантов на всех стадиях. Приоритет в полномочиях и надзоре над вербовкой мигрантов должен быть у компетентных государственных органов власти (Конвенция № 97). В соответствии с Рекомендацией № 100 мигранты не должны оплачивать проезд в страну по найму. Рекомендация № 97 предусматривает освобождение работников от уплаты таможенных пошлин по прибытию к месту работы и им должна оказываться помощь в обустройстве и получении соответствующей работы. Ряд конвенций МОТ определяет вопросы, в частности такие как: минимальный размер и форма выплаты зарплаты, условия труда, техника безопасности, поощрение, социальное обеспечение, здравоохранение и безопасность, права профсоюзов, свобода передвижения и право обращения в суд.

   Согласно Рекомендации  № 151 мигранты имеют право обжаловать решение о досрочном прекращении их занятости и не несут расходов на осуществление административных или юридических процедур, если они выдворены из страны.

   Ряд вопросов, касающихся условий труда, закреплены  в Конвенциях «О прекращении трудовых отношений» 1982 „г., «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г., «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», «О сохранении прав в области социального обеспечения» 1982 г., «О свободе ассоциаций и защиты права на организацию» 1948 г.

   В декабре 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН  приняла Международную конвенцию  о защите прав всех трудящихся -мигрантов и членов их семей.  Согласно ст. 8 Конвенции трудящиеся-мигранты  и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. По окончании своего пребывания в государстве работы по найму трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, вывозить свое личное имущество и вещи.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"