Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:27, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод МЧП
Международное частное право – это комплексная правовая система, объеди¬няющая нормы внутригосударственного законодательства, международных догово¬ров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, "осложненные" иностранным элементом (т. е. отношения международ¬ного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового ме¬тодов.

Файлы: 1 файл

Ответы по МЧП.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

  Международные нормы  по защите мигрантов содержатся  в двусторонних договорах, конвенциях, принятых в рамках ООН, МОТ  и других организаций.

  Двусторонние договоры  в большом количестве стали заключаться в 60-х годах. Испытывая острый дефицит в рабочей силе, ряд западноевропейских стран, в частности, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швейцария заключили двусторонние договоры об импорте рабочей силы с Алжиром, Испанией, Грецией, Португалией, Турцией, Марокко и Тунисом.

 

  В 70-е годы развивающиеся  страны подписали договоры о  вербовке рабочих под государственным  надзором. В качестве примера  можно упомянуть соглашение между  Бангладеш и Ливией; Оманом и  Ираном; Иорданией и Габоном. В двусторонних договорах решаются следующие вопросы:

  - статус компетентного  органа государства, занимающегося  вопросами направления трудящихся  в зарубежные страны;

  - порядок обмена  информацией и уведомление о  вакансиях. Должна ли страна  эмиграции обмениваться со страной иммиграции? Каким образом рабочие из стран эмиграции могут получать информацию о наличии индивидуальных вакансий или однопрофильных групповых вакансий?

  - нелегальные мигранты. Каков порядок урегулирования  статуса мигрантов, если их въезд, пребывание и занятость являются незаконными? Должны ли они быть отправлены обратно? Обязана ли страна эмиграции принять их назад?

  - список кандидатов. Каким образом страна эмиграции  должна составлять списки кандидатов, желающих получить работу за рубежом? Какие сведения о трудящихся необходимо включать в список?

  - предварительный  отбор. Несет ли компетентный  орган отправляющей стороны ответственность  за предварительный отбор из  списка кандидатов тех лиц,  которых можно считать подходящими  на предлагаемые вакансии?

  - медицинское обслуживание. Должны ли кандидаты пройти  до отбора медицинское обследование? Если да, то врач какой страны  должен проводить обследование?

  - въездные документы.  Какие удостоверения личности, визы, паспорта и другие документы требуются для въезда?

  - вид на жительство  и разрешение на трудоустройство.  Обязаны ли трудящиеся-мигранты  получать разрешение на проживание  и трудоустройство в принимающей  стране? Если да, то кто их выдает? Сколько должно быть разрешений?

  - трудовой договор. Должен ли к договору прилагаться основной договор или образец договора? Должен ли он составляться на нескольких языках?

  - жилище. Кто несет  расходы на жилище, когда рабочий  приезжает в страну миграции?

   - юрисдикция. В  случае возникновения спора между сторонами договора, должен ли решаться вопрос согласно законодательства той страны, где возник этот спор?

   Трудовые правоотношения  в рамках СНГ. Учитывая важность  в области миграции трудовых  ресурсов в странах СНГ, в  целях сближения национальных законодательств и обеспечения гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ». Действие этого документа распространяется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъекты всех форм хозяйствования, занимающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию республики рабочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами. В соответствии со ст. 3 трудовой миграцией признается: а) выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту); б) въезд граждан других государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются; в) приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

   В ст. 5 Рекомендательного  законодательного акта закреплен  коллизионный принцип 1ех 1ос11аЬоп8. В частности, въезд граждан  на территорию государства трудоустройства,  пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действующим на территории государства трудоустройства законодательством и соответствующими соглашениями. Соответствующие органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства.

   Ограничения на  въезд трудящихся-мигрантов допускаются  лишь в случаях, прямо предусмотренных  в законодательстве государства  трудоустройства. Въезд трудящихся-мигрантов  может быть ограничен: а) с учетом ситуации во внутреннем рынке труда; б) по соображениям национальной безопасности; в) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; г) для определенных категорий лиц, совершавших преступления против мира, человечества или иные тяжкие преступления, предусмотренные в законодательстве государства трудоустройства.

  В Рекомендательном  законодательном акте закреплен  еще один важный принцип - принцип  равенства. При заключении договоров  (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-мигранты имеют равные права с гражданами государства при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, установлении условий оплаты труда, режима работы, охраны здоровья и гигиены труда, социальной защиты трудящихся-мигрантов. Не допускается дискриминация трудящихся-мигрантов и членов их семей по признаку национальности, расы, религии и пола.

  Трудящимся-мигрантам  из стран СНГ гарантируется  признание на всей территории  дипломов, свидетельств об образовании,  соответствующих документов о  присвоении звания, разряда, квалификации и других необходимых для трудоустройства документов, полученных в государстве выезда, а также трудового стажа, включая стаж на льготных условиях и по специальности.

   Право трудящегося-мигранта  на жизнь и охрану здоровья  гарантируется в соответствии с действующим законодательством государства постоянного места жительства и государства трудоустройства. Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится государством, законодательство которого распространяется на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или иного повреждения здоровья.

   Наниматели (работодатели) должны обеспечить уполномоченные органы и трудящихся-мигрантов объективной информацией о характере работы, оплаты труда и условиях проживания, социального обеспечения, медицинского обслуживания, проезда трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту трудовой деятельности и возвращения в государство выезда.

   В апреле 1994 г.  Российская Федерация, Украина,  Молдова, Армения подписали Соглашение  о сотрудничестве в области  трудовой миграции и социальной  защиты трудящихся-мигрантов. В  дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Белоруссия. Оно регулирует основные направления сотрудничества государств-участников в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства-участника Соглашения. В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris). Под «стороной трудоустройства» понимается государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта). Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.

   Каждая из сторон  Соглашения признает (без легализации)  дипломы, свидетельства об образовании,  соответствующие документы о  присвоении звания, разряда, квалификации  и другие необходимые для осуществления  трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.

   Трудовая деятельность  работника оформляется трудовым  договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

  Налогообложения  трудовых доходов работников  стороны трудоустройства осуществляется в соответствии с законодательством страны трудоустройства.

  Вопросы пенсионного  обеспечения работников и членов  их семей регулируются Соглашением  о гарантиях прав граждан государств-участников  СНГ в области пенсионного  обеспечения от 13 марта 1992 г. или/и двусторонними соглашениями.

  Трудящиеся-мигранты  пользуются социальным страхованием  и социальным обеспечением (кроме  пенсионного) в соответствии с  действующим на территории стороны  трудоустройства законодательством.  Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) стороны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

  Порядок возмещения  работнику вреда, причиненного  увечьем, профессиональным заболеванием  либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением им трудовых обязанностей, регулируется законодательством стороны трудоустройства (если иное не предусмотрено отдельным соглашением).

  Двусторонние договоры  РФ. Российская Федерация заключила  большое количество двусторонних  договоров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности, таковыми являются:

  - Российско-китайское  Соглашение о принципах направления  и приема китайских граждан  на работу на предприятиях, в  объединениях и организациях  России, 1992 г.;

  - Российско-вьетнамское  Соглашение о принципах направления  и приема вьетнамских граждан  на работу на предприятиях, в  объединениях и организациях  Российской Федерации, 1992г.;

 

  - Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РОССИЙСКОЙ Федерации, 1994 г.;

  - Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики  Беларусь о трудовой деятельности  и социальной защите граждан  Российской Федерации, работающих  на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, 1993 г.;

  - Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Республики Молдова о защите  граждан Российской Федерации  и Республики Молдова, работающих  за пределами границ своих  государств, 1993 г.;

  - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г.;

  - Соглашение между  Правительствами государств СНГ  о сотрудничестве в области  охраны труда 1994 г., о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, 1994 г.; о временном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г.;

  - Соглашение о  гарантиях прав граждан государств-участников  Содружества Независимых Государств  в области пенсионного обеспечения  1992 г.

 

Вопрос 34.

Специфическая разновидность  выезда российского гражданина на работу за пределы РФ- это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимателем). Речь в данном случае идет о внешней трудовой миграции из России, или об экспорте российской рабочей силы. Ее следует отличать от эмиграции, т.е. переезда гражданина РФ на постоянное место жительства в зарубежную страну с отказом от гражданства РФ или без намерения возвратиться на родину.

Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому договору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят (за некоторыми исключениями) из-под сферы действия российского законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. Па них распространяются трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство приема мигрантов признает эти правила.

Факт выхода работников-мигрантов  из сферы действия своего законодательства не означает, что государство происхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом. В Конституции РФ (п.2 ст. 61) имеется -положение о том. что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это закреплено и в ст. 4 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 18 июля 1996 г. Она объясняет, что граждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровительством РФ. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите ее 1раждан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международными договорами РФ.

Применение  труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых отношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"