Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по международному праву. 56 вопросов
Правовое
положение белорусских граждан
за рубежом.
Как уже отмечалось, иностранные
граждане, находясь за пределами своего
государства, сохраняют с ним
правовую связь, подчиняются его законам.
Вместе с тем они должны соблюдать законы
страны пребывания. Это в полной мере относится
и к .гражданам РБ. Их правовой статус за
рубежом определяется:
во-первых, з/д-вом страны пребывания; во-вторых,
белорусским з/д-вом. Кроме того, правовой
статус граждан РБ за рубежом определяется
м/н договорами, заключенными РБ с иностранными
государствами.
Граждане РБ за рубежом могут проживать
постоянно (эмигранты) или находиться
там временно. В ст. 12 Пакта о гражданских
и политических правах предусмотрено,
что "каждый человек имеет право покидать
любую страну, включая собственную".
Гражданская правоспособность гражданина
РБ за рубежом по общему правилу
определяется законом страны пребывания.
Применение белорусского закона допускается
лишь при наличии соответствующего международного
договора, участником которого является
РБ.
Гражданская дееспособность гражданина
РБ за рубежом, как правило, определяется
личным законом, т.е. законом РБ.
З/д-вом многих стран предусмотрен для
иностранных граждан разрешительный -порядок
въезда на территорию государства: на
въезд они должны получить специальное
разрешение (визу). В соответствии с м/н
соглашениями возможен и безвизовый въезд.
Согласно закону США об иммиграции и гражданстве
в эту страну ежегодно может въехать на
постоянное место жительства лишь определенное
число иностранных физических лиц определенной
национальности. Предпочтение на въезд
отдается специалистам высокой квалификации,
родителям американских граждан, супругам
и детям иностранцев, постоянно проживающих
в США.
Граждане РБ за рубежом могут пользоваться
всеми имущественными и личными неимущественными
правами, предусмотренными иностранными
законами, хотя эти права и неизвестны
белорусскому з/д-ву. Следовательно, они
вправе в случае необходимости пользоваться
защитой этих прав со стороны местных
органов страны пребывания.
Граждане РБ за рубежом (как и другие иностранные
граждане) не пользуются избирательным
правом. Они также не могут быть избраны
в выборные государственные органы, занимать
определенные должности в стране пребывания.
В некоторых странах (Великобритания,
Канада, США, Франция, ФРГ и др.) широкие
полномочия в отношении иностранных граждан
предоставлены местным властям. Так, согласно
закону Великобритании об иммиграции,
управление по вопросам занятости выдает
иммигрантам разрешения на работу в определенной
должности, в определенной форме и на определенный
срок.
З/д-вом ряда стран для иностранных граждан
установлены и некоторые другие ограничения
в сфере трудовых прав. Например, во Франции
в списке профессий, запрещенных для иностранцев
или требующих специального разрешения,
значится несколько десятков профессий.
В частности, иностранец во Франции не
может быть владельцем морского судна,
редактором газеты или журнала, директором
школы, аптекарем, адвокатом, занимать
ряд должностей в судебной системе.
В Великобритании иммигранты из стран,
не входящих в ЕЭС, не вправе менять свою
работу без ведома и согласия управления
по вопросам занятости. Они так же (как
и в ФРГ) не имеют права на создание своих
профсоюзов, лишены и некоторых других
прав.
Граждане РБ, находясь за рубежом, должны соблюдать законы страны
пребывания, с уважением относиться к
местным традициям и обычаям.
За совершенные преступления и иные правонарушения
граждане РБ за рубежом несут ответственность
по законам страны пребывания.
Таким образом, правовой статус граждан
РБ за рубежом устанавливается по-разному.
В одних государствах объем прав и обязанностей,
которыми они обладают, шире, в других
государствах уже.
Как записано в ст. 5 Закона о гражданстве
РБ, "государство защищает права и законные
интересы граждан РБ на своей территории
и за ее пределами". В случае, если в
стране пребывания отсутствуют дипломатические
представительства и консульские учреждения
РБ, защита прав и законных интересов белорусских
граждан может по договоренности осуществляться
соответствующими организациями других
государств (в частности, консульскими
учреждениями России).
Личный статус и национальность физического лица.
Правовой статус иностранного гражданина
условно можно разделить на две части:
правовой статус гражданина своего государства
и правовой статус гражданина страны пребывания.
Иностранный гражданин, находясь за пределами
своего государства, сохраняет с ним правовую
связь, подчиняется его законам. В то же
время он должен соблюдать законы и иные
нормативные акты страны пребывания-
В правовом положении лиц без гражданства
немало общего с иностранными гражданами,
но имеются и существенные различия. Так,
иностранные граждане подчиняются не
только правопорядку страны пребывания,
но и сохраняют права и обязанности по
отношению к своему государству. Вместе
с тем лица без гражданства подчиняются
лишь правопорядку страны пребывания,
которая полностью определяет их правовое
положение. Если лицо без гражданства
переезжает на жительство в другое государство,
его правовая связь с прежним государством
автоматически прекращается и устанавливается
новая правовая связь с государством,
в котором это лицо находится.
Международная конвенция 1954 г. о статусе
лиц, не имеющих гражданства, приравнивает
этих лиц (апатридов) в правах к иностранным
гражданам.
Независимо от того, где находится человек
(в своем государстве или за границей),
он сохраняет свое гражданство.
Гражданство - это юридическая принадлежность физического
лица к тому или иному государству. Данное
лицо имеет права и несет по отношению
к своему государству определенные обязанности.
В свою очередь государство обеспечивает
защиту прав и законных интересов этого
лица как на своей территории, так и за
ее пределами.
В государствах с монархической формой
правления (Великобритания, Швеция, Япония
и др.) гражданству терминологически соответствует
подданство.
В основе приобретения гражданства по рождению лежат два основных принципа:
1) территориальный - право почвы;
2) национальный - право крови.
Согласно принципу "право почвы"
гражданство ребенка определяется местом
его рождения и не зависит от гражданства
родителей. Данный принцип характерен,
например, для ряда государств Латинской
Америки.
Принцип "право крови" означает, что
гражданство ребенка устанавливается
по гражданству его родителей и не зависит
от места рождения. Этому принципу отдают
предпочтение многие государства Европы
и Азии.
В Республике Беларусь действует Закон
о гражданстве от 18 октября 1991 г., где указано,
что гражданство РБ приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство РБ;
3) по другим основаниям, предусмотренным
законом. В соответствии с белорусским
законом о гражданстве ребенок, оба родителя
которого на момент его рождения состояли
в гражданстве РБ, является гражданином
РБ независимо от места своего рождения
(ст. 9 Закона), т.е. применяется принцип
"право крови".
При различном гражданстве родителей
вопрос о гражданстве ребенка в РБ решается
по-иному. В этом случае основным критерием
определения гражданства ребенка выступают
место рождения ребенка и место постоянного
жительства родителей (ст. 10 Закона).
Ребенок, родители которого являются лица
без гражданства и который родился на
территории РБ, считается гражданином
РБ (ст. 11 Закона).
РБ " участник м/н конвенции 1957 г. о гражданстве
замужней женщины, предусматривающей,
что вступление женщины в брак с гражданином
иностранного государства, а также расторжение
с ним брака автоматически не влекут за
собой изменения гражданства этой женщины.
Приобретение гражданства какого-либо
государства лицом, не имеющим гражданства
или имеющим гражданство другого государства,
в юридической литературе получило название натурализация.
Белорусский закон о гражданстве содержит
специальную норму (ст. 29), где указано,
какие органы государственной власти
могут принять решение по вопросам гражданства.
В действующем законодательстве РБ нашел
свое воплощение демократический характер
приема в гражданство, что выгодно отличается
от правил приема в гражданство некоторых
зарубежных стран, где установлены различные
цензы религиозного, возрастного, расового
и иного характера. В Великобритании, например,
по Закону об иммиграции иностранные граждане
получают право на натурализацию лишь
после пятилетнего пребывания в стране.
Такого рода условия натурализации иностранных
граждан содержатся в законодательстве
ФРГ, Франции, Швейцарии и некоторых других
государств.
В предусмотренных законом случаях одно
и то же лицо одновременно может иметь
гражданство двух или нескольких государств
(бипатризм). Международная Конвенция
1930 г. о некоторых вопросах, относящихся
к коллизии законов о гражданстве, содержит
следующее правило: "Лицо, обладающее
одним или двумя гражданствами, может
рассматриваться каждым государством,
гражданством которого оно обладает, как
его гражданин". Отсюда следует, что
лицо, обладающее двойным гражданством,
может нести определенные обязанности
одновременно по отношению к нескольким
государствам. В этих государствах данное
лицо нельзя рассматривать как иностранца.
Но если оно находится в третьем государстве,
где гражданства не имеет, его следует
считать иностранцем.
З/д-во большинства государств негативно
относится к двойному гражданству. На
этих позициях стоит и белорусский закон
о гражданстве. В ст, 20 Закона указано,
что гражданство РБ утрачивается вследствие
приобретения лицом гражданства другого
государства.
В международных соглашениях по вопросам
устранения двойного гражданства предусматриваются,
в частности, следующие правила:
1) родители, которые являются гражданами
различных государств, могут по обоюдному
соглашению избрать для своего ребенка
гражданство любой из сторон;
2) если родители не подали заявление о
выборе гражданства, ребенок считает гражданином
того государства, на территории которого
он родился;
3) если ребенок родился на территории
третьего государства и его родители не
подали заявление о выборе гражданства,
ребенок считается гражданином того государства,
на территории которого родители имели
постоянное место жительства до выезда
в третье государство.
Правовое
положение иностранных
Юридические лица:
Отечественные юридические лица.
Иностранные юридические лица.
Международные неправительственные организации.
Существует 2 концепции юридического
лица:
Теория фикции (Савиньи)
- человек и только он является действительным субъек
Теория реальности юр.
лица -- юр. лицо - реально существующий
субъект права, который необходим
для нормального
Признаки юр. лица: (ст. 44 ГК):
Юр. лицо -- организация,
которая имеет
обособленное имущество в собственности, ХВ или ОУ.
Несет самостоятельную ответственность оп обязательствам
Может от своего имени
приобретать и осуществлять личные
неимущественные и
Быть истцом и ответчиком
Иметь самостоятельный баланс или смету
Статут -- личный закон, непосредственно
определяющий правовое положение предприятия,
т.е.:
Является ли вообще это предприятие юр. лицом
Определяет правоспособность юр. лица, порядок совершения сделок административными органами юр. лица
Вопросы учреждения, деятельности и ликвидации юр. лица и другие вопросы
Как же определить национальность юр.
лица? есть 3 + 1 концепции:
1. Доктрина оседлости -- статут = закон места
нахождения его административного центра
и в Уставе юр. лица указывается место
нахождения этого адм. органа (это страны
континентальной системы права: Герм,
Австрия, Фр, Швейцария). Эта система достаточно
удобна, ведутся даже спец. реестры с указанием
места нахождения адм. органа этого юр.
лица.
2. Доктрина места эксплуатации -- места
осуществления основного вида деятельности
(в странах где есть транс-корпорации)
3. Доктрина инкорпорации -- статут = закон
государства, где это юр. лицо создано
и зарегистрировано. Такое юр. лицо может
быть создано на основании решения зак-адм.
органа, местного органа власти:
3.1. Признание юр. лица посредством издания
спец. норм. акта (США, Англия, РБ)
3.2. Решение административного органа
3.3. Выполнение учредителями всех требований
закона
4. Теория контроля (по Богуславскому) --
национальность того, кто фактически контролирует
деятельность
В РБ: Статья 1111. Закон юридического лица
Законом юридического лица считается
право страны, где это юридическое лицо
учреждено.
Правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву.
Статья 1110. Правоспособность иностранных
организаций, не являющихся юридическими
лицами по иностранному праву
Гражданская правоспособность иностранных
организаций, не являющихся юридическими
лицами по иностранному праву, определяется
по праву страны, где организация учреждена.
Статья 1112. Правоспособность иностранного
юридического лица
1. Гражданская правоспособность иностранного
юридического лица определяется по праву
страны, где учреждено юридическое лицо.
2. Иностранное юридическое лицо не может
ссылаться на ограничение полномочий
его органа или представителя на совершение
сделки, не известное праву страны, в которой
орган или представитель иностранного
юридического лица совершил сделку.
Статья 1113. Национальный режим деятельности
иностранных юридических лиц в РБ
Иностранные юридические лица осуществляют
в РБ предпринимательскую и иную деятельность,
регулируемую гражданским з/д-вом, в соответствии
с правилами, установленными этим з/д-вом
для такой деятельности юридических лиц
РБ, если з/д-вом РБ для иностранных юридических
лиц не предусмотрено иное.
Эта статья фиксирует национальный режим
деятельности иностранного юр. лица в
РБ. Оно может:
Осуществлять хоз. деятельность
Заключать договора
Совершать сделки
Участвовать в любых правоотношениях как и юр. лица РБ
Открывать представительства и филиалы
Установление нац. режима для иностранного
юр. лица означает, что никакое официальное
разрешение для деятельности иностр.
юр. лица на территории РБ не требуется.
Белорусская правовая система не
требует признания
v Обособленное структурное подразделение,
через которое
Ø осуществляется хоз. деятельность на
территории РБ
Ø место производства товаров, оказания
услуг
v юр. или физ. лица РБ, осуществляющие деятельность
на территории РБ по производству продукции,
выполнению работ, услуг в соответствии
с условиями договора поручения в интересах
и в пользу иностр. юр. лица.
В 1997 году "положение о порядке открытия
и деятельности представительств иностр.
юр. лиц в РБ" №29. В первую очередь разрешение
выдается юр. лицам, которые хорошо зарекомендовали
себя в отношении с бел. юр. лицами (требуется
что=то виде рекомендательного письма
от бел. юр. лица), но фактически это положение
не действует. За открытие представительства
платят 2К$. это разрешение выдается в течение
6 мес, на 3 года (затем перерегистрация
+ 1К$). Представительство позволяет работникам
пользоваться многократными годовыми
визами. Согласно ст. 51 п.3 ГК представительства
и филиалы не являются юр. лицами.
1. Представительством является обособленное
подразделение юридического лица, расположенное
вне места его нахождения, осуществляющее
защиту и представительство интересов
юридического лица, совершающее от его
имени сделки и иные юридические действия.
2. Филиалом является обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне
места его нахождения и осуществляющее
все или часть его функций, в том числе
функции представительства.
3. Представительства и филиалы не являются
юридическими лицами. Они наделяются имуществом
создавшим их юридическим лицом и действуют
на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов
назначаются юридическим лицом и действуют
на основании его доверенности. Представительства
и филиалы должны быть указаны в уставе
создавшего их юридического лица.
Представительства иностр. юр. лиц регистрируются
в РБ Мидом с 1.01.1999.
Закон "об иностранных инвестициях
в РБ" 1991 года.
Статья 2. Объекты иностранных инвестиций
Объектами иностранных инвестиций на
территории РБ могут быть:
любые предприятия и организации, занимающиеся
деятельностью, не запрещенной на территории
республики;
здания и сооружения, имущество белорусских
юридических и физических лиц;
акции, банковские вклады, страховые полисы
и другие ценные бумаги и средства;
научно-техническая продукция;
права на интеллектуальные ценности;
иное имущество и приобретенные имущественные
права, включая права на пользование землей
и другими природными ресурсами республики
для осуществления своей деятельности.
Статья З. Субъекты иностранных инвестиций
Иностранными инвесторами на территории
РБ могут быть иностранные государства,
объединения, м/н организации, иностранные
юридические и физические лица, а также
граждане РБ, имеющие постоянное место
жительства за границей.
Статья 6. Предприятие с иностранными инвестициями
Под предприятием с иностранными инвестициями
понимается предприятие, в уставном фонде
которого частично (совместное предприятие)
или полностью (иностранное предприятие)
используется иностранный капитал.
Совместным предприятием на территории
РБ является юридическое лицо РБ, уставной
фонд которого состоит из доли иностранного
инвестора и доли физических и (или) юридических
лиц РБ.
Иностранным предприятием является юридическое
лицо РБ, в уставном фонде которого иностранные
инвестиции составляют 100 процентов.
ИП и СП в РБ хотя и являются юр. лицами,
но у них специальный статус. Льготы:
по налогообложению (в теч. 3 лет от налога на прибыль, если она получена от реализации продукции или товаров
свободный перевод валюты за рубеж
в течении 5 лет для ИП и СП действуют те же норм. акты, кот. действовали на момент образования.
Государство
как субъект МЧП.
Статья 1114. Участие государства
в гражданско-правовых отношениях с
иностранным элементом
К гражданско-правовым отношениям с иностранным
элементом с участием государства правила
настоящего раздела применяются на общих
основаниях, если иное не предусмотрено
з/д-ными актами РБ.
Государство, как правило, является субъектом
международного публичного права. Вместе
с тем в ряде случаев государство может
вступать в немежгосударственные имущественные
правоотношения с юридическими и физическими
лицами других государств. Например, государство
может заключать сделки имущественного
характера с иностранными юридическими
лицами, в частности, при строительстве
здания для посольства на территории иностранного
государства. Оно вправе быть участником
гражданско-правовых отношений с иностранным
элементом при аренде земельного участка,
найме жилого дома и т.д. Кроме того, государство
может за границей выступать в качестве
наследника выморочного имущества, оставшегося
после смерти гражданина. Такого рода
отношения регулируются нормами международного
частного права.
Государство, являясь субъектом международного
частного права, остается суверенным образованием.
Суверенитет является неотъемлемым свойством
каждого государства, которое имеет право
свободно, по собственному усмотрению
решать внутренние и внешние дела.
Ни одно государство не может осуществлять
свою власть в отношении другого государства.
В международном праве это положение выражено
известной формулой "равный не имеет
власти над равным".
Принцип суверенного равенства государств
закреплен в Уставе ООН (ст. 2) и других
международных актах. Суть Данного принципа
состоит в том, что государства осуществляют
права в соответствии со своим суверенитетом.
Каждое государство обязано уважать правосубъектность
других государств. Все государства юридически
равны.
Имущество, принадлежащее суверенному
государству, пользуется иммунитетом.
В отношении его не могут быть применены
какие-либо административные или иные
меры со стороны другого государства.
Иммунитет государства вытекает из общепринятых
начал международного права, получил закрепление
в законодательстве и судебной практике
многих стран. Нормы об иммунитете государства
содержатся в ряде многосторонних международных
договоров (Женевская конвенция 1958 г. об
открытом море, Венская конвенция 1961 г.
о дипломатических сношениях и др.). Действует
Европейская конвенция 1972 “Об иммунитете
государств” (вступила в силу с июня 1976
г.). Иммунитет государства не носит императивного
характера, государство может от него
отказаться. Такой отказ, например, может
быть предусмотрен в соответствующем
двустороннем договоре. Так, в некоторых
торговых соглашениях РБ предусматривается,
что внешнеторговые сделки, заключенные
на территории иностранного государства
торговом представительством РБ, т.е. органов
белорусского государства, подлежат юрисдикции
иностранного государства и будут разрешаться
в соответствии с его правом.
В соответствии с Европейской конвенцией
1972 г. об иммунитете государств иммунитет
не признается, если имеется согласие
государства на неприменение к нему правил
об иммунитете.
В международном частном праве различают
следующие виды иммунитета государства:
судебный иммунитет и иммунитет государственной
собственности.
а) неподсудность одного государства суду
другого государства;
б) иммунитет от предварительного обеспечения
иска;
в) иммунитет от принудительного исполнения
судебного решения.
Неподсудность одного государства суду
другого государства означает, что иски
к иностранному государству не могут рассматриваться
без его согласия в судах другого государства.
Ни одно государство не может принудить
другое государство быть в его судах ответчиком
по делу: "равный над равным не имеет
юрисдикции ".
Иммунитет от предварительного обеспечения
иска заключается в том, что в порядке
обеспечения иска имущество иностранного
государства не может быть подвергнуто
мерам принудительного характера со стороны
другого государства. Меры такого обеспечения
возможны лишь в случае прямого выраженного
согласия на это со стороны данного иностранного
государства.
Наконец, иммунитет от принудительного
исполнения судебного решения означает,
что нельзя в принудительном порядке исполнять
судебное решение, вынесенное против иностранного
государства, без его согласия.
Судебный иммунитет не означает, что одно
государство не может выступать в суде
другого государства в качестве истца
(заявителя) по делу. Однако обращение
с иском в суд другого государства автоматически
не влечет признания подсудности в отношении
встречного иска. Если государство-истец
не давало такого согласия, то к встречному
иску должны применяться общие положения
о судебном иммунитете.
На территории РБ иностранное государство
пользуется судебным иммунитетом.
Иммунитет государственной собственности заключается
в особом режиме такой собственности.
Государственная Собственность пользуется
неприкосновенностью, она не может быть
без согласия государства-собственника
подвергнута отчуждению, аресту и другим
мерам принудительного характера. Государственную
собственность одного государства нельзя
насильно удерживать на территории другого
государства. Заявление государства о
принадлежности ему соответствующей собственности
не может быть оспорено в юрисдикционных
органах другого государства.
Необходимо признать, что государственные
морские торговые суда представляют собой
особую категорию государственной собственности.
В открытом море они подчиняются закону
флага судна, в иностранных внутренних
и территориальных водах - юрисдикции
прибрежного государства. Эта юрисдикция
распространяется на команду такого судна,
но она не может осуществляться для ареста
или задержки судна в иностранном порту
в связи с предъявлением иска в суде или
во исполнение судебного решения. Иммунитет
государственных морских торговых судов
предусмотрен рядом торговых соглашений.
К частным морским торговым судам могут
предъявляться иски в судебных органах
иностранного государства. Такие суда
могут быть задержаны в порядке обеспечения
иска, на них может быть обращено взыскание
на общих основаниях.
Судебный иммунитет и иммунитет государственной
собственности тесно связаны между собой.
В основе их лежит суверенитет государства.
В последние годы произошли серьезные
изменения в практике применения иммунитета
государства. Широкое распространение
получила теория так называемого функционального
(ограниченного) иммунитета, согласно
которой, если государство как частное
лицо занимается коммерческой деятельностью,
то оно иммунитетом не пользуется. В этих
случаях к государству могут быть предъявлены
иски в суде и на его собственность распространяются
меры принудительного характера.
По заключению Комиссии международного
права ООН теория функционального иммунитета
находит признание во многих странах.
Суды Австрии, Бельгии, Греции, Италии,
Канады, ФРГ, Швейцарии и других государств
принимают к своему рассмотрению иски,
касающиеся коммерческой деятельности
иностранного государства, при совершении
ими действий частно-правового характера.
В судебных решениях указывается, что
в этих случаях государство выступает
не как суверен, поэтому судебным иммунитетом
не пользуется. Теория функционального
иммунитета закреплена в ряде многосторонних
международных договоров. К их числу относится
Брюссельская конвенция 1926 г. для унификации
некоторых правил, относящихся к иммунитету
государственных торговых судов. В этой
конвенции участвует более 20 государств
(Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Испания,
Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Франция,
ФРГ, Швеция, Япония и др.). К этим м/н договорам
принадлежит также Европейская конвенция
1972 г. об иммунитете государств.
Назрела необходимость принятия в РБ законодательного
акта, который при определенных условиях
ограничивал бы иммунитет иностранного
государства. В частности, в этом акте
следовало бы закрепить те области деятельности
иностранного государства на территории
РБ, с которыми закон связывает утрату
права на иммунитет.