Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по международному праву. 56 вопросов
ГЛАВА IV ПЕРЕХОД РИСКА
Статья 66
Утрата или повреждение товара после того,
как риск перешел на покупателя, не освобождает
его от обязанности уплатить цену, если
только утрата или повреждение не были
вызваны действиями или упущениями продавца.
Статья 67
1) Если договор купли-продажи предусматривает
перевозку товара и продавец не обязан
передать его в каком-либо определенном
месте, риск переходит на покупателя, когда
товар сдан первому перевозчику для передачи
покупателю в соответствии с договором
купли-продажи. Если продавец обязан сдать
товар перевозчику в каком-либо определенном
месте, риск не переходит на покупателя,
пока товар не сдан перевозчику в этом
месте. То обстоятельство, что продавец
управомочен задержать товарораспорядительные
документы, не влияет на переход риска.
2) Тем не менее риск не переходит на покупателя,
пока товар четко не идентифицирован для
целей данного договора путем маркировки,
посредством отгрузочных документов,
направленным покупателю извещением или
иным образом.
Статья 68
Покупатель принимает на себя риск в отношении
товара, проданного во время его нахождения
в пути, с момента сдачи товара перевозчику,
который выдал документы, подтверждающие
договор перевозки. Однако, если в момент
заключения договора купли-продажи продавец
знал или должен был знать, что товар утрачен
или поврежден, и он не сообщил об этом
покупателю, такая утрата или повреждение
находятся на риске продавца.
Статья 69
1) В случаях, не подпадающих под действие
статей 67 и 68, риск переходит на покупателя,
когда товар принимается им, или, если
он не делает этого в положенный срок,
- с момента, когда товар предоставлен
в его распоряжение и он допускает нарушение
договора, не принимая поставку.
2) Если, однако, покупатель обязан принять
товар не в том месте, где находится коммерческое
предприятие продавца, а в каком-либо ином
месте, риск переходит, когда наступил
срок поставки и покупатель осведомлен
о том, что товар предоставлен в его распоряжение
в этом месте.
3) Если договор касается еще неидентифицированного
товара, считается, что товар не предоставлен
в распоряжение покупателя, пока он четко
не идентифицирован для целей данного
договора.
Статья 70
Если продавец допустил существенное
нарушение договора, положения статей
67, 68 и 69 не влияют на имеющиеся у покупателя
средства правовой защиты в связи с таким
нарушением.
ГЛАВА V ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ
РАЗДЕЛ V. Предвидимое
нарушение договора и договоры на
поставку товаров отдельными партиями
Статья 71
1) Сторона может приостановить исполнение
своих обязательств, если после заключения
договора становится видно, что другая
сторона не исполнит значительную часть
своих обязательств в результате:
а) серьезного недостатка в ее способности
осуществить исполнение или в ее кредитоспособности,
или
b) ее поведения по подготовке исполнения
или по осуществлению исполнения договора.
2) Если продавец уже отправил товар до
того, как выявились основания, указанные
в предыдущем пункте, он может воспрепятствовать
передаче товара покупателю, даже если
покупатель располагает документом, дающим
ему право получить товар. Настоящий пункт
относится только к правам на товар в отношениях
между покупателем и продавцом.
3) Сторона, приостанавливающая исполнение,
независимо от того, делается ли это до
или после отправки товара, должна немедленно
дать извещение об этом другой стороне
и должна продолжить осуществление исполнения,
если другая сторона предоставляет достаточные
гарантии исполнения своих обязательств.
Статья 72
1) Если до установленной для исполнения
договора даты становится ясно, что одна
из сторон совершит существенное нарушение
договора, другая сторона может заявить
о его расторжении.
2) Если позволяет время, сторона, которая
намерена заявить о расторжении договора,
должна направить разумное извещение
другой стороне, с тем чтобы дать ей возможность
предоставить достаточные гарантии исполнения
ею своих обязательств.
3) Требования предыдущего пункта не применимы,
если другая сторона заявила, что она не
будет исполнять свои обязательства.
Статья 73
1) Если, в случае, когда договор предусматривает
поставку товара отдельными партиями,
неисполнение одной из сторон каких-либо
из ее обязательств в отношении любой
партии составляет существенное нарушение
договора в отношении этой партии, другая
сторона может заявить о расторжении договора
в отношении этой партии.
2) Если неисполнение одной стороной какого-либо
из ее обязательств в отношении любой
партии дает другой стороне оправданные
основания считать, что существенное нарушение
договора будет иметь место в отношении
будущих партий, она может заявить о расторжении
договора на будущее при условии, что она
сделает это в разумный срок.
3) Покупатель, который заявляет о расторжении
договора в отношении какой-либо партии
товара, может одновременно заявить о
его расторжении в отношении уже поставленных
или подлежащих поставке партий товара,
если по причине их взаимосвязи они не
могут быть использованы для цели, предполагавшейся
сторонами в момент заключения договора.
РАЗДЕЛ II. Убытки
Статья 74
Убытки за нарушение договора одной из
сторон составляют сумму, равную тому
ущербу, включая упущенную выгоду, который
понесен другой стороной вследствие нарушения
договора. Такие убытки не могут превышать
ущерба, который нарушившая договор сторона
предвидела или должна была предвидеть
в момент заключения договора как возможное
последствие его нарушения, учитывая обстоятельства,
о которых она в то время знала или должна
была знать.
Статья 75
Если договор расторгнут и если разумным
образом и в разумный срок после расторжения
покупатель купил товар взамен или продавец
перепродал товар, сторона, требующая
возмещения убытков, может взыскать разницу
между договорной ценой и ценой по совершенной
взамен сделке, а также любые дополнительные
убытки, которые могут быть взысканы на
основании статьи 74.
Статья 76
1) Если договор расторгнут и если имеется
текущая цена на данный товар, сторона,
требующая возмещения ущерба, может, если
она не осуществила закупку или перепродажу
на основании статьи 75, потребовать разницу
между ценой, установленной в договоре,
и текущей ценой на момент расторжения
договора, а также возмещение любых дополнительных
убытков, которые могут быть взысканы
на основании статьи 74. Однако, если сторона,
требующая возмещения ущерба, расторгла
договор после принятия товара, вместо
текущей цены на момент расторжения договора
применяется текущая цена на момент такого
принятия.
2) Для целей предыдущего пункта текущей
ценой является цена, преобладающая в
месте, где должна была быть осуществлена
поставка, или, если в этом месте не существует
текущей цены, - цена в таком другом месте,
которое служит разумной заменой, с учетом
разницы в расходах по транспортировке
товара.
Статья 77
Сторона, ссылающаяся на нарушение договора,
должна принять такие меры, которые являются
разумными при данных обстоятельствах
для уменьшения ущерба, включая упущенную
выгоду, возникающего вследствие нарушения
договора. Если она не принимает таких
мер, то нарушившая договор сторона может
потребовать сокращения возмещаемых убытков
на сумму, на которую они могли быть уменьшены.
Раздел III. Проценты
Статья 78
Если сторона допустила просрочку в уплате
цены или иной суммы, другая сторона имеет
право на проценты с просроченной суммы,
без ущерба для любого требования о возмещении
убытков, которые могут быть взысканы
на основании статьи 74.
РАЗДЕЛ IV. Освобождение от ответственности
Статья 79
1) Сторона не несет ответственности за
неисполнение любого из своих обязательств,
если докажет, что оно было вызвано препятствием
вне ее контроля и что от нее нельзя было
разумно ожидать принятия этого препятствия
в расчет при заключении договора либо
избежания или преодоления этого препятствия
или его последствий.
2) Если неисполнение стороной своего обязательства
вызвано неисполнением третьим лицом,
привлеченным ею для исполнения всего
или части договора, эта сторона освобождается
от ответственности только в том случае,
если:
а) она освобождается от ответственности
на основании предыдущего пункта, и
б) привлеченное ею лицо также было бы
освобождено от ответственности, если
бы положения указанного пункта были применены
в отношении этого лица.
3) Освобождение от ответственности, предусмотренное
настоящей статьей, распространяется
лишь на тот период, в течение которого
существует данное препятствие.
4) Сторона, которая не исполняет свое обязательство,
должна дать извещение другой стороне
о препятствии и его влиянии на ее способность
осуществить исполнение. Если это извещение
не получено другой стороной в течение
разумного срока после того, как об этом
препятствии стало или должно было стать
известно не исполняющей свое обязательство
стороне, эта последняя сторона несет
ответственность за убытки, являющиеся
результатом того, что такое извещение
получено не было.
5) Ничто в настоящей статье не препятствует
каждой из сторон осуществить любые иные
права, кроме требования возмещения убытков
на основании настоящей Конвенции.
Статья 80
Сторона не может ссылаться на неисполнение
обязательства другой стороной в той мере,
в какой это неисполнение вызвано действиями
или упущениями первой стороны.
РАЗДЕЛ V. Последствия расторжения договора
Статья 81
1) Расторжение договора освобождает обе
стороны от их обязательств по договору
при сохранении права на взыскание могущих
подлежать возмещению убытков. Расторжение
договора не затрагивает каких-либо положений
договора, касающихся порядка разрешения
споров или прав и обязательств сторон
в случае его расторжения.
2) Сторона, исполнившая договор полностью
или частично, может потребовать от другой
стороны возврата всего того, что было
первой стороной поставлено или уплачено
по договору. Если обе стороны обязаны
осуществить возврат полученного, они
должны сделать это одновременно.
Статья 82
1) Покупатель утрачивает право заявить
о расторжении договора или потребовать
от продавца замены товара, если для покупателя
невозможно возвратить товар в том же
по существу состоянии, в котором он его
получил.
2) Предыдущий пункт не применяется:
а) если невозможность возвратить товар
или возвратить товар в том же по существу
состоянии, в котором он был получен покупателем,
не вызвана его действием или упущением;
b) если товар или часть товара пришли в
негодность или испортились в результате
осмотра, предусмотренного в статье 38;
или
c) если товар или его часть были проданы
в порядке нормального ведения торговли
или были потреблены или переделаны покупателем
в порядке нормального использования
до того, как он обнаружил или должен был
обнаружить несоответствие товара договору.
Статья 83
Покупатель, который утратил право заявить
о расторжении договора или потребовать
от продавца замены товара в соответствии
со статьей 82, сохраняет право на все другие
средства правовой защиты, предусмотренные
договором и настоящей Конвенцией.
Статья 84
1) Если продавец обязан возвратить цену,
он должен также уплатить проценты с нее,
считая с даты уплаты цены.
2) Покупатель должен передать продавцу
весь доход, который покупатель получил
от товара или его части:
а) если он обязан возвратить товар полностью
или частично; или
b) если для него невозможно возвратить
товар полностью или частично либо возвратить
товар полностью или частично в том же
по существу состоянии, в котором он получил
его, но он тем не менее заявил о расторжении
договора или потребовал от продавца замены
товара.
РАЗДЕЛ VI. Сохранение товара
Статья 85
Если покупатель допускает просрочку
в принятии поставки или, в тех случаях,
когда уплата цены и поставка товара должны
быть произведены одновременно, если покупатель
не уплачивает цену, а продавец либо еще
владеет товаром, либо иным образом в состоянии
контролировать распоряжение им, продавец
должен принять такие меры, которые являются
разумными при данных обстоятельствах
для сохранения товара. Он вправе удерживать
товар, пока его разумные расходы не будут
компенсированы покупателем.
Статья 86
1) Если покупатель получил товар и намерен
осуществить право отказаться от него
на основании договора или настоящей Конвенции,
он должен принять такие меры, которые
являются разумными при данных обстоятельствах
для сохранения товара. Он вправе удерживать
товар, пока его разумные расходы не будут
компенсированы продавцом.
2) Если товар, отправленный покупателю,
был предоставлен в его распоряжение в
месте назначения и он осуществляет право
отказа от него, покупатель должен вступить
во владение товаром за счет продавца
при условии, что это может быть сделано
без уплаты цены и без неразумных неудобств
или неразумных расходов. Данное положение
не применяется в том случае, если продавец
или лицо, уполномоченное на принятие
товара за его счет, находится в месте
назначения товара. Если покупатель вступает
во владение товаром на основании настоящего
пункта, его права и обязанности регулируются
положениями предыдущего пункта.
Статья 87
Сторона, которая обязана принять меры
для сохранения товара, может сдать его
на склад третьего лица за счет другой
стороны, если только связанные с этим
расходы не являются неразумными.
Статья 88
1) Сторона, обязанная принять меры для
сохранения товара в соответствии со статьями
85 и 86, может продать его любым надлежащим
способом, если другая сторона допустила
неразумную задержку с вступлением во
владение товаром, или с принятием его
обратно, или с уплатой цены либо расходов
по сохранению, при условии, что другой
стороне было дано разумное извещение
о намерении продать товар.
2) Если товар подвержен скорой порче или
если его сохранение влечет за собой неразумные
расходы, сторона, обязанная сохранять
товар в соответствии со статьями 85 и 86,
должна принять разумные меры для его
продажи. В пределах возможностей она
должна дать извещение другой стороне
о своем намерении осуществить продажу.
3) Сторона, продающая товар, имеет право
удержать из полученной от продажи выручки
сумму, равную разумным расходам по сохранению
и продаже товара. Остаток она должна передать
другой стороне.
Понятие международных
перевозок.
Нет однозначного определения:
В общем виде м/н перевозка – перемещение грузов или пассажиров,
осуществляемое посредством любого вида
транспорта, в случае, если такое перемещение
имеет м/н характер (место отправления
и назначения на территориях разных государств,
либо само перемещение по территории иностранного
государства или другие аналогичные ситуации).
при регулировании применяется как национальное
з/д-во, так и м/н-ое (двустороннее и универсальное).
Нет единого универсального соглашения
по всем видам м/н перевозок – есть по
отдельным видам или смешанные.
Материально-правовое
и коллизионно-правовое регулирование.
Ст. 16 Конвенции “О м/н перевозке грузов”:
применяемая процедура продажи товара
регулируется законом места, где она осуществляется.
М\н конвенции могут содержать конкретные
материально-правовые нормы, регулирующие
м/н перевозки (Конвенции “О м/н перевозке
грузов”, ст. 17).
Чаще всего при регулировании м/н перевозок
используются следующие коллизионные
привязки:
закон места отправления грузов, багажа или пассажиров.
закон места прибытия грузов, багажа или пассажиров.
закон дороги следования (для Ж/Д)
закон места назначения.
закон флага (для морских перевозок)
право страны транзита.
закон страны, где перевозчик:
зарегистрирован
осуществляет свою основную деятельность
закон места заключения договора
закон суда (конвенция = размер ответственности, закон суда = порядок).
принцип автономии воли сторон.
традиционные (свои) привязки к отдельным видам:
Ж/Д – закон ж/д отправления грузов – порядок приема/передачи груза, обязательства
закон флага в море – ответственность, убытки.
закон суда – суд может освободить перевозчика от ответственности или ограничить её, если последний докажет наличие вины потерпевшего в причинении вреда.
Виды м/н перевозок.
М/н авиаперевозки:
Варшавская конвенция 1929 года + Гаагский
Протокол 1955 года (более 100 государств
и РБ там же) – Положение о требованиях
к воздушно-перевозным документам (билет,
багажная квитанция…) + основания и пределы
ответственности перевозчика.
Монреальское соглашение 1966 года.
Гватемальский Протокол 1971 года.
Монреальский Протокол 1974 года.
Постепенно повышается степень
и размер ответственности, т.к. ценность
человеческой жизни становится все выше.
Вобщем: Жизнь дорожает – бабки
дешевеют!!! J
Во колбасит, во колбасит, но, траву косить
надо.
Разработкой правовых вопросов организации
международных железнодорожных перевозок
занимается ряд специализированных (межправительственных
и неправительственных) организаций.
Среди них:
Международная ассоциация железнодорожных
конгрессов (МАЖК) - основана в 1884 г.;
Международный союз по пассажирским и
багажным вагонам (МСПВ) - создан в 1889 г.;
Центральное бюро международных железнодорожных
сообщений (ЦБМЖС) - учреждено в 1890 г.;
Международный комитет железнодорожного
транспорта (МКЖТ) создан в 190.2 г.;
Международный союз по грузовым вагонам
(МСГВ) -
образован в 1921 г.;
Международный союз железных дорог (МСЖД)
создан в 1922 г.;
Международная ассоциация по железнодорожному
подвижному составу (МАПС) - основана в 1930 г.;
Международное железнодорожное общество
по эксплуатации вагонов для перевозки
скоропортящихся грузов (Интерфриго) учреждено
в 1949 г.;
Европейский союз по железнодорожным,
перевозкам (ЕСЖП) --создан в 1950 г.;
Международное бюро железнодорожной документации
(МБД) учреждено в 1950 г.;
Европейское объединение эксплуатации , грузовых вагонов (ЕОЭГВ) - образовано в 1953 г.;
Европейская конференция по пассажирским
тарифам (ЕПК) - основана в 1975 г.;
Союз европейской железнодорожной промышленности
(СЕЖП) создан в 1975 г.
Бернские конвенции о железнодорожных
перевозках грузов (МГК) и пассажиров (МПК)
относятся к числу наиболее важных международных
соглашений в области железнодорожного
транспорта. Их участниками являются большинство
стран Европы, а также ряд стран Азии и
Северной Африки.
На проходившей в мае 1980 г. в г. Берне (Швейцария) конференции
принято новое Соглашение о железнодорожных
перевозках (сокращенно -Соглашение КОТИФ), которым были пересмотрены
тексты Бернских конвенций и Дополнительного
соглашения к МПК 1966 года об ответственности железных дорог
при перевозках пассажиров.
Соглашение КОТИФ имеет два приложения:
Приложение А . определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК);
2) Приложение В . определяет условия перевозок грузов
(Единые правила MFK).
Странами Ближнего Востока заключено
Соглашение о железнодорожных перевозках
грузов (сокращенно -ТСЛИ). Этими странами разработан и принят
также общий тариф для международных пассажирских
перевозок.
Страны - бывшие члены СЭВ при осуществлении железнодорожных
перевозок руководствуются принятыми
ими в 1950 году Соглашением о международном грузовом
сообщении (СМГС) и Соглашением о международном
пассажирском сообщении (СМПС).
Между государствами, не являющимися участниками
многосторонних транспортных конвенций,
как правило, заключаются двусторонние
соглашения.
Все другие м/н соглашения в области железнодорожного
транспорта можно условно разделить на
следующие четыре группы:
1) пограничные соглашения (в основном межправительственные
характера), которыми определяется порядок
работы пограничных железнодорожных станций двух граничащих между собой государств;
2) служебные межведомственные инструкции,
которыми определяются условия и порядок
выполнения персоналом железных дорог
операций, связанных с транспортировкой
грузов международных сообщений;
3) соглашения о взаимном пользовании железнодорожными
вагонами, другими перевозочными средствами
и приспособлениями;
4) соглашения о взаимных расчетах между
железными дорогами за выполненные перевозки
и оказанные услуги.
Соглашением КОТИФ определены условия
перевозок грузов международного сообщения.
Железные дороги обязаны производить
перевозку грузов, если отправитель соблюдает
правила КОТИФ:
грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются
в упакованном виде; перевозимые грузы
должны иметь соответствующую маркировку,
а транспортная документация необходимые
реквизиты и т.д. Особые правила установлены
для перевозок опасных грузов.
Общие сроки доставки грузов составляют:
для грузов большой скорости - 400 км, для грузов малой скорости -300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено
право устанавливать для отдельных сообщений
специальные сроки.
Получатель теряет право требования к
перевозчику, если при выдаче груза соответствующий
акт не был составлен. В отношении скрытых
недостатков допускается требование о
составлении акта в течение 7 дней после получения груза.
Перевозчик освобождается от ответственности,
если несохранность или несвоевременная
доставка груза были вызваны обстоятельствами,
которых железная дорога не могла избежать
и последствия которых не могла устранить.
Соглашением КОТИФ исключено положение,
согласно которому железная дорога освобождалась
от ответственности за несохранность
груза, вызванную погрузкой груза в вагон
с очевидными для отправителя неисправностями.
В случае несохранности груза предел возмещения
ущерба установлен в размере 50 франков за килограмм веса.
Если имела место просрочка в доставке
груза, железная дорога выплачивает штраф
в пределах провозной платы, но не более 50 франков за отправку.
При наличии убытков возмещение их допускается
в пределах двойной провозной платы.
В случае несохранности багажа ответственность
железной дороги ограничена при недоказанности
убытков в размере 20 франков, а в случае доказанности убытков — в размере 40 франков за килограмм веса.
Имущественная ответственность железной
дороги за причинение вреда здоровью пассажира
определяется по з/д-ву той страны, где
имел" место несчастный случай. Предельный
размер такой ответственности перевозчика
установлен в размере 200 тысяч франков на одного потерпевшего.
Соглашением КОТИФ установлены порядок
и условия предъявления претензий и исков
в железной дороге. Так, при просрочке
в доставке груза претензии должны заявляться
в течение 60 дней с момента получения груза.
Претензии и иски могут заявляться только
участниками договора перевозки или по
их полномочию. К претензии должны прилагаться
накладная, а также другие документы.
Срок исковой давности установлен в один
год. При этом течение этого срока приостанавливается
на время рассмотрения претензии перевозчиком.
По правилам СМГС (в отличие от соглашения
КОТИФ) предел имущественной ответственности
железной дороги не установлен: при несохранности
груза вред возмещается в пределах его
действительной стоимости. Несохранность
груза должна быть подтверждена коммерческим
актом. При просрочке в доставке груза
железная дорога уплачивает штраф в определенном
проценте от провозной платы.
Согласно ст. 22 СМГС с железной дороги снимается ответственность
за полную или частичную утрату, уменьшение
массы или повреждение принятого к перевозке
груза, если они произошли:
1) вследствие обстоятельств, которые железная
дорога не могла предотвратить или устранение
которых от нее не зависело;
2) в результате особых естественных свойств
груза, вызвавших его самовозгорание,
поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и
тому подобные последствия;
3) по вине отправителя или получателя или
вследствие их требований, в силу которых
нельзя возложить вину на железную дорогу;
4) по причинам, связанным с погрузкой или
выгрузкой груза, если погрузка или выгрузка
производилась средствами отправителя.
Наиболее распространенное основание
освобождения перевозчика от ответственности
за недостачу и повреждение груза, когда
груз был погружен средствами отправителя
и прибыл в исправном вагоне за исправными
пломбами отправителя без следов доступа
к грузу в период перевозки;
5) вследствие перевозки на открытом подвижном
составе груза, допускаемого по правилам
отправления к такой перевозке;
6) в результате того, что проводник отправителя
или получателя, сопровождающий груз,
не принял необходимых мер для сохранения
груза;
7) вследствие таких недостатков тары или
упаковки, которые не могли быть замечены
по наружному виду при приемке грузов
к перевозке;
8) по вине отправителя, который сдал к перевозке
запрещенные предметы под неправильным,
неточным или неполным наименованием;
9) в результате того, что отправитель сдал
к перевозке грузы, принимаемые к перевозке
на особых условиях, под неправильным,
неточным или неполным наименованием
или без соблюдения предписанных СМГС
правил;
10) вследствие естественной убыли массы
груза в пределах норм, а также вследствие
понижения влажности при перевозке или
других естественных свойств груза, вызвавших
уменьшение массы груза, превышающий эти
нормы.
При этом, если по обстоятельствам дела
окажется, что утрата или повреждение
груза могли произойти вследствие упомянутых
в п. 2, 4 - 10 СМГС причин, то считается, что ущерб
произошел от этих причин, пока отправитель
или получатель не докажет иного.
Правилами СМГС предусмотрен 9-месячный
срок для предъявления претензий и исков,
а -по требованиям о просрочке в доставке
грузов - 2-месячный срок. Железная дорога обязана
рассмотреть претензию перевозчика в
180-дневный срок. На это время течение срока
исковой давности приостанавливается.
Право на предъявление иска в суд у владельца
груза возникает только тогда, когда железная
дорога отклонила претензию либо не дала
ответ в установленный срок.
Если груз следует через страны, осуществляющие
железнодорожные перевозки по правилам
СМГС, в страны, осуществляющие перевозки
по соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка
грузов международного сообщения переоформляется
на входных пограничных станциях стран-участниц
соответствующих соглашений.
РБ имеет двусторонние соглашения о международном
железнодорожном грузовом и пассажирском
сообщении с некоторыми пограничными
государствами. В частности, такие соглашения
РБ заключены с Украиной, Россией, Польшей.
Для РБ актуальны вопросы организации
перегрузочного международного сообщения:
белорусские железные дороги имеют колею 1524 мм (широкая колея), в то время как железные
дороги некоторых пограничных государств
имеют колею шириной 1435 мм (узкая колея).
Международные автомобильные перевозки.
Преимущество автомобильного транспорта
перед другими видами транспорта
заключается прежде всего в том,
что он .имеет возможность
В развитии международных автомобильных
перевозок важная роль принадлежит таким
специализированным м/н организациям
как:
Международная организация по предотвращению
дорожных происшествий (МОПДП) - создана в 1901 г.;
Международная автодорожная федерация
(ФИА) основана в 1904 г.;
Постоянная м/н ассоциация дорожных конгрессов
(ПМАДК) - учреждена в 1909 г.;
Международная автотранспортная федерация
(МАФ) - основана в 1948 г.;
Международный союз автомобильного транспорта
(ИРУ) - создана 1948 г,;
Международная организация по перевозке
скоропортящихся продуктов в условиях
контролируемых температур (ТРАНСФИГОРУТ/Европа) -
Международный союз водителей грузовиков
дальнего следования - создан в 1957 г.
К числу важнейших актов, регулирующих
м/н автомобильные перевозки, можно отнести
следующие транспортные конвенции:
Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года (действует редакция 1968 г., вступившая в силу в 1977 г.);
Протокол о дорожных знаках и сигналах
от 19 сентября 1948 года (действует редакция 1968 г., вступившая в силу в 1978 г.);
Конвенция о договоре м/н дорожной перевозки
грузов от 19 мая 1956 года (сокращенно -Конвенция ЦМР);
Европейское соглашение о м/н автомобильной
перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ);
Таможенная конвенция о международных
перевозках грузов с применением книжки
МДП от 15 января 1959 года (в 1978 г. вступила в силу новая редакция данной
Конвенции, именуемая сокращенно - Конвенция МДП-ТИР);
Конвенция о договоре м/н автомобильной
перевозки пассажиров и багажа от 1 марта 1973 года (сокращенно - Конвенция КАПП);
Европейское соглашение о дорожных автомагистралях
от 15 ноября 1975 года;
Международная конвенция о согласовании
условий проведения контроля грузов на
границах от 21 октября 1982 года и др.
Двусторонние соглашения, заключенные
РБ с Болгарией, Литвой, Молдовой, Польшей,
Украиной и другими государствами, устанавливают
ряд общих требований для международных
автомобильных перевозок:
во-первых, перевозки могут выполняться
перевозчиками, которые согласно внутреннему
(национальному) з/д-ву допущены к осуществлению
такого рода перевозок;
во-вторых, перевозки должны осуществляться
на основании специальных разрешений,
выдаваемых компетентными органами соответствующих
государств;
в-третьих, перевозки должны производиться
по шоссейным дорогам, открытым для международного
автомобильного сообщения;
в-четвертых, используемые в международном
сообщении автотранспортные средства
подлежат обязательному страхованию на
случай причинения ущерба третьим лицам.
В соответствии с Конвенцией о дорожном
движении автомобиль, используемый для
международного сообщения, должен иметь
свидетельство о регистрации, регистрационный
номер, отличительный знак своего государства,
а также опознавательные знаки установленной
формы. Минимальный возраст для управления
автомобилем установлен в 18 лет.
Протокол о дорожных знаках и сигналах
ввел единообразную в м/н практике систему
дорожных знаков и сигналов. Кроме того.
Протоколом установлены общие правила
о разметке шоссейных дорог.
Конвенцией ЦМР определяются основные
условия договора м/н автомобильной перевозки
грузов. В частности. Конвенция устанавливает
реквизиты автомобильной накладной, предусматривает
порядок приема груза к перевозке и выдачи
его в пункте назначения, а также права
и обязанности сторон при автомобильной
перевозке грузов международного сообщения.
В автомобильной накладной, которая является
доказательством принятия груза перевозчиком,
должны быть указаны: место и дата ее составления,
имена и адреса отправителя груза, перевозчика
и получателя, место и дата принятия груза,
способ упаковки груза, число мест, провозная
плата и т.д.
Перевозчик, принимая груз к перевозке,
обязан проверять правильность содержащихся
в накладной данных о количестве мест,
а также внешнее состояние груза и его
упаковки.
Конвенция МДП-ТИР предусматривает при
автомобильных перевозках грузов составление
особого таможенного документа - книжки МДП (м/н дорожной перевозки). Согласно
данной Конвенции перевозка грузов должна
выполняться в запломбированных транспортных
средствах или контейнерах. При соблюдении
необходимых предписаний перевозка грузов
может осуществляться без” таможенного
досмотра в странах, являющихся участниками
Конвенции МДП-ТИР.
Во время приемки груза коммерческий акт
не составляется. Обнаруженные при сдаче
груза недостача, порча или повреждения
удостоверяются соответствующими отметками
на накладной и скрепляются подписями
грузополучателя и перевозчика.
Предел имущественной ответственности
перевозчика при несохранности груза
установлен в размере 25 франков за килограмм веса брутто, а при
просрочке в доставке груза - в размере суммы провозных платежей.
Перевозчик освобождается от имущественной
ответственности, если несохранность
и просрочка в доставке груза вызваны
обстоятельствами, которые он не мог избежать.
Конвенцией ЦМР не предусмотрено обязательное
предъявление претензии к перевозчику.
Общий срок исковой давности определен
в один год. Споры, возникающие при международных
автомобильных перевозках, должны решаться
в суде. По соглашению сторон допускается
передача спора на разрешение арбитража.
Международные автобусные перевозки пассажиров
регулируются Конвенцией КАПП.
Согласно данной Конвенции м/н автобусные
перевозки могут быть регулярные, нерегулярные,
а также маятниковые.
Под регулярной понимается такая перевозка,
которая выполняется в соответствии с
опубликованным расписанием движения
автобусов на определенной трассе с указанием
мест (пунктов) посадки и высадки пассажиров. Нерегулярной призн
Свидетельством заключения договора автобусной
перевозки пассажиров является билет,
который может быть именным и на предъявителя.
Пассажир пользуется правом: проезда в
автобусе согласно билету; бесплатного
(или со скидкой) провоза с собой детей,
ручной клади, домашних животных; провоза
багажа за отдельную плату, предусмотренную
тарифом:
пользования другими услугами (ночлег,
питание в пути и т.д.).
Общий вес ручной клади не может превышать 20 кг, а багажа 30 кг. Не допускается перевозка ручной
клади и багажа, содержащих, во-первых,
предметы, перевозка которых запрещена
з/д-вом государства, на территории которого
выполняется автобусное сообщение; во-вторых,
воспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные,
отравляющие вещества; в-третьих, огнестрельное
оружие, колющие и режущие предметы без
чехлов; в-четвертых, предметы, которые
из-за своего объема и формы не приспособлены
к автобусной перевозке (например, велосипеды).
При повреждении здоровья пассажира общая
сумма возмещения не может превышать 250 тысяч франков на одного пострадавшего.
Вместе с тем внутренним (национальным)
з/д-вом может быть установлен более высокий предел имущественной ответственности
перевозчика.
При несохранности багажа возмещение
не может превышать 500 франков на единицу багажа и 2 тысяч франков на пассажира.
Общий срок исковой давности при причинении
вреда здоровью пассажира составляет
три года, по другим требованиям - один год.
Иск может быть предъявлен в один из следующих
судов - по месту нахождения ответчика или конторы,
при посредстве которой был заключен договор
перевозки; по месту причинения вреда;
по месту отправления либо назначения.