Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства

Файлы: 1 файл

междунар право лекции.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, международно-правовые санкции  — это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.

 

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции в порядке самопомощи

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии — это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.

Международная практика выработала следующие формы  реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д.

Репрессалии — это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя).

Непризнание имеет несколько основных форм: отказ  государства признавать юридическую  силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам международного права; отказ признавать фактические ситуации, создавшиеся в результате неправомерных действий (например, непризнание территориальных изменений, происшедших в результате агрессии); отказ признавать противоправный режим в данном государстве и др.

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. Эти меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим государством дипломатических и/или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.

В международном  праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и прежде всего по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности

Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Статья 51 Устава ООН гласит, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.

Санкции, осуществляемые с помощью международных  организаций

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных  организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (неизбрание в органы организации, неприглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации, временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации.

Исключение  правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.).

В случае особо опасных посягательств  на международный мир и безопасность международные организации могут  принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ, документами других региональных организаций.

Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции Совета Безопасности ООН.

Коллективные  меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта.

Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.

 

 

37. Понятие, источники дипломатического  и консульского права.

Дипломатическое право - отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, в том числе дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств государств при международных организациях, иммунитетов и

привилегий  дипломатов и консулов.

Система дипломатического права соответствует  основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях и состоит из соответствующих подотраслей, включающих в себя право внутригосударственных органов внешних сношений; право зарубежных органов внешних сношений;  право специальных миссий; право постоянных представительств государств при международных организациях; право дипломатического протокола.

Кроме того, система дипломатического и консульского права включает в себя институты, общеобязательные и специальные принципы.

Источники:

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Так, институт посла появился в глубокой древности, а нормы, закрепляющие его неприкосновенность, стали первыми обычными нормами, ставшими основой подотрасли дипломатического права.

Сегодня основными источниками дипломатического права наряду с международным обычаем является международный договор. Первым многосторонним договором, сделавшим попытку унифицировать

дипломатическое право, стал Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г. 20 февраля 1928 года в Гаване была предпринята попытка 20 латиноамериканскими странами и США на региональном уровне кодифицировать дипломатическое право, где была подписана Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении этих стран до настоящего времени.

Важнейшей универсальной конвенцией, кодифицировавшей дипломатическое право является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была

также принята Конвенция о специальных  миссиях, а в 1975 году на__ дипломатической  конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.

Кроме трех названных конвенций, источниками  дипломатического права являются также Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах

специализированных  учреждений ООН 1947 г., Конвенция о  правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении

преступлений  и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации ОбъединенныхНаций и связанного с ней персонала 1994 г.

Сегодня можно с полным основанием утверждать, что дипломатическое право в основе своей уже кодифицировано, однако существуют области отношений, которые остались не урегулированными договорными нормами, и регулируются до сих пор обычными нормами международного права. К источникам дипломатического права следует относить некоторые акты внутреннего

законодательства  государств. Сюда можно отнести Указ Президента Российской Федерации № 272, № 271 от 14 марта 1995 г. утвердившем Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации № 375 от 12 марта 1996 года "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации № 1371 от 15 октября 1999 года "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов…" и ряд других подзаконных актов.

Например, вопросы дипломатического протокола  и церемониала регулируются нормами обычного права.

 

Понятие консульского права и его  источники

Первые  консулы появились достаточно давно. Они представляли собой людей имевших бесспорный авторитет среди купцов. Консул был знатоком торговых обычаев, специалистом в частном праве. Да и само название «консул» возникло от слова советник counsult. Консул мог оказывать помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. Долгое время консулы были выборными должностями. Несколько позже консулы стали назначаемые государством должностные лица, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь. Изначально они не имели право представлять интересы своего государства как такового. Однако, со

временем  круг вопросов, входящих в компетенцию  консульских учреждений, неуклонно расширялся, их функции приобретали все более многогранный характер. Была создана консульская служба государства,

в задачи которой входило содействовать  развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских отношений между государствами. Особенности развития

консульских отношений в определенной степени  отличается от дипломатических. Это  нашло свое отражение в их правовой природе.

 

Источники:

Консульские отношения долгое время регулировались обычаями и, лишь в начале прошлого века, была сделана попытка, кодифицировать консульское право.

Под консульским правом понимается система  международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений их персонала и определяющих их статус и функции,

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"