Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка
1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства
Высшим органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решения конференции принимаются большинством в две трети голосов.
Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета входит работа по подготовке к Конференции.
Генеральный
секретариат возглавляет
В рамках ОАЕ действует региональный механизм по разрешению споров — Комитет по посредничеству, примирению и арбитражу.
Местопребывание штаб-квартиры ОАЕ — г. Аддис-Абеба (Эфиопия).
Организация Исламская конференция
Формально
Организация Исламская конферен
Поэтому постоянно действующий орган ОИК — Секретариат во главе с Генеральным секретарем находится временно («до полного освобождения Иерусалима») в Джидде (Саудовская Аравия). Официальные языки ОИК — арабский, английский, французский.
ОИК действует на основании устава утвержденного в 1972 г. Членами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшинства в немусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей. Цели ОИК:
содействие укреплению мусульманских государств;
охрана святых мест;
поддержка борьбы палестинского народа;
сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях.
ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признания принципов Устава ООН. Она имеет представителя в статусе постоянного наблюдателя при ООН.
Органы ОИК:
Конференция глав государств и правительств (созывается по мере необходимости);
Конференция министров иностранных дел (созывается раз в год);
Секретариат;
Комиссии по политическим, экономическим, социальным и иным вопросам.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия.
Ныне членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов). В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Россия еще с 1991 г. взяла курс на развитие отношений с сообществом «азиатских тигров», как иногда называют АСЕАН. Постоянными партнерами АСЕАН являются также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Европейский Союз. В этих странах открыты подразделения АСЕАН. В частности, действует Московский комитет АСЕАН, в который входят представители Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.
Цели АСЕАН:
создание в районе региона мира, свободы и нейтралитета;
содействие сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;
установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;
взаимодействие
с другими региональными
Высший орган АСЕАН — Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года. Ежегодные встречи министров иностранных дел. Текущую работу между конференциями и встречами осуществляет Постоянный комитет. Встречи других министров проводятся по мере необходимости.
Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на три года. Местопребывание Секретариата — г. Джакарта (Индонезия).
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Организация
стран-экспортеров нефти
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год.
Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией.
Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.
Секретариат
возглавляется Генеральным
Местопребывание штаб-квартиры ОПЕК — г. Вена (Австрия).
На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью.
30. Понятие и порядок работы международных конференций.
Международная конференция — это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.
Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами — участниками конференции. Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции — это временные органы.
Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.
Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций.
Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).
Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.
На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке решения и др.
Решения
конференции могут приниматься
путем голосования и
Акты конференции могут содержать тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права.
31. Понятие международно-правовой ответственности.
В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими
основаниями ответственности
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.
Процессуальные
основания ответственности
32. Виды и формы международно-
Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.
Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.
Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.
Репарация — это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.
Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.
Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.
Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.
Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.
33. Понятие и классификация
Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. От того, как сконструирован состав международного правонарушения, зависит, кто, за что и на основании каких международных норм будет привлечен к ответственности.
Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.
Международная общественная опасность — это способность международного правонарушения причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.
Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.