Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка
1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства
18. Толкование международных
Без уяснения подлинного смысла положений договора и его содержания невозможно применение договора. Уяснение подлинного смысла договора и его содержания называется толкованием. Известно несколько видов толкования. Прежде всего, аутентичное толкование, которое обладает наивысшей юридической силой. Такое толкование осуществляют сами участники договора. Аутентичное толкование осуществляется в форме обмена нотами, протокола и т.д.
Наряду
с аутентичным толкованием
Практике
международных отношений
При осуществлении толкования используется ряд способов и приемов, к которым относится грамматическое, логическое, историческое и систематическое толкование. В ходе толкования уясняется значение отдельных терминов и смысл договора, сопоставляется данный договор другим договорам, изучаются обстоятельства и цели заключения договора.
Толкование осуществляется на базе единых принципов. Прежде всего, договор должен толковаться добросовестно, как единый логически связанный документ, который должен толковаться эффективно, т.е. необходимо придавать силу и смысл исследуемым положениям договора. Толкование международного договора не может быть расширительным или ограничительным, а должно строго соответствовать объекту и цели договора, которые отражены в тексте договора. Терминам, используемым в договоре, следует придавать обычное значение в их контексте и в свете объекта и целей договора. Толковаться текст договора должен в сочетании с преамбулой и приложениями, а также с любым соглашением, относящимся к договору. Используемому в договоре термину может придаваться специальное значение, если участники имели такое намерение.
19. Вступление договоров в силу. Регистрация и опубликование договоров.
Юридические последствия вызывает только договор, вступивший в силу14. В соответствии с положениями Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора устанавливается в самом тексте международного договора или согласуется его участниками. Так, договоры могут вступать в силу со дня подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть предусмотрен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или других документов договор вступает в силу.
Вступление договора в силу связано со сроком действия, который, как правило, устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия (неопределенно-срочные) либо с указанием на бессрочность действия (бессрочные договоры).
Срочные договоры прекращают свое действие по истечении срока, определенного в договоре, если стороны не договорятся о продлении этого срока. Другие договоры предусматривают автоматическое продление срока действия договора. Такое продление носит название пролонгации. Если договор прекратил свое действие, и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора.
Бессрочными
являются договоры, в которых не
указан срок их действия и не содержатся
условия их прекращения либо которые
прямо предусматривают
Договоры, которые содержат положение об автоматическом продлении на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомления о намерении прекратить его действие.
Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Если иное не указано в тексте договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории. Некоторые договоры предусматривают пространственную сферу иную, чем территория государств. Например, Договор об Антарктике 1959 года или Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года.
После
вступления договоров в силу они
направляются в Секретариат ООН
для их регистрации (ст. 80 Венской
конвенции о праве международны
Статья 18 Статута Лиги Наций обязывала государства — членов Лиги регистрировать все свои договоры в ее Секретариате для последующего опубликования; нерегистрация международного договора означала его недействительность. Международная практика доказала неэффективность данного положения. В ст. 102 Устава ООН зафиксировано, что любое международное соглашение, заключенное членом ООН и вступившее в силу, должно быть зарегистрировано в Секретариате этой организации и им опубликовано. ООН издает для этого специальные сборники — Treaty Series. Однако нерегистрация какого-либо договора в Секретариате ООН не означает его юридической ничтожности. В таком случае ни одна из сторон договора не имеет права ссылаться на незарегистрированный договор ни в одном из органов ООН (п. 2 ст. 102 Устава ООН). Например, при возникновении спора между участниками незарегистрированного договора в отношении его толкования и применения он не может быть передан на рассмотрение Международного Суда ООН.
ФЗ «О международных договорах РФ»
Статья
26. Единая государственная система
регистрации и учета
Единая государственная система регистрации
и учета международных договоров Российской
Федерации находится в ведении Министерства иностранных дел
Российской Федерации.
Статья
27. Регистрация международных
Регистрация международных договоров
Российской Федерации в Секретариате
Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других
международных организаций осуществляется
Министерством иностранных дел Российской
Федерации.
Статья
30. Официальное опубликование
1. Вступившие в силу для Российской Федерации
международные договоры, решения
о согласии на обязательность которых
для Российской Федерации приняты в форме
федерального закона, подлежат официальному
опубликованию по представлению Министерства
иностранных дел Российской Федерации
в Собрании законодательства Российской
Федерации.
2. Вступившие в силу для Российской Федерации
международные договоры (за исключением
договоров межведомственного характера)
официально опубликовываются по представлению
Министерства иностранных дел Российской
Федерации также в Бюллетене международных
договоров.
3. Международные договоры Российской
Федерации межведомственного характера
опубликовываются по решению федеральных
органов исполнительной власти, от имени
которых заключены такие договоры, в официальных
изданиях этих органов.
20. Понятие и классификация международных организаций.
Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.
наделение рядаорганизаций управленческими функциями не означает передачу им части
суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут.
Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками.
1. Создание в соответствии с международным правом.
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.
3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области
4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот при-
знак является одним из важных признаков наличия международной ор-
ганизации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.
5. Наличие прав и обязанностей организации. Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей1.
6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Речь идет об обладании международной организацией автономной волей, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом.
Международные организации имеют свои особенности, позволяющие их классифицировать. Существует несколько способов классификации. Международные организации подразделяются по кругу
участников на универсальные, открытые для участия всех государств, например, ООН, и региональные, объединяющие государства одного региона, например, Европейский Союз. По объектам деятельности
международные организации подразделяются на организации общей компетенции, в которую входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества между государствами, например, ООН и специальной – например, ИКАО (международная организация гражданской авиации).
21. История создания, цели и основные направления ООН.
Система ООН в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени. Вторая мировая война в силу ее масштабности, жестокости, кровопролитности принесла человечеству неслыханные страдания и подтолкнула правительственную и общественную инициативу во многих государствах к разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности. Более того, параллельно, как справедливо отмечает Т.Н.Нешатаева, научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга.
На первом этапе главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. Международные
организации осуществляли скорее технико-организационную, чем политическую, функцию. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации требовало
создания
международных организаций
Идея создания глобальной международной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира возникла достаточно давно и подпитывалась военными лишениями. За период
первой мировой войны было составлено более полусотни подобных проектов.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания безопасности
государств.
Однако, организационно-правовой механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск
мирных путей для развития межгосударственных отношений.
Вторая мировая война, в силу ее всеобщности, разрушительности для мировой цивилизации показала необходимость защиты общечеловеческих ценностей глобальной консолидации миролюбивых сил для создания послевоенной организации мира и безопасности. Вопрос о создании организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать, что
параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции уделяли немалое внимание и вопросу послевоенного устройства мира, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации.
В декабре 1942 года в Москве в беседах между представителями советского правительства и министром иностранных дел Великобритании имел место обмен мнениями по вопросам послевоенной организации мира и безопасности, принесший "много важного и полезного материала, который в дальнейшем облегчает возможность разработки конкретных предложений в этой области"23.
Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации - от 30 октября 1943 года, подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что они "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства большие и малые"
В этих документах была заложена принципиальная основа новой универсальной межправительственной организации.