Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства

Файлы: 1 файл

междунар право лекции.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Признание ad hoc - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа  современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность.5 Однако эта теория полностью опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно подтверждающей, что любое государство независимо от признания или непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует. Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартенс. - Признанием его лишь констатируется его рождение". Л.А.Моджорян отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет". Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

 

 

10. Правопреемство государств.

это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство  происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования  новых государств. В связи с этим различают:

  • разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.)
  • выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.)
  • объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.)
  • присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).

Разделение  и объединение не предполагают сохранение государства-предшественника.

 

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ ДОГОВОРОВ -многостороннее соглашение, подписанное 23.08.1978 г. на дипломатической  конференции в Вене. Конвенция призвана регулировать правопреемство в отношении международных договоров (государств, освободившихся от колониальной зависимости, и государств, образовавшихся в результате объединения и отделения государств), способствовать обеспечению стабильности договорных связей между государствами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых территориальных режимов.

 

Конвенция закрепляет и развивает ряд важных принципов международного права, в  т.ч. принцип tabula rasa (лат., букв. - чистая доска), под которым в ней понимается свобода создаваемых в процессе деколонизации независимых государств от договоров, заключенных от их имени бывшими метрополиями. Для случаев объединения, разъединения или передачи части территории одним государством другому предусматривается принцип сохранения договорных обязательств, принятых ранее существовавшими государствами.

 

Конвенция подтвердила принцип неотъемлемого  суверенного права народов на свои богатства и природные ресурсы, а также положения о недопустимости создания военных баз на чужих территориях и о незыблемости существующих границ (см.: Дипломатический словарь. Т. I. - М., 1984).

 

 

 

11. Понятие и классификация основных  принципов международного права.

Принципами международного права называются руководящие начала, определяющие правила поведения субъектов международного права, возникшие как результат общественной практики. Принципами называются нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Принципы носят императивный характер в отличие от других международно-правовых норм. Международно-правовые принципы обязательны для всех субъектов правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов. Особенности их нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях. В то же время принципы являются общими по отношению к другим международно-правовым нормам и имеют важнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка, представляя собой его основу.

Среди них выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Такие принципы носят  название jus cogens. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.

К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Основными принципами современного международного права являются основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, выражающие закономерности развития современных международных отношений, обеспечивающие важнейшие интересы человечества, государств, других субъектов международного права. В силу особой роли, которую играют основные принципы в деле поддержания международного правопорядка, они обеспечиваются наиболее жесткими мерами принуждения, связанными с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью руководителей государств, глав военных ведомств, политических партий и др.

Императивный  характер основных принципов jus cogens проявляется в их примате относительно всех остальных норм системы международного права. Это вытекает из ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Основные принципы в отличие от норм международного права действуя во времени, обладают обратной силой. Только деяния, нарушающие основные принципы международного права, являются международными преступлениями.

Многообразие  основных принципов международного права требует их классификации. Условно их можно разделить на основные, специальные и функциональные принципы.

В международном  праве также используются иные типы классификаций основных принципов. Например, по форме закрепления: писанные и обычные, по времени их возникновения: доуставные, уставные, послеуставные; по характеру объекта защиты: защищающие, системообразующие, по объекту сотрудничества: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

 

Основные  принципы играют главенствующую роль в системе императивных норм международного права и закрепляются в важнейших, международно-правовых актах, таких как Устав ООН, Декларация ООН о принципах международного права от 24 октября 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

 

 

 

12. Основные права и обязанности государств в соответствии с принципами международного права.

Принцип суверенного равенства  государств. Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет друг друга, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять высшую законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств,

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Стремительное развитие науки, техники, расширение различных связей между государствами неизбежно ведет к демократизации международных отношений, а значит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, где закрепляются лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

Впервые определение  понятия агрессии было дано в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г. В соответствие с которой  применение государством вооруженной  силы первым может быть квалифицировано  как агрессивная война, которая является международным преступлением.

Принцип нерушимости государственных границ. Впервые международно-правовая норма нерушимости границ получила свое закрепление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем последовательно в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. Нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. Правовое содержание принципа нерушимости границ проявляется, во-первых, в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; во-вторых, в отказе от каких-либо территориальных притязаний на момент подписания договора или в будущем; в-третьих, в отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Эти договоры положили начало международной практики, получившей дальнейшее закрепление в Заключительном акте СБСЕ 1975 года.

Принцип нерушимости  границ тесно связан с другим общим  принципом международного права  – принципом неприкосновенности границ, который имеет более широкое применение в международной практике, чем принцип нерушимости границ.

Принцип мирного разрешения международных  споров. Уровень развития современных вооружений таков, что любая попытка использовать их в качестве аргумента при разрешении споров между государствами может привести к уничтожению международного правопорядка.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, “все Члены Организации  Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными  средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Отсюда вытекает обязанность государств в соответствии с современным международным правом разрешать свои споры только мирными средствами. При этом статья 33 Устава ООН предоставляет сторонам свободу выбора средств урегулирования международного спора, например, третейское разбирательство или судебное разбирательство и др.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств. Принцип невмешательства в общей форме закреплен в пункте 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизирован в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Современная международная  практика свидетельствует о том, что сегодня все больше вопросов государства добровольно передают международному регулированию. Это, однако, не означает автоматического изъятия всех таких вопросов из сферы внутренней компетенции государств. Меры, применяемые по решению Совета Безопасности ООН нельзя рассматривать вмешательством во внутренние дела государства.

Принцип территориальной целостности  государств. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Однако он продолжает развиваться. В соответствии с этим принципом территория государства защищена от любых посягательств. Согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны “воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН”. Принцип территориальной целостности государств, являясь основой системы международного права, тесно связан с другими принципами.

Принцип самоопределения народов  и наций. Принцип самоопределения народов и наций закрепляет права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Это является одной из принципиальных основ международных отношений, которая получила свое развитие после принятия Устава ООН. Императивная норма самоопределения народов и наций связана с другими основными принципами международного права.

Принцип сотрудничества государств. Изначально сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность. Так идея международного сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности стала основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"