Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:44, доклад
Скандинавское право — в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия .Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению
ВВЕДЕНЕ 3
Исторические причины формирования скандинавской правовой семьи 4
Характеристика источников и их система 5
Структура права 13
Список литературы
С конца XVII в. велась подготовка реформы всей системы шведского законодательства, для чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов. Ее работа завершилась принятием Риксдагом в 1734 г. Закона Шведского государства. Этот важнейший для истории законодательства скандинавских стран документ явился результатом развития прежде всего шведского и отчасти финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Швеции, и финские юристы входили в состав комиссии). В некоторых его положениях, особенно цивилистических, сказалось влияние римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли права и включающий 9 разделов. 7 из них были посвящены вопросам материального права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, противозаконные действия и наказания). 2 раздела регулировали процессуальные вопросы - процедуру судебного разбирательства гражданских и уголовных дел, а также исполнение судебных решений.
С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские исследователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок, отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно к потребностям того времени, когда он был составлен. Однако, будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Швеция опередила многие другие европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И поныне он формально признается центральным действующим актом шведского законодательства.
Развитие шведского права после издания Закона 1734 г. шло по пути последовательного пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов.
Попытки создания нового свода законов, который заменил бы собой Закон 1734 г., предпринимались лишь в начале XIX в. после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. Ныне ставится вопрос о постепенной замене отдельных его частей (всех без исключения) кодексами вместо создания нового свода законов.
К настоящему времени
большинство первоначально
Конституционный
акт, изданный в 1974 г. под названием
"Форма правления", предусматривает
издание наряду с конституционными
и обычными законами подзаконных
актов, принимаемых правительством
в порядке делегированного
Большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (3) и Верховного административного суда (1), заключения постоянных комиссий Риксдага и др.
Одним из источников права в Швеции служит обычай, прежде всего в сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного прецедента.
Большое влияние на развитие шведского законодательства оказывает процесс сближения правовых систем скандинавских государств, начавшегося в 1870-х гг. и особенно усилившегося после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Швецией входят Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого процесса комиссии экспертов готовят законопроекты, многие из которых в Швеции уже стали законами, идентичными или весьма близкими законам других скандинавских государств, прежде всего в сфере брачно-семейного, договорного, деликтного права, законодательства о компаниях, где сближение правовой регламентации представляется особенно важным.
Финляндия:
Начиная с XII в., когда Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г.фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право).
С 1809 г. после
присоединения к России (в результате
Русско-шведской войны) в Великом
княжестве Финляндском в
В след за признанием Советским правительством государственной независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права.
Среди актов действующего
законодательства важнейшую роль играет
Конституционный закон 1919 г. Наряду
с этим и другими конституционными
законами парламент издает и так
называемые обычные законы, составляющие
основной массив законодательства в
стране. Президент вправе совместно
с Государственным советом
Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.
Существенное
влияние на развитие законодательства
Финляндии оказывает начавшееся
с 1870 г. сближение права северных
государств, к которому страна официально
присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия
наряду с Данией, Исландией, Норвегией
и Швецией участвует в
Главной особенностью для северного права является некодифицированное законодательство (искл. УК). Наряду с некодифицированным законодательством особенной частью Скандинавского права является судебный прецедент (некоторые правовые институты регулируются только прецедентным правом). Еще одной особенностью является унификация законодательства стран Скандинавского права.
Юридическое сотрудничество
северных стран началось в 1872 г., когда
скандинавские юристы собрались на съезд,
ставивший цель способствовать дальнейшей
унификации скандинавского права. С тех
пор сотрудничество стало характерной
чертой правотворчества в области брачно-семейного,
договорного, деликтного права; права,
касающегося компаний и интеллектуальной
собственности. Однако в публично-правовой
сфере, уголовном праве и процессе, налоговом
праве, праве собственности на недвижимость,
т.е. в областях, где различные национальные
традиции имеют больший вес, такая кооперация
выражена гораздо слабее.
В 1880 г. одновременно в трех странах –
Швеции, Дании и Норвегии – вступил в силу
единый закон об оборотных документах.
В последующие годы основное внимание
уделялось унификации торгового права
(законы о торговых знаках, торговых реестрах,
фирмах, закон о чеках) и морского права.
В конце XIX в. появились еще более смелые
унификаторские планы. В 1899 г. датский
профессор Б. Ларсен предложил унифицировать
все частное право, чтобы в конечном счете
прийти к единому Скандинавскому гражданскому
кодексу. И хотя правительства скандинавских
государств в принципе согласились с этим
предложением, создание проекта единого
Гражданского кодекса было отложено, а
предпочтение отдано унификации отдельных
институтов права собственности и обязательственного
права. Результатом этих двух усилий явился
проект закона о продаже движимого имущества.
В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906
г., в Норвегии – в 1907 пив Исландии – в
1922 г.
Еще одним важным результатом юридического
сотрудничества Скандинавских стран явился
закон о договорах и других законных операциях
в праве собственности и обязательственном
праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил
в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии
– в 1929 г. На основе упомянутых выше и некоторых
других законов в Скандинавских странах
сложилось, по существу, единое договорное
право.
Скандинавские страны активно сотрудничали
и в области семейного права, хотя здесь
различия между законодательствами стран
региона выражены сильнее, чем в обязательственном
праве. Следует отметить, что многие вопросы,
по которым в континентальной Европе реформы
были проведены лишь после Второй мировой
войны, в скандинавском праве были решены
гораздо раньше. Достаточно упомянуть
равенство мужа и жены, отказ от принципа
вины как главного основания расторжения
брака, уравнение в правах детей, рожденных
вне брака.
В Скандинавских странах существовали
особенно благоприятные условия для достижения
если не единства, то высокого уровня гармонизации
права. Их историческое развитие и языки
весьма схожи, культурные связи очень
тесны, между ними не существовало серьезных
политических различий, их население,
географическое положение и экономический
уровень развития были приблизительно
одинаковыми. Все эти обстоятельства,
а также то, что право в этих странах исторически
развивалось параллельными путями, значительно
облегчили юридическое сотрудничество
Юридическая практика имеет большое значение для Скандинавского права. Она подразделяется на три типа: практика, действующая как норма законодательства; судебная практика; обычай (практика определенной местности, города). Вырабатываемая юридическая практика также при создании унифицированных норм.
Для каждой сферы жизнедеятельности общества определены свои группы законов, судебных прецедентов и обычаев.
Список литературы:
Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира.
Саидов А. Х. Сравнительное правоведение.
Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения.
Сухарева А. Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник.