Субъекты международного права
Субъектом
международного права принято называть
носителя международных прав и обязанностей,
которые возникают в соответствии с нормами
международного права. Поведение субъекта
международного права непосредственно
регулируется международным правом, т.к.
он вступает или может вступать в международные
публичные правоотношения.
Круг
субъектов международного права определяется
их способностью участвовать в международных
отношениях, регулируемых нормами международного
права.
Принято
различать первичные к производные субъекты
международного права. Первичными участниками
международных отношений являются прежде
всего государства, а б некоторых случаях
народы я нации. Они как социальные сообщества
вступают б отношения между собой и создают
для регулирования этих отношений правила
взаимного общения.
Производные
субъекты международного права создаются
первичными субъектами и объем их международной
правоспособности зависит от намерения
и желания их создателей. Ими могут быть
межправительственные организации или
государство-подобные образования наподобие
«вольных городов». Создатели наделяют
их нравом выступать в межгосударственных
отношениях от собственного имени. Правоспособность
производных субъектов международного
права определяется международными договорами.
К субъектам международного права принят
о относить следующие:
Простые
и сложные государства и их союзы. К простым
государствам в международном праве относят
унитарные государства, а к сложным федеративные.
Федерация отличается от унитарного государства
тем, что субъекты федерации в (федеративном
государстве, в отличие от административно-территориальных
единиц унитарного государства, обладают
политико-правовой самостоятельностью.
Однако как субъекты международного права
субъекты федерации могут выступать при
условии, что федеральное законодательство
признает за ними такое право, т.е. право
от собственного имени заключать договоры,
обмениваться делегациями. представительствами
и т.д.
Нации
и народы также могут признаваться международным
сообществом субъектами международного
права, но при условии, что эти нации и
народы борются за свое освобождение и
создали определенные властные структуры.
Предполагается,
что эти властные структуры, объединены
единым центром, способным выступать от
имени нации или народа в межгосударственных
отношениях.
Государство-подобные
образования, это так называемые «вольные
города» или определенные территории
которые объявлены свободной территорией
или зоной (например, вольный город Данциг,
Свободная территория Триест). Как правило,
вольные города создавались для замораживания
территориальных притязаний между государствами
и смягчения напряженности в межгосударственных
отношениях по поводу данной территории.
Международные
учреждения. К ним относятся международные
организации как, например, ООН, Организация
африканского единства (ОАЕ), Организация
американских государств (ОАГ) и т.д., которые
состоят из создавших их государств, а
также межгосударственные органы, члены
которых действуют в личном качестве (международные
арбитражи, комитеты, группы экспертов
и т.п.).
Транснациональные
корпорации также признаются некоторыми
учеными субъектами международного права,
т.к. в современных условиях они приобретают
международную правосубъектность. Причиной
этому является их экономическая мощь
и большое влияние на международную политику.
Понятие и общая характеристика
международного правосудия
Международное правосудие имеет
интересную историю. Его современное состояние
характеризуется следующими положениями.
В соответствии со ст. 33 Устава
ООН арбитраж, судебное разбирательство
используются государствами в числе мирных
средств решения межгосударственных споров.
Судебные процедуры применяются
и в других ситуациях — при толковании
сложных международно-правовых проблем,
обеспечении международных стандартов
прав и свобод человека, включая рассмотрение
индивидуальных обращений, а также при
осуществлении уголовного преследования
лиц, совершающих международные преступления.
К настоящему времени сложились
и функционируют следующие судебные учреждения:
1. Международный Суд Организации
Объединенных Наций,
2. Международный третейский
суд,
3. Международный трибунал по
морскому праву,
4. Суд Европейского Сообщества
(Суд ЕС),
5. Экономический суд Содружества
Независимых Государств,
6. Европейский Суд по правам
человека (в рамках Совета Европы),
7. Межамериканский Суд по правам
человека,
8. Международный трибунал по
бывшей Югославии,
9. Международный трибунал по
Руанде.
10. Международный уголовный суд (МУС)
В обозримом будущем предполагается
создание Международного уголовного суда,
Статут которого принят 17 июля 1998 г. на
конференции в Риме и подписан многими
государствами, в том числе Российской
Федерацией.
Названные учреждения можно
классифицировать по трем основаниям.
1. По субъектно-пространственной
сфере — универсальные, охватывающие
международное сообщество в целом (Международный
Суд ООН, Международный трибунал по морскому
праву) и региональные (Суд Европейского
Сообщества, Экономический суд СНГ).
2. По предметному содержанию
— общей юрисдикции (Международный Суд
ООН, Суд Европейского Сообщества) и специальной
юрисдикции (Международный трибунал по
морскому праву, Европейский Суд по правам
человека, Международный уголовный суд).
3. По субъектно- юрисдикционным
ориентирам — для разрешения межгосударственных
споров (Международный Суд ООН, Экономический
суд СНГ), для рассмотрения индивидуальных
и коллективных обращений лиц (Европейский
Суд по правам человека), для уголовного
преследования лиц, совершивших международные
преступления (Международный уголовный
суд).
Следует иметь в виду, что в
прошлом существовали такие судебные
учреждения, как Постоянная палата международного
правосудия (1922—1940 гг.), Международный
военный трибунал для суда над главными
немецкими военными преступниками (Нюрнбергский
трибунал, 1945—1946 гг.), Международный военный
трибунал для суда над главными японскими
военными преступниками (Токийский трибунал,
1946—1948 гг.).
Завершается разработка учредительных
документов, на базе которых предполагается
создать новый судебный орган — Международный
уголовный суд.
Правовой основой организации
и деятельности международных судебных
учреждений являются, как правило, договорные
акты в форме конвенций или уставов (статутов).
Несколько примеров:
Международный Суд ООН — Устав
Организации Объединенных Наций и Статут
Международного Суда ООН, образующий неотъемлемую
часть Устава;
Международный трибунал по
морскому праву — Конвенция ООН по морскому
праву, включающая в себя в виде приложения
VI Статут Трибунала;
Европейский Суд по правам человека —
Конвенция о защите прав человека и основных
свобод (в новой редакции, сформулированной
Протоколом № 11 к Конвенции).
Договорные акты для подобных целей применялись
и в прошлом. Так, Международный военный
трибунал для суда над главными немецкими
военными преступниками имел в качестве
учредительных актов Соглашение между
правительствами СССР, США, Великобритании
и Франции от 8 августа 1945 г. и приложенный
к нему Устав Международного военного
трибунала. В настоящее время появились
внедоговорные варианты учредительных
документов. Ныне действующие международные
трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде
учреждены резолюциями Совета Безопасности
в 1993 и 1994 гг.; одновременно были утверждены
уставы (статуты) обоих трибуналов.
К процедуре судебного разбирательства
— в зависимости от компетенции и статуса
судебного учреждения — могут обращаться
государства, международные межправительственные
организации, юридические лица, международные
неправительственные организации, индивиды,
группы лиц.
Постановления (решения) международных
судебных учреждений обязательны, как
правило, для участвующих в деле сторон
и относятся к рассмотренному спору (ст.
94 Устава ООН, ст. 59 Статута Международного
Суда, ст. 33 Статута Международного трибунала
по морскому праву, ст. 46 Конвенции о защите
прав человека и основных свобод — применительно
к Европейскому Суду по правам человека).
Такое понимание актов международных
судебных учреждений свойственно российскому
законодательству. Как сказано в ч. 3 ст.
6 Федерального конституционного закона
"О судебной системе Российской Федерации"
и в ст. 13 ГПК РСФСР (в редакции Федерального
закона от 7 августа 2000 г.) обязательность
на территории Российской Федерации постановлений
(актов) международных судов и арбитражей
определяется международными договорами
РФ.
Современное состояние правового
регулирования и реального юридического
значения многих актов международных
судебных учреждений обусловливает постановку
вопроса о международном судебном прецеденте.
Международный
уголовный суд (МУС) — первый постоянно
действующий международный судебный орган,
в компетенцию которого входит преследование
лиц, ответственных за основные международные
преступления: геноцид, военные преступления
и преступления против человечности, а
также, с 2010 г., за преступления агрессии.
Учреждён на основе международного договора
- Римского статута Международного уголовного
суда, принятого в 1998 году. Действует с
момента вступления Римского статута
в силу, то есть с июля 2002 года.
Международный
уголовный суд создан, чтобы помочь положить
конец безнаказанности лиц, совершающих
наиболее серьезные преступления, вызывающие
озабоченность международного сообщества.
Как явствует из самого названия, МУС является
уголовным судом. Это означает, что его
юрисдикция распространяется исключительно
на физических лиц. Установление ответственности
организаций и государств в его компетенцию
не входит. В отличие от других международных
и смешанных уголовных судов и трибуналов,
МУС является постоянно действующим и
не ретроактивным судебным органом его
личная и территориальная юрисдикция
не связана с конкретным вооруженным конфликтом
или каким-либо событием, и в его компетенцию
входят только преступления, совершённые
после вступления Римского статута в силу.
Главными
юридическими документами, определяющими
полномочия МУС и порядок его работы, являются:
его Устав (Римский статут), Элементы преступлений,
Правила процедуры и доказывания и Регламент
суда. Важное значение для деятельности
суда имеют также Регламент Секретариата,
Соглашение о привилегиях и иммунитетах,
Финансовые правила и некоторые другие
документы.
МУС
состоит из Президиума, Судебного органа
(включающего Апелляционное отделение,
Судебное отделение и Отделение предварительного
производства), Канцелярии Прокурора и
Секретариата.
Резиденция
МУС расположена в Гааге (Нидерланды),
однако по воле Суда его заседания могут
проходить в любом другом месте. МУС не
входит в официальные структуры Организации
Объединённых Наций, хотя может возбуждать
дела по представлению Совета Безопасности
ООН.
Арбитражный (третейский)
суд
Нормативные положения о международном
третейском суде были сформулированы
в разделе IV Конвенции о мирном решении
международных столкновений от 5 (18) октября
1907 г.
Предметом деятельности суда
названо "Решение споров между государствами
судьями по их выбору и на основании уважения
к праву". Конвенция резюмирует, что
обращение к третейскому суду влечет за
собой обязанность добросовестно подчиниться
третейскому решению. Арбитражный (третейский)
суд создается государствами по взаимному
соглашению из назначенных или выбранных
ими из списка членов Постоянной палаты
третейского суда лиц — арбитров (третейских
судей), которые, по мнению государств,
могут квалифицированно и беспристрастно
разрешить возникший между ними споры.
Соглашения об обращении к арбитражной
процедуре могут быть трех видов.
1. Специальное соглашение (третейская
запись, компромисс) об учреждении арбитражного
суда в связи с возникновением спора. В
соглашении указываются предмет спора,
порядок и срок назначения арбитров, полномочия,
порядок принятия решений, место заседания,
язык, который будет использоваться арбитрами.
2.Так называемое арбитражное
соглашение, в котором государства
принимают на себя обязательства
передавать на арбитражное разбирательство
любые споры, которые возник нут
между ними в будущем.
3. Соглашение как элемент международного
договора, в котором содержится положение
об обращении к арбитражной процедуре
в случае возникновения спора о применении
или толковании этого договора, а также
предусматривается порядок формирования
арбитражного суда.
Число членов арбитражного
суда должно быть нечетным. Каждая сторона
назначает равное количество арбитров.
После назначения по договоренности
стороны назначают председателя (суперарбитра).
Он не должен быть гражданином ни одного
из государств — участников спора и не
должен иметь гражданства, в котором состоят
ранее выбранные арбитры.
Если попытка учредить арбитражный
суд спорящими сторонами окажется безуспешной,
они могут воспользоваться помощью третьего
лица (Генерального секретаря ООН, Генерального
секретаря Постоянной палаты третейского
суда).
Арбитражный суд принимает
свои правила процедуры и определяет местопребывание.
Арбитражное разбирательство
состоит, как правило, из двух частей —
письменного следствия и прений. Решение
принимается большинством, причем члены
арбитражного суда не могут воздерживаться
при голосовании.
Решение является окончательным
и обязательным (только для спорящих сторон).
Стороны могут обратиться к
арбитражному суду, вынесшему решение,
с просьбой о его пересмотре.