Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:24, контрольная работа
Описание работы
Субъектом международного права принято называть носителя международных прав и обязанностей, которые возникают в соответствии с нормами международного права. Поведение субъекта международного права непосредственно регулируется международным правом, т.к. он вступает или может вступать в международные публичные правоотношения. Круг субъектов международного права определяется их способностью участвовать в международных отношениях, регулируемых нормами международного права.
На арбитражное разбирательство
могут передаваться споры, стороной или
сторонами в которых являются международные
организации.
Расходы арбитражного суда,
включая вознаграждение его членов, несут
в равных долях стороны, участвующие в
споре, если в силу особых обстоятельств
суд не примет иного решения.
Особое место в системе судебных
органов занимает Постоянная палата третейского
суда (ППТС). Она не является самостоятельным
судебным органом, а обеспечивает возможность
оперативного урегулирования споров посредством
арбитражного (третейского) разбирательства.
Можно сказать, что ППТС призвана быть
в постоянной готовности оказать государствам
услуги в формировании и осуществлении
деятельности арбитражного органа. ППТС
была учреждена Первой конференцией мира
(1899 г.). Ее правовой статус определялся
Конвенцией о мирном решении международных
столкновений 1899 г., которая затем стала
основой Конвенции о мирном решении международных
столкновений 1907 г. В ст. 41 Конвенции 1907
г. говорится, что Постоянная палата третейского
суда сохраняется в том виде, как она была
учреждена Первой конференцией мира, чтобы
"облегчить возможность обращения без
замедления к третейскому суду в случае
споров, которые не могли быть улажены
дипломатическим путем".
Государство (участник Конвенций
1899 или 1907 г.) назначает не более четырех
лиц, которые известны в своих познаниях
международного права, пользуются личным
уважением и выражают согласие принять
на себя обязанности третейского судьи
(арбитра). Члены Палаты, назначенные определенным
государством, образуют национальную
группу. Национальные группы Палаты вправе
выставлять кандидатов на избрание в качестве
членов Международного Суда ООН. Назначенные
лица вносятся в качестве членов Палаты
в особый список. Из этого списка формируется
арбитраж, когда государства обращаются
в Палату для разрешения возникшего между
ними спора. Члены Палаты назначаются
на шесть лет. ППТС компетентна для всех
случаев арбитражного разбирательства.
В ее структуру входят: Международное
бюро, которое служит канцелярией Палаты,
оно составляет список назначенных государствами
членов Палаты, доводит его до сведения
государств (возглавляется Бюро Генеральным
секретарем); Административный совет,
состоящий из аккредитованных в Гааге
дипломатических представителей государств-участников
и министра иностранных дел Нидерландов,
рассматривающий вопросы, касающиеся
деятельности Палаты.
Местопребывание ППТС — г. Гаага
(Нидерланды).
Государства как
основные субъекты международного права
Под государством в международном праве понимается
страна со всеми присущими ей признаками
суверенного государства. Однако не всякая
страна может быть государством в международно-правовом
смысле и субъектом международного права
(например, колониальные страны и другие
геополитические единицы).
Из истории
Первая попытка кодификации
международно-правовых признаков государства
была дана в Межамериканской конвенции
о правах и обязанностях государства 1933
г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство
как лицо международного права должно
обладать следующими условиями:
постоянное население;
определенная территория;
правительство;
способность вступать в отношения
с другими государствами.
Наиболее важными признаками
государства являются суверенитет, территория,
население и власть.
Суверенитет является отличительным политико-юридическим
свойством государства. Государственный
суверенитет — это присущее государству
верховенство на своей территории и его
независимость в сфере международных
отношений. Таким свойством обладают только
государства, что и предопределяет их
главные характерные особенности как
основных субъектов международного права.
Суверенитет является фундаментом всех
основных прав государства.
Суверенитетом обладает любое
государство с момента его возникновения.
Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления
других субъектов. Она прекращается лишь
с прекращением данного государства. Согласно
ст. 3 Межамериканской конвенции о правах
и обязанностях государств 1933 г. «политическое
существование государства не зависит
от его признания другими государствами.
Даже еще не признанное государство имеет
право защищать свою целостность и свою
независимость, заботиться о своей сохранности
и процветании и, как следствие этого,
организоваться, как ему заблагорассудится,
законодательствовать относительно своих
интересов, управлять своими ведомствами
и определять юрисдикцию и компетенцию
своих судов».
В отличие от других субъектов
международного права государство обладает
универсальной правосубъектностью.
Согласно Уставу ООН государствам
присуща не только суверенность, но и независимость.
Все члены ООН воздерживаются в их международных
отношениях от угрозы силой или ее применения
против политической независимости любого
государства.
Территория является неотъемлемым условием
существования государства. Она закрепляется
и гарантируется общепризнанными нормами
и принципами международного права. Согласно
Заключительному акту Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства
обязаны уважать территориальную целостность
каждого из государств-участников. В соответствии
с этим они воздерживаются от любых действий,
не совместимых с целями и принципами
Устава ООН, против территориальной целостности,
политической независимости или единства
любого государства.
Государства-участники Заключительного
акта рассматривают как нерушимые все
границы друг друга, а также границы всех
государств в Европе, поэтому они будут
воздерживаться сейчас и в будущем от
любых посягательств на эти границы. Они
воздерживаются также от любых или действий,
направленных на захват и узурпацию части
или всей территории любого государства-участника.
Население является постоянным признаком
государства. Согласно Уставу ООН, Декларации
о предоставлении независимости колониальным
странам и народам г. и Международному
пакту об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г. народы являются
субъектом права на самоопределение. В
силу этого права они свободно устанавливают
свой политический статус и свободно обеспечивают
свое экономическое, социальное и культурное
развитие.
В соответствии с Декларацией о принципах
международного права 1970 г. в содержание
принципа равноправия и самоопределения
народов входит, в частности, создание
суверенного и независимого государства,
свободное присоединение к независимому
государству или объединение с ним, или
установление любого другого политического
статуса, свободно определенного народом.
Публичная власть является одним из основных
признаков государства. Оно в международном
праве является носителем организованной
суверенной власти. В каких бы отношениях
ни выступали правительство государства
и иные его органы, они всегда действуют
от имени государства. Государство в международно-правовом
смысле понимается как единство власти
и суверенитета.
Государства выступают в международных
отношениях как суверенные образования,
над которыми нет какой бы то ни было власти,
способной предписывать им юридически
обязательные правила поведения. Нормы
международного права, регулирующие взаимоотношения
государств в сфере международного общения,
создаются самими же государствами путем
их соглашения (согласования воль) и направлены
на строгое соблюдение государственного
суверенитета в международных отношениях.
Уважение суверенитета любого государства,
признание суверенного равенства всех
государств входят в число основополагающих
принципов современного международного
права. Согласно Декларации о принципах
международного права г. все государства
пользуются суверенным равенством. Они
имеют одинаковые права и обязанности
и являются равноправными членами международного
сообщества независимо от различий экономического,
социального, политического или иного
характера.
Понятие суверенного
равенства включает следующие элементы:
государства юридически равны;
каждое государство пользуется
правами, присущими полному суверенитету;
каждое государство обязано
уважать правосубъектность других государств;
территориальная целостность
и политическая независимость государства
неприкосновенны;
каждое государство имеет право
свободно выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные
системы;
каждое государство обязано
выполнять полностью и добросовестно
свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Любое государство обязано
поддерживать отношения с другими государствами
в соответствии с нормами международного
права и в соответствии с тем принципом,
что суверенитет каждого государства
подчинен (верховенству) международного
права.
Особенности правосубъектности
федеративных государств
Унитарное государство участвует
в международных отношениях как единый
субъект международного права, и вопроса
о международной правосубъектности ее
составных частей в этом случае не возникает.
Сложными государствами являются
федерации. Члены федерации (республики,
области, штаты, земли и т. д.) сохраняют
при этом определенную внутригосударственную
самостоятельность, но, как правило, не
обладают конституционным правом самостоятельного
участия во внешнихсношениях, следовательно,
не являются субъектами международного
права. В этом случае только федерация
в целом выступает на международной арене
в качестве единого субъекта международного
права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской
конвенции о правах и обязанностях государств
1933 г., «федеративное государство составляет
только одно лицо перед международным
правом». Например, согласно ст. 10 Конституции
США ни один штат не может вступать в договоры,
союзы и конфедерации. Ни один штат не
может без согласия Конгресса заключать
соглашения или конвенции с другим штатом
или с иностранной державой.
РФ является демократическим
федеративным государством, которое состоит
из республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области,
автономных округов — равноправных субъектов
РФ. Республика в составе РФ имеет свою
конституцию и законодательство. Край,
область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ
имеют свой устав и законодательство.
Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г.
в ведении РФ находятся:
внешняя политика и международные
отношения РФ, международные договоры
РФ; вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения
РФ;
оборона и безопасность;
определение статуса и защита
государственной границы, территориального
моря, воздушного пространства, исключительной
экономической зоны и континентального
шельфа РФ.
Вне пределов ведения РФ и совместных
полномочий субъекты РФ обладают всей
полнотой государственной власти.
Согласно Федеральному закону
«О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов РФ» 1998 г. субъекты РФ
в пределах полномочий, предоставленных
им Конституцией, федеральным законодательством
и договорами между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ о разграничении предметов
ведения и полномочий, обладают правом
на осуществление международных и внешнеэкономических
связей с субъектами иностранных государств,
а также на участие в деятельности международных
организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства
РФ могут осуществлять такие связи и с
органами государственной власти иностранных
государств.
Республики не вправе:
вступать в отношения с иностранными
государствами;
заключать с ними межправительственные
договоры;
обмениваться дипломатическими
и консульскими представительствами;
быть членами межправительственных
организаций.
Республики могут заключать
международные договоры по вопросам, входящим
в их компетенцию. Однако в любом случае
эти договоры должны носить вторичный,
производный характер. Они могут содержать
нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих
договоров РФ. В целях обеспечения выполнения
таких договоров республики могут иметь
свои представительства в иностранных
государствах, которые не являются дипломатическими
учреждениями.
Международная правосубъектность
народов (наций)
Современное международное
право содержит нормы, закрепляющие право
народов и наций на самоопределение. Одной
из целей Устава ООН является развитие
дружественных отношений между нациями
"на основе уважения принципа равноправия
и самоопределения народов". Устав ООН
и многие другие международные акты рассматривают
категории "народ" и "нация"
как идентичные понятия. Принцип самоопределения
сыграл выдающуюся роль в достижении после
второй мировой войны колониальными народами
независимости, в создании самостоятельных
национальных государств.