Территории в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблематики обусловила цель контрольной работы дать понятие правовому режиму территории и государственной границе на примере СССР и России, а так же рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.
Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 4
1. Понятие и виды территорий в международном праве 4
2. Государственная граница 9
3. Международные реки и каналы 13
4. Правовой режим Арктики и Антарктики 15
5. Установление и изменение происхождения, обозначение государственной границы Российской федерации 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

мпп.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Европейского права и сравнительного правоведения

 

Контрольная работа по теме: «Территории в международном  праве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 511 группы

      Института прокуратуры РФ

      Инмии А.Р.

 

 

 

Проверила: к.ю.н., доцент

Липкина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ПРАВОВОЙ  РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ГРАНИЦЫ. ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ И  РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 4

1. Понятие и виды территорий в международном праве 4

2. Государственная граница 9

3. Международные реки и каналы 13

4. Правовой режим Арктики и Антарктики 15

5. Установление и изменение происхождения, обозначение государственной границы Российской федерации 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В различных правовых системах и международном праве в целом  уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные  части - водное и воздушное пространства- не признают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной проблемой.

Межгосударственные экономические  организации являются стабильными  объединениями государств, основанными  на договорах, обладают определенной согласованной  компетенцией и постоянными органами.

На современном этапе  экономического развития России исключительно  важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях.

Актуальность проблематики обусловила цель контрольной работы дать понятие правовому режиму территории и государственной границе на примере СССР и России, а так же рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.

Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

 

  1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1.Понятие и виды территорий в международном праве

Под территорией в международном  праве понимается пространство с  определенным правовым режимом —  часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное  пространство), а также космическое  пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами  внутригосударственного законодательства и международного права1.

Значение территории как  материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных  задач государства. Согласно Конституции  РФ: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4)2.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Классификацию территорий можно представить  в форме схемы, представленной на рисунке 1.

Таким образом, территория государств, представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет).

Международная территория - это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами.

Территории со смешанным  режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.

 

Виды территорий

Государственная территория

Международная территория

Пространства со смешанным правовым режимом

представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет).

не принадлежат какому-либо государству  в отдельности и находятся  в общем пользовании всех стран

не входят в состав государственных  территорий, однако прибрежные государства  в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами

В состав государственной территории входят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государство своим законодательством устанавливает правовой режим территории в целом и ее частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами данного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определенных участков сухопутного пространства

Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над  ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Они имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными  правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.


 

Рисунок 1 – Виды территорий

Территории со смешанным  режимом условно можно разделить  на две группы. Первая группа: прилежащие и исключительные экономические  зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.

Авторы учебника МГИМО  МИД РФ признают также существование  и территорий с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также иные территории. [3.,382].3

Рассмотрим более подробно государственную  территорию.

Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная  в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная  территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и  водной территориями); недра.

Условной государственной территорией  принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории.

Современное международное право  запрещает насильственное изменение  государственной территории. Территория государства может изменяться в  результате:

разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;

обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применения мер ответственности  за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии — уступки права на территорию (в настоящее время  не используется).

Правовой режим государственных  территорий определяется прежде всего  национальным законодательством каждого  государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты  правового статуса внутренних вод  и территориального моря, устанавливают  договорное прохождение государственной  границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство. В современном международном  праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:

- власть государства является  высшей по отношению ко всем  физическим и юридическим лицам,  находящимся на его территории;

- государство не может  быть насильно лишено принадлежащей  ему территории, его границы нерушимы  и неприкосновенны;

- в пределах государственной  территории исключается публичная  власть любого другого государства;

- высшая власть государства  осуществляется системой государственных  органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;

- юрисдикция государства  в отдельных случаях может  распространяться за пределы  его территории;

- земля и природные  ресурсы государства не могут  использоваться другими государствами  без ясно выраженного согласия  территориального суверена.4

Осуществление территориального верховенства государством не означает, что не может быть каких-либо ограничений  или запретов. Так, действия государства, позволяющего другому государству  со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (п. «f» ст.3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.).

Используемый в международных  договорах термин «территория» применительно к определенному государству-участнику не всегда означает государственную территорию. Он может употребляться и в более широком значении, например как территория, на которую распространяется национальная юрисдикция.

Так, в ст. 1 Соглашения между  Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о воздушном сообщении от 2 марта 1994 г. говорится, что для целей Соглашения термин «территория» в отношении каждого государства-участника означает земные поверхности, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под его суверенитетом. В этом Соглашении под термином «территория» имеется в виду государственная территория.5

Другой пример. Пункт 1 ст. 4 Соглашения о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой от 19 июня 1992 г. обязывает Стороны обеспечить свободу транзита товаров другой Стороны через свою территорию. "Территория" (по Соглашению, "своя") применительно к каждому государству-участнику означает территорию, на которую распространяется действие его таможенных законов, включая любые районы за пределами его территориальных вод (т. е. за пределами государственной территории), в границах которых оно может осуществлять права в отношении морского дна, недр и их природных ресурсов.6

1.2 Государственная граница

Государственная граница - юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.7

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.8

Основным назначением  границ является определение пределов территорий. Юридическое оформление границы является одновременно и  закреплением права на расположенную  за ней территорию. Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а  также границы недр.

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.

Водная граница может проходить:

на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);

на несудоходной реке – как правило, по середине реки или ее главного рукава;

на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений – по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами;

на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством или соглашениями с сопредельными государствами.

Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.

Информация о работе Территории в международном праве