Территории в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблематики обусловила цель контрольной работы дать понятие правовому режиму территории и государственной границе на примере СССР и России, а так же рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.
Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 4
1. Понятие и виды территорий в международном праве 4
2. Государственная граница 9
3. Международные реки и каналы 13
4. Правовой режим Арктики и Антарктики 15
5. Установление и изменение происхождения, обозначение государственной границы Российской федерации 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

мпп.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

Вторая часть - это морская  граница России, установленная тем  же Законом 1982 года, бывшая прежде государственной  границей СССР. Ока отделяет территориальное  море России от открытого моря. В  некоторых местах делимитация границы, так же как на суше, либо определяется соглашениями с соседними государствами, либо молчаливо признается, либо находится  в стадии согласования. Совсем не дел  имитированы боковые границы  территориального моря России: во времена  СССР территориальное море составляло один сплошной пояс вод вдоль берега.

Теперь России предстоит  решить проблемы делимитации боковых  границ территориального моря, то есть тех линий, которые разделяют  территориальные моря России и Эстонии, Литвы, Украины,  Грузии.

И сухопутная, и морская  границы СССР в целом стабильны, потому что устанавливались методами, соответствующими требованиям  международного права. Некоторые изменения в  существующее  законодательство будут  внесены законами о территориальном  море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, находящимися сейчас на рассмотрении Государственной Думы. Как бы то ни было, линии прохождения  границ будут затронуты  законами лишь в очень небольшой мере.

Третья часть границ России - это границы бывшей РСФСР с  бывшими союзными республиками, а  ныне с государствами Балтии - Литвой, Латвией и Эстонией и с членами  СНГ - Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном. Их особенность  состоит в том, что границами  суверенных государств объявлены  те линии, которые прежде, во времена  существования СССР. были линиями  границ между союзными республиками.

В отношении границ между  союзными республиками не существовало  никакого единого акта, который бы регулировал их правовое  положение. Хотя формально республики считались  суверенными  государствами, они  не заключали никаких соглашений об этих границах, так что границы  были просто принадлежностью территории  каждой республики.

Линии прохождения границ между республиками сложились исторически  и были в основном унаследованы от царской России, где служили границами  губерний, ставших территориями союзных  республик.

Во всех трех конституциях содержалась статья о том, что  территория  союзной республики не может быть изменена без ее согласия.  Процедура получения такого согласия разработана не была; территории республик  изменялись произвольно, по усмотрению центра и в интересах правящей партии. Поскольку деление на республики было в общем условно и на всей территории СССР существовал единый правопорядок, население оставалось в целом индифферентно к этим изменениям.

После распада СССР, когда  линии условного деления между  союзными республиками были объявлены  границами разных государств,  население  многих районов считает их несправедливыми, тем более что основной признак  образования новых государств - этнический, а многие районы национальных республик, прилежащие  к России, оказались  почти на 100% населены русскими.

На психологическом уровне межреспубликанские границы не воспринимаются как государственные границы.

Так пренебрежение самым  главным принципом международного права - принципом суверенитета народа - привело к появлению границ, создающих препятствия для нормального  межгосударственного  сотрудничества.

Необходимость проявлять  к межреспубликанским границам иной подход, чем к государственной  границе СССР, ощущается и на уровне руководства. В статье 5 Соглашения о создании СНГ зафиксировано обязательство сторон гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи-информации в рамках Содружества.

Это намерение подтверждено некоторыми более поздними соглашениями:  подписанным 13 марта 1992 г. Соглашением  о принципах  таможенной политики, по статье 1 которого стороны обязуются  создать общую таможенную территорию, и Соглашением о безвизовом передвижении граждан от 9 октября 1992 г.

Принцип «прозрачных границ»  составляет один из устоев создаваемого  Экономического союза.

Наиболее ясно особый подход к границам - бывшим линиям разграничения  проявился в Соглашении об охране государственных  границ и морских  экономических зон государств - участников  СНГ от 20 марта 1992 г.,  в котором  говорилось: «Государственные границы  государств - участников Содружества  Независимых Государств -участки  государственных границ независимых  государств - участников Содружества с государствами, не входящими в Содружество» (ст. 1). На первый взгляд, смысл этой фразы состоит в том, что участники СНГ считали границей в полном смысле слова только ту границу, которая идет по периметру  Содружества и отделяет страны Содружества от третьих государств,  а не друг от друга, то есть ту линию, которая прежде была государственной границей СССР.

Однако нужно учесть, что  определение, данное в статье 1, - это  толкование понятия для целей данного конкретного соглашения и «государственная граница» здесь обозначает объект деятельности пограничных войск: «Охрана государственных границ и морских экономических зон государств - участников Содружества осуществляется  Пограничными войсками Содружества или собственными Пограничными войсками государств» (ст. 2).

Линия, определявшая пределы  территории РСФСР, приобрела абсолютно  иной правовой статус с того момента, как стала государственной  границей России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблематики позволил сделать следующие выводы в соответствии с логикой поставленных  в настоящем исследовании цели и задач.

В связи с переходом  России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества России с международными организациями  выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешне-экономической политики. Несмотря на большую работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала регионов и страны в целом во внешнеэкономической деятельности.

Россия до настоящего времени  не занимает подобающего ей места  на мировом рынке и в системе  международных экономических организаций. Односторонние шаги России по открытию национального рынка не встречают  встречных шагов со стороны ее торговых партнеров в признании  того, что конкурентоспособность  крупных российских предприятий-экпортеров определяется их сравнительными экономическими преимуществами. Не используется в должной мере потенциал таможенного регулирования, или используется с определенными перекосами, например, в сторону решения чисто фискальных задач. Россия должна делать больший упор на методы экономического регулирования внешней торговли, которые лишь продекларированы во многих законах, но фактически не действуют. В основном в России используются административные методы решения вопросов в области внешней политики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ: от 12.12.1993г. - М.: Юрист, 2009. – 48с.
  2. О Государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 СЗ РФ 1994, № 16, ст. 1861; 2004, № 27, ст. 2711

Учебное пособие:

  1. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 1. Общая часть: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 288 с.
  2. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, 416 с.
  3. Живарев В.Е. Международное право: Конспект лекций / МИЭМП;  М., 2004, 96 стр.
  4. Кучуб Н.А. Международное право: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 129 с.
  5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с.
  6. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 584 с.
  7. Международное право. Учебник. Ответственные редакторы Колосов Ю.,Кузнецов В. - Москва, Международные отношения,1998.-618 стр.
  8. Международное публичное право. Учебник.- Под редакцией Бекяшева К., Москва,Проспект,1998.-608 стр.
  9. Ушакова  Н.А. Международное  право:  Учебник. – М: Юрист,  2000. – 304 с.
  10. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

1 Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, с. 48

2 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 402 с.

3 Международное публичное право. Учебник. Под редакцией Бекяшева К., -Москва,Проспект,1998.- стр 382.

4 Международное право. Учебник. Ответственные редакторы Колосов Ю.,Кузнецов В. - Москва, Международные отношения,1998.- стр. 92

5 Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы Игнатенко Г., Тиунов О., - Москва, Норма-Инфра М,1999.- стр. 298

6 Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы Игнатенко Г., Тиунов О., - Москва, Норма-Инфра М,1999.- стр. 298

7 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - с. 406

8 Ст 1, раздела 1 З РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1

9 Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998,  с. 49

10 Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - с.23

11 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - с. 407

12 Международное право. Учебник. Ответственные редакторы Колосов Ю.,Кузнецов В. - Москва, Международные отношения,1998.- стр. 86

13 Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, с. 50

14 Ушакова Н.А. Международное право:  Учебник. – М: Юрист,  2000. – с. 69

15 Пт 1, ст 5 раздела 2 З РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1

 


Информация о работе Территории в международном праве