Территории в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблематики обусловила цель контрольной работы дать понятие правовому режиму территории и государственной границе на примере СССР и России, а так же рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.
Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 4
1. Понятие и виды территорий в международном праве 4
2. Государственная граница 9
3. Международные реки и каналы 13
4. Правовой режим Арктики и Антарктики 15
5. Установление и изменение происхождения, обозначение государственной границы Российской федерации 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

мпп.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

Государственная граница  между сопредельными государствами  определяется и устанавливается  путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Государственные границы устанавливаются  в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.9

Так же может проводиться  редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.

Принцип нерушимости государственных  границ как один из важнейших принципов  международного права составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Этот принцип  был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе 1975 г. следующим  образом: «Государства-участники рассматривают  как нерушимые все границы  друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому  они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств  на эти границы».10

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством  и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный  пограничный режим, который предусматривает:

Порядок охраны и пересечения  государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и  регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них  летательных аппаратов;

Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах пограничной политики РФ, утвержденных Президентом РФ 5 октября 1996 г. и представляющих собой систему  официально принятых взглядов. Основы соответствуют международному праву, в частности подтверждают принцип  нерушимости границ. Оформление границы  «осуществляется на основе универсальных  принципов международного права». В  соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися  на территории СССР. Она «совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР».11

Ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой  и иной деятельности в районе государственной  границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные  правила проживания, перемещения  и деятельности населения в пограничной  зоне и въезда в нее; порядок расследования  и урегулирования пограничных инцидентов и др.

Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы.

Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами – членами СНГ государственные границы «прозрачные», номинальные.

1.3 Международные реки и каналы

Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.

Международное судоходство  не является в настоящее время  единственным критерием международной  реки, поскольку развилось использование  вод этих рек в промышленных и  сельскохозяйственных целях. Пересечение  или разделение международной рекой  территории нескольких государств создает  взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает  их взаимные права и обязанности  относительно данной реки. Основным здесь  является правило о том, что любое  прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного  ущерба правам какого-либо другого  прибрежного государства на использование  вод этой же реки.

Международные реки могут  подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как  правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация  условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а  на другом – разделять. 12.

Международными реками являются Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и  др.

Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международном договоре.

К несудоходному использованию  международных рек относятся  строительство плотин для гидроэлектростанций  и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т.п. В последнее время подобные виды использования международных рек  в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все  вопросы несудоходного использования  решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в  этом отношении являются Хельсинские  правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам  использования, как распределение  вод, предотвращение загрязнения, лесосплав  и др.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих  при строительстве гидроэлектростанций  на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для  нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому  изменению местности на территории другого государства или могут  причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании  соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная  практика.

Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Они прокладываются по территории, на которую распространяется власть определенного государства. Принимая решение о прокладке канала, который  будет использоваться для международного морского судоходства, государство  соглашается на изменение не только состояния части своей территории (сухопутная территория становится водной), но и ее статуса, предоставляя право на использование ими морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы государства, по территории которого проложен канал, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих международных договорах.

1.4 Правовой режим Арктики и Антарктики

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между  США, Канадой, Данией, Норвегией и  Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все  земли и острова, находящиеся  к северу от арктического побережья  соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.13

Антарктика представляет собой  территорию земного шара южнее 60°  южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники  и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств. Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в  частности: создание военных баз  и укреплений, проведение военных  маневров, испытания любых видов  оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство  — участник Договора может назначать  своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.14

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных  ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских  живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

1.5 Установление и изменение происхождения, обозначение государственной границы Российской федерации

Прохождение Государственной  границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Документы  об изменениях, уточнениях прохождения  Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании  международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.15

В соответствие с законом  О Государственной границе Российской Федерации прохождение Государственной границы устанавливается:

на суше - по характерным  точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

на море - по внешней границе  территориального моря Российской Федерации;

на судоходных реках - по середине главного фарватера или  тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей  выходы Государственной границы  к берегам озера или иного  водного объекта. Государственная  граница, проходящая по реке, ручью, озеру  или иному водному объекту, не перемещается как при изменении  очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла  реки, ручья в ту или иную сторону;

на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной  границы, проходившей на местности  до ее затопления;

на мостах, плотинах и  других сооружениях, проходящих через  реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Всю границу новой России можно условно разделить на три  части: сухопутная государственная  граница СССР в тех пределах где  она проходила по краю территории РСФСР; морская границ; СССР, отделявшая территориальное море СССР от пространств  открытого  моря, при этом нельзя забывать и об экономических зонах  с их особым режимом: линии административного  разграничения разделявшие территории РСФСР и соседних с ней союзных  республик.

Эти три части различаются  по правовому статусу, который они  имели до распада СССР, и по способам образования правовых режимов.

Первая часть границ России - это та часть сухопутной границы, которая прежде была государственной  границей СССР. Она отделяет  территорию России от Норвегии, Финляндии, Польши, Китая и Монголии. Линия прохождения  этой границы установлена исторически  в процессе взаимодействия с сопредельными  государствами. Относительно большей  ее части заключены международные  договоры.  Отношения по поводу некоторых  участков не урегулированы межгосударственными  актами, но можно констатировать признание  их конфигурации де-факто.

Правовой режим этой части  границ установлен Законом СССР о  государственной границе СССР от 1982 года и признан соседними  государствами. Эта граница оснащена соответствующим  оборудованием  и надлежаще контролируется.

Информация о работе Территории в международном праве