Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

Содержание работы

Введение ………….………………...……...………………………………………3
1 Исторический экскурс и общая характеристика института управомоченного по правам человека в РФ ………………………………………………………….……5
1.1 Становление института управомоченного по правам человека в Российской Федерации ……………………………………………………….…………………….….5
1.2 Общая характеристика института управомоченного по правам человека в Российской Федерации и её субъектах ……………………….…………...………….…8
2 Особенности института уполномоченного по правам человека ………….. 14
2.1 Правовой статус уполномоченного по правам человека ………………….14
2.2 Компетенция уполномоченного по правам человека …………….............. 18
Заключение …………………………………………………………..……… 27
Глоссарий ………………………….…………………………….………………30
Список использованных источников ……………..……………………………32
Список сокращений …………………………………………………….………..34
Приложение А .........................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Аптикеев Р.М., КР, Конституционное (государственное) право России.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Первоначально для российского  правоведения характерны традиционные для восточно-христианских государств подходы к пониманию брака, где  брак однозначно трактуется как оформленный  в установленном порядке союз мужчины и женщины, единство особого  социального содержания этого союза и его канонической формы, необходимость соблюдения которой предписана государством. Достаточно упомянуть о широко известном определении брака профессора Г.Ф.Шершеневича. Он писал: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме»14.

Такой подход к пониманию  брака был сохранен и развит в  работах правоведов советского периода. Н.В.Орлова, например, определяла брак как «..добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов..». Аналогичные определения брака были сформулированы и в учебной литературе. Принятие нового Семейного кодекса РФ в принципе не изменило, да в своей основе и не могло изменить традиционных взглядов на брак как явление, единое в своей социальной сущности и правовой форме, — «союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия».

Однако отсутствие легального определения брака, несмотря, казалось бы, на однозначность его трактовки  иногда порождает проблемы на практике. В связи с чем, отдельные исследователи  предлагают дополнить ст.1 СК РФ определением брака. «Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее — «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

В настоящее время  признается только зарегистрированный брак. Тем не менее, в настоящее  время существенно возрастает количество незарегистрированных (гражданских) браков.

По данным последней  переписи населения, в гражданском  браке живет более шести с  половиной миллионов российских граждан. То есть каждый десятый союз - это союз незарегистрированный. Причем среди тех, кому нет еще тридцати, это уже не каждый десятый, а каждый шестой союз.

В истории российского  семейного законодательства был  период, когда фактические брачные  отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного  брака. Этого требовала ситуация, сложившаяся в обществе после  революции.

Сейчас законодательство оперирует понятием «фактические брачные  отношения» и данный брак не порождает  правовых последствий.

Таким образом, если гражданский  брак, это не семья, как решается вопрос с общим имуществом, ведь порой в таких отношениях люди состоят годами и даже десятками лет.

Здесь применяется общий  принцип российского семейного  законодательства: права и обязанности  супругов, в том числе в отношении  имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих  в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни.

Приведем такой пример из судебной практики: Граждане Тимофеева  и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества15.

Комментируя данную ситуацию, можно сказать, что основной аргумент ст. 34 семейного кодекса РФ гласит: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Закон определяет совместную собственность супругов как имущество, нажитое ими в период брака, имея в виду брак, заключенный в установленном законом порядке в органах загса. По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены ст. 5 СК РФ для супругов. Фактическая семейная жизнь, даже длительная, но без соответствующей регистрации брака не создает совместной собственности на имущество. В подобных случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-то имущество. Их имущественные отношения будут регулироваться не семейным, а только гражданским законодательством. Имущество фактических супругов находится в долевой, а не в совместной собственности.

Он вправе опубликовать его не только в одном, а одновременно в нескольких печатных средствах  массовой информации.16

Ежегодный и специальные  доклады являются основными правовыми  инструментами Уполномоченного, на которых основывается эффективность  его деятельности по осуществлению государственной защиты прав человека, признание и авторитет возглавляемого им федерального государственного органа. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. В отличие от ежегодного доклада, который подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете», специальный доклад может публиковаться, как в этом так и в других периодических печатных изданиях, но по решению Уполномоченного. Периодическое печатное издание, которому направлен специальный доклад, не может отказать в его опубликовании.

Отсутствие требований об обязательном опубликовании специального доклада обусловлено не секретностью содержащихся в нем сведений, а узкой направленностью освещаемых в нем вопросов, которые не всегда могут представлять интерес для широкой общественности.

С учетом специфики специальных докладов их целесообразно, что следовало бы отразить в законе, направлять также Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти с предоставлением Уполномоченному права выступать с ними на заседании их коллегиальных органов при обсуждении вопросов соблюдения прав человека.

Ежегодные доклады Уполномоченного  подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях. Ежегодный доклад, хотя и посвящен деятельности Уполномоченного, является и средством информирования федеральных органов государственной власти о положении в стране с соблюдением прав человека.

Он характеризует уровень и состояние дисциплины по исполнению государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами обязательств государства о соблюдении прав человека, эффективность функционирования демократических механизмов осуществления публичной власти, соответствие законодательства и практики его применения общепризнанным стандартам и международным обязательствам Российской Федерации. В целях предания гласности доклады Уполномоченного тиражируются в виде отдельных брошюр или сборников, распространяемых заинтересованным государственным органам, общественным объединениям, публичным библиотекам и должностным лицам. Указанные печатные издания, являющиеся средством распространения информации о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по их государственной защите, не могут передаваться в розничную продажу для приобретения работниками правоохранительных органов, государственными и муниципальными служащими, научными работниками, преподавателями юридических вузов, студентами и аспирантами, то есть широкой читательской аудиторией. Для информирования международных организаций, членом которых является Российская Федерация, о выполнении обязательств в области прав человека доклады Уполномоченного целесообразно переводить на английский язык и направлять в ООН, Совет Европы, ОБСЕ, Верховным Комиссарам ООН по правам человека и по делам беженцев, Комиссару Совета Европы по правам человека, Верховному Комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств и таким межгосударственным органам по защите прав человека, как Комитеты (ООН) по правам человека, по правам ребенка, по ликвидации дискриминации в отношении женщин.17

Семейный кодекс регулирует личные неимущественные отношения  супругов. Отношения фактических  супругов, законом не урегулированы.

Таким образом, с юридической точки зрения, гражданский брак- форма организации семьи, не урегулированная правом. В данном случае, фактические супруги не могу рассчитывать на закон в прямом и полном смысле этого слова.

Говоря о регистрации  брака, необходимо выделить еще один ключевой нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака - Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В отдельных случаях  условия и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются по законодательству иностранного государства.

Иностранные граждане и  лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в  том числе и с гражданами РФ. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории РФ по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.

Вместе с тем при  этом следует учитывать особенности  национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак или  даже не исключающего возможности многоженства (полигамии).

В этой связи для защиты законных прав и интересов граждан  РФ существенное значение имеют положения  СЧК РФ об условиях, форме и порядке  заключения браков с иностранными гражданами на территории РФ18.

Статья 156 СК РФ закрепляет, что «.. форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения  брака на территории Российской  Федерации определяются для каждого  из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Правовой гарантией независимости Уполномоченного от какого-либо вмешательства в осуществление своих полномочий является и его обязанность руководствоваться в своей деятельности только Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, справедливостью и голосом собственной совести.

Независимость и самостоятельность  при исполнении своих служебных обязанностей, предоставленные и гарантированные Уполномоченному, являются непременным и обязательным правовым условием его объективной и беспристрастной деятельности.

В России зарождается  практика назначения уполномоченных по правам на общественных началах. Они появились в отдельных университетах и школах. Обосновывается необходимость создания института уполномоченных по защите прав отдельных категорий граждан, в отношении которых наблюдаются массовые нарушения прав (в сфере исполнительной системы, детей-беспризорников и др.).

Заключение

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван  играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Во многих зарубежных странах аналогичный институт народного защитника (омбудсмена) в различных модификациях существует уже в течение длительного времени. В России же он создан сравнительно недавно. Необходимость учреждения Парламентского уполномоченного по правам человека закреплялась в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Соответствующие нормы об этом институте были включены в Конституцию 1993 г. Однако Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», определяющий порядок назначения и освобождения Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности, был принят Государственной Думой только 25 декабря 1996 г.

Институт Уполномоченного  учрежден в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Направления деятельности Уполномоченного разносторонни.

Установленными Федеральным  конституционным законом средствами он способствует:

1) восстановлению нарушенных прав;

2) совершенствованию  законодательства о правах человека  и гражданина и приведению  его в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного  права;

3) развитию международного  сотрудничества в области прав  человека;

4) правовому просвещению  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты.

Уполномоченный рассматривает  только те жалобы, которые были ранее  обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с  принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ