Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Введение………………………………………………………………..………...….. 3
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………5
1.1 Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ…… 5
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ...………………… 8
1.3 Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………...10
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ……..…........ 12
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ…...……… 12
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ………..…...……….. 16
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…………………. 19
Заключение……………………………………………………………..……...…… 28
Список использованных источников…………………………………..……….... 30
При подготовке проектов Конституции России в первоначальных вариантах народный защитник именовался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих – Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.
Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г. в ст. 103 предусмотрела в качестве одной из компетенций Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом №1-ФКЗ, который был принят только 26 февраля 1997 г.
Принятие данного закона обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института омбудсмена, который “независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам”.
Еще до принятия ФКЗ Регламентом Государственной Думы (принятым 25 марта 1994 г.) был закреплен ряд положений, относящихся к порядку избрания Уполномоченного, также как его взаимоотношению с Государственной Думой.
Действующий в настоящее время Регламент Государственной Думы 1998 г.11, так же как и предыдущий закрепляет право Уполномоченного присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.
Кроме вышеперечисленных правовых актов, к правовым основам деятельности Уполномоченного по правам человека относятся также ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, Уголовно-исполнительный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о международных договорах РФ, об актах гражданского состояния, о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и др.
В соответствии с ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” Уполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.
Закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.
Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе
Закон устанавливает
определенный срок, в течение которого
предложения о кандидатах на должность
Уполномоченного могут
Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено – не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Порядок
назначения Уполномоченного носит
сложный характер. Ввиду того, что
претендентов на эту должность может
быть достаточно много, закон устанавливает
специальную процедуру
В большинстве
стран мира при вступлении в должность
омбудсмены приносят присягу. Соответствующий
текст присяги Российского
Деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком(5 лет), считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.
В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.
Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.
Закон делает
исключение, позволяя Уполномоченному
заниматься преподавательской, научной
либо иной творческой деятельностью. В
то же время Уполномоченный, находясь
на своем посту, не может быть членом
политической партии или иного общественного
объединения, преследующего политические
цели. Он должен быть далек от политики,
и заниматься исключительно вопросами,
входящими в его компетенцию,
что соответствует мировой
Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.
Важным
элементом статуса
К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.
Следует
отметить, что законодатель распространяет
неприкосновенность Уполномоченного
на его жилое и служебное
Уполномоченный
может быть задержан на месте преступления.
В этом случае должностное лицо,
производившее задержание обязано
незамедлительно уведомить об этом
Государственную Думу. На основании
поступившей информации Государственная
Дума, если сочтет это необходимым,
принимает соответствующее
Закон предусматривает ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности.
Во-первых, если он нарушил требования ст.11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.
Во-вторых,
когда в отношении
Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд12.
Закон предусматривает Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающегося освобождения от должности.
Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.
В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.
Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:
Таким образом,
основными направлениями
- рассмотрение
жалоб и обращений о
- анализ
законодательства РФ в области
прав человека и гражданина, подготовка
рекомендаций по его
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
- подготовка
ежегодного доклада о
- выступления
с докладами на заседаниях
Государственной Думы в
- направление
в Государственную Думу
- обращение
в Государственную Думу с
- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;
- принятие
по собственной инициативе
- анализ
правоприменительной практики
- информирование
органов государственной
- направление
государственным органам,
Помимо
прямо предусмотренных ФКЗ
Уполномоченный
информирует государственные