Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………...….. 3
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………5
1.1 Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ…… 5
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ...………………… 8
1.3 Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………...10
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ……..…........ 12
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ…...……… 12
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ………..…...……….. 16
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…………………. 19
Заключение……………………………………………………………..……...…… 28
Список использованных источников…………………………………..……….... 30

Файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Уполномоченный  наделен широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости  он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя  участвовать в судебном процессе; он может обратиться в различные  государственные органы по поводу возбуждения  дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении  тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются  нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд  или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего  в законную силу решения, приговора  суда, определения или постановления  суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в  порядке надзора; обратиться в Конституционный  суд РФ с жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Для придания гласности заключению, принятому  Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина, Уполномоченный вправе опубликовать его в средствах  массовой информации.

Соответствующие печатные издания обязаны опубликовать заключения и другие документы, представленные Уполномоченным. Однако эта обязанность  вменяется только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируются либо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в которых одним из учредителей являются государственные структуры: государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.

На основе изучения и анализа различных  материалов и информации, поступившей  по поводу нарушения прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный направляет свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению  прав и свобод граждан государственным  органам, органам местного самоуправления и должностным лицам; обращаться к субъектам законодательной  инициативы с предложениями по совершенствованию  законодательства, затрагивающего права  и свободы человека и гражданина.

В результате рассмотрения жалоб граждан, а также  при получении иным путем информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право выступать по этому  поводу на очередном заседании Государственной  Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов факты нарушений.

Кроме этого  Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам Государственной  Думы с предложением создать специальную  парламентскую комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений  прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания. Уполномоченный вправе лично участвовать  в работе этой комиссии, а также  парламентских слушаниях либо направить  туда своего представителя.

Важной  формой реагирования, которая присуща  всем омбудсменам, и Российскому  Уполномоченному в частности, является ежегодный доклад парламенту. Кроме  представления своего доклада Совету Федерации и Государственной  Думе Уполномоченный обязан направить  его в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему  Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору  РФ.

В случае необходимости для привлечения  особого внимания к отдельным  вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеет  право направить специальный  доклад в Государственную Думу.

Все ежегодные  доклады Уполномоченного должны быть доведены до всеобщего обозрения. В этих целях они подлежат официальному опубликованию в официальном  источнике – в “Российской  газете”. Специальные доклады по отдельным конкретным вопросам также  могут быть опубликованы по решению  Уполномоченного в “Российской  газете” либо в других изданиях16.

Законодательство  РФ предусматривает юридическую  ответственность за вмешательство  в деятельность Уполномоченного. В  соответствии со ст.17.2 КоАП РФ17 вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 

Заключение

 

По мнению исследователей, российский вариант института Уполномоченного  по правам человека ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие  от стран, где действует такая  модель, он не поставлен по своему правовому  статусу в ряд высших органов  государственной власти и не наделен  мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен  представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных  на него функций больше всего похож  на румынского Адвоката народа, с той  же декларативно широкой постановкой  задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  характеризуется юридической неопределенностью  и неконкретностью18.

Высказываются следующие предложения по усовершенствованию законодательства об Уполномоченном. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной  инициативы, что существенно повысит  его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений  в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Кроме того, важный момент состоит  в том, чтобы более четко прописать  в Законе задачи Уполномоченного. В  Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную  функцию омбудсмена.

Далее, нужно  выработать определенную концепцию  деятельности омбудсмена – определить, чем он должен заниматься, а чем  нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правам человека пока все еще находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения  прав человека со стороны государственных  структур и их служащих (в особенности  это касается правоохранительных органов, которые, казалось бы, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола  слишком слабы и неэффективны.

Развитие института Уполномоченного  по правам человека может стать важным шагом в этом направлении. При  этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность  его деятельности, является его опора  в основном на институты негосударственной  правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты

 

  1. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” (с изм. от 10 июня 2008 г.) // Собрание Законодательства РФ. – 1997 г. – №9. – Ст. 1011.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991 г. – №52. – Ст. 1865.
  3. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изм. от 26.07.2010).
  4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 18 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997 г. – №41. – Ст. 4673.
  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД “О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 1998 г.. – №7. – Ст. 801.

 

Научная литература и иные источники

 

  1. Комментарий к ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. – М. Юрист, 1999 г. – 265 с.
  2. Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. – 2007 г. – №7. – С. 14
  3. Вестник восстановительной юстиции. Выпуск 5 (Правовое обеспечение практики восстановительной юстиции) – М.: Общественный центр “Судебно-правовая реформа”. 2003 г. – 211 с.
  4. Владимиру Лукина не дали выступить на заседании Государственной Думы // Российская газета. – 2005 г. – №7. – С. 17.
  5. Жерар Дельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции // Общая тетрадь. – 2001 г. – №3(18). – С. 70-74.
  6. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Государство и право. – 2005 г. – №9. – С. 21-25.
  7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 1995 г. – 754 с.
  8. Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. – 2005 г. – №6. – С. 23-27.
  9. Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. – 2007 г. – № 12. – С. 17-20.
  10. Бойцова В.В. Формирование института омбудсмена в России // Правоведение. – 1994 г. – №4. –  С.80; Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. – М., 1996 г.; Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997 г.
  11. Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. СПб: Норма, 2007 г. – 223 с.

 

Электронные ресурсы

 

  1. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - www.ombudsmanrf.ru
  2. Интернет-конференция Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “Состояние российского законодательства в области прав человека и гражданина” // СПС Гарант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. – 2007. – №7. – С. 14.

2 Интернет-конференция Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “Состояние российского законодательства в области прав человека и гражданина” // СПС Гарант.

3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 1995. – С. 244.

4 Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Государство и право. – 2005. – №9. – С. 21.

5 Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. – 2005. – №6. – С. 23.

6 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №9. – Ст. 1011.

7 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - www.ombudsmanrf.ru

 8 Бойцова В.В. Формирование института омбудсмена в России // Правоведение. – 1994. – №4. – С.80; Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. – М., 1996; Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997.

9 Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. – 2007. – №7. – С. 15-16.

10 Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №52. – Ст. 1865.

11 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998г. №2134-II ГД “О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 1998. – №7. – Ст. 801

12 Комментарий к ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева.– М., 1999. С. 36-69.

13 Жерар Дельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции // Общая тетрадь. – 2001. – №3(18). – С. 70-74.

14 Вестник восстановительной юстиции. Выпуск 5 (Правовое обеспечение практики восстановительной юстиции) – М., 2003. – С. 107.

15 Закон РФ от 21 июля 1993г. №5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 18.07.2009.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №46. – Ст. 4673.

16 Шишкова А. Институт омбудсмана // Адвокат. – 2007. – № 12. – С. 17-20.

17 Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изм. от 26.07.2010.)

18 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. СПб., 2007. – С. 76.


Информация о работе Уполномоченный по правам человека