Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процессов создания и функционирования валютной системы ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить этапы становления и развития валютной системы ЕС;
Рассмотреть состояние валютной системы ЕС на современном этапе;
Проанализировать проблемы и перспективы валютной системы ЕС.
Введение 4
1. Становление и развитие европейской валютной системы 5
2. Современное состояние европейской валютной системы 12
3. Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Европейские долговые кризисы лишь отчасти являются последствием мирового экономического кризиса 2008 года: он послужил отправной точкой, но не являлся первопричиной. Внутренним фактором, лежащим в основе проблем Еврозоны, стала передача на наднациональный уровень кредитно-денежной политики, притом что фискальная политика осталась в руках национальных правительств. Это со временем привело к образованию противоречий в европейской валютной политике.
Как уже было упомянуто выше, в свое время для обеспечения стабильности единой валюты были разработаны критерии слияния экономических систем (Маастрихтские критерии), обязательные для вступающих в валютный союз стран. Одним из них является требование финансовой стабильности стран, технически выражающееся в том, что ежегодный бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг – 60% ВВП. Пакт Стабильности и Роста, подписанный в Амстердаме в 1997 г., закрепил данное условие, а также установил штрафные санкции за его нарушение.
Однако к 2011 году, согласно докладу Еврокомиссии, средний уровень бюджетного дефицита Еврозоны составил 6%, а уровень государственного долга – 85,5%. Средние показатели Евросоюза также превысили установленный уровень: упомянутые выше показатели составили соответственно 4,7% и 80,2% совокупного ВВП. В 2010 году лишь пять стран ЕС не превысили установленного «потолка»: Дания, Эстония, Финляндия, Швеция и Люксембург12. Учитывая, что Дания и Швеция не входят в зону евро, можно сказать, что важнейший критерий слияния экономических систем не выполняется.
Одно из возможных
объяснений сложившейся ситуации состоит
в том, что в отношении стран-
Основоположником теории оптима
Решение проблемы долговых кризисов требует как оперативного вмешательства, так и более сложных структурных изменений. Создание нового стабилизационного фонда, так называемого Европейского механизма стабильности (ESM), позволит осуществить краткосрочную поддержку проблемных стран. Однако в отсутствии реформ как на национальном, так и на наднациональном уровне, данная мера может не принести ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе.
Ужесточение бюджетной дисциплины направлено на обеспечение долгосрочной стабильности как зоны евро, так и всего ЕС. Однако Великобритания и Чехия отказались подписывать новое налогово-бюджетное соглашение. Евроскептики традиционно не хотят принимать ограничение национального суверенитета и передачу его части на наднациональный уровень. Очевидно, что в условиях текущего кризиса выгоды от дальнейшей интеграции расцениваются данными странами как ничтожные по сравнению с ограничением свободы в области бюджетной политики.
Налогово-бюджетное соглашение является лишь первым шагом к решению проблемы европейских долговых кризисов. Само по себе ужесточение бюджетной дисциплины не снимает с повестки дня вопрос о «неоптимальности» Еврозоны, скорее оно возвращает Европу к вопросу обеспечения стабильности в отсутствии данной оптимальности. При этом возможны два варианта развития событий. В рамках первого сценария страны-члены ЕС ограничатся налогово-бюджетным соглашением, что приведет к стабилизации экономической ситуации, однако без уверенности в долгосрочном ее сохранении. Согласно второму сценарию, за ужесточением бюджетной дисциплины последует фискальная интеграция, что приблизит Еврозону к оптимальности.
Однако несмотря на принимаемые меры, ситуация в частных странах остается крайне напряженной. В первую очередь внимание экспертов приковано к Греции, экономика которой служит поводом для беспокойств в равной мере как на финансовых рынках, так и на улицах Афин. Размер финансовой помощи стране составляет больше 100 млрд. евро14, не говоря уже о косвенном эффекте, раскатившемся по финансовым рынкам мира.
Тем не менее, несмотря на все проблемы и затраты, выход Греции из валютного союза является крайне нежелательным для остальных стран Еврозоны, даже для столь автономных и экономически сильных государств, как ФРГ и Франция. На это есть ряд причин.
Во-первых, это невыгодно с экономической точки зрения: эксперты банка UBS подсчитали, что первый год жизни после выхода Греции из состава валютного союза обойдётся немецким гражданам в 6-8 тыс. евро на одного взрослого жителя, а в итоге это может обратиться в колоссальные потери в виде 50% от ВВП семнадцати стран-членов Еврозоны15. В то же время введение неконвертируемой к евро драхмы резко обвалит курс последней, что приведёт к увеличению внешнего долга Греции.
Во-вторых, стоит учесть политическую основу поддержки Греции: процесс Европейской интеграции успешно функционирует несколько десятков лет, поступательно двигая ЕС от чисто экономического союза к политическому или квазиполитическому образованию. Исключение Греции резко отбросит назад идею о Соединённых Штатах Европы.
В-третьих, это может создать опасный прецедент для исключения таких государств как Испания, Италия, Португалия и Ирландия, при том что ещё не так давно эти страны числились среди самых больших экономик Европы. По политическим причинам выход Испании и, в первую очередь, Италии из зоны евро представляется вряд ли возможным, что является ещё одним доводом сохранения Греции в рамках Еврозоны. И, наконец, не стоит забывать про социокультурные аспекты: греческое государство может почувствовать себя несколько «оторванным» от остальных стран-членов Евросоюза, поскольку на него будут смотреть как на причину всех бед в организации, что, в свою очередь, может привести к изоляционизму греческой культуры и провалу идеи европейского гражданства.
Принимая во внимание все вышеописанные факторы, не представляется возможной ситуация добровольного выхода Греции из состава валютного союза, впрочем как и принудительное её исключение. Следовательно можно предположить, в том числе исходя и из заявлений официальных лиц, что максимальные усилия будут приложены для того, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию и не допустить выхода Греции из валютного союза.
Безусловно, нынешний кризис является своеобразной "лакмусовой бумажкой" для Еврозоны, как впрочем и для Евросоюза в целом. В наихудшем сценарии развития событий опасности может подвергнуться целостность всей Еврозоны, что в свою очередь может отрицательно сказаться на всей мировой финансовой системе в целом. Однако мало вероятно, что подобное случится, следовательно можно ожидать, что руководство Еврозоны предпримет в ближайшее время дополнительные меры по стабилизации ситуации.
Заключение
Появление ЕВРО – важная веха в развитии мировой политики и экономики, лежащий в основе новой европейской валюты. Экономический и валютный союз членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США.
Внутри Европейского
Союза достигнут высокий
ЕВРО опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.
Европейская валютная система как сравнительно молодая система продолжает развитие и «отладку» механизмов своего существования. Несмотря на текущие проблемы, само существование такой системы можно определить как грандиозный экономический эксперимент. И результаты этого экономического эксперимента: положительные или отрицательные – будет определен только последующими поколениями. Одно несомненно – любые виды экономического сотрудничества и экономического взаимодействия стимулируют рост и разнообразие мировых экономических отношений.
Список использованной литературы
Учебные пособия
Периодика
Интернет-ресурсы
1 Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты// Вопросы экономики.-2001.-№1.-с.125-135
2 Буторина О.В. Трудный путь к единой европейской валюте./ О. В. Буторина// МЭ и МО. - 1998. - №1
3 Международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. В.Е.Рыбалкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 498 с
4 Моисеев С.Р. Международные финансовые отношения и международные финансовые рынки, М.:Московский международный институт эконометрики, финансов и права, 2008. – 245 с
5 Цибулина А.Н. Расширение зоны евро // Европейская интеграция: учебник под ред. О.В. Буториной. – М.: Деловая литература, 2011. – 342 с
6 Азрилиян А.Н. Экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2009. -1152с.
7 http://europa.eu/
8 http://epp.eurostat.ec.europa.
9 Цибулина А.Н. Расширение зоны евро // Европейская интеграция: учебник под ред. О.В. Буториной. – М.: Деловая литература, 2011. – 342 с
10 http://epp.eurostat.ec.europa.
11 http://epp.eurostat.ec.europa.
12 http://epp.eurostat.ec.europa.
13 Этот изменчивый обменный курс: антология / составитель А.Семенов, М: Дело, 2001.- 384 стр.
14 http://www.dw.de/
15 Там же.
Москва, 2012 г.
Информация о работе Валютная система стран ЕС: проблемы и перспективы