Валютная система стран ЕС: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процессов создания и функционирования валютной системы ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить этапы становления и развития валютной системы ЕС;
Рассмотреть состояние валютной системы ЕС на современном этапе;
Проанализировать проблемы и перспективы валютной системы ЕС.

Содержание работы

Введение 4
1. Становление и развитие европейской валютной системы 5
2. Современное состояние европейской валютной системы 12
3. Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Валютная система стран ЕС.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Современное  состояние европейской валютной  системы

 

Накопленный за последние годы опыт функционирования валютного союза  в Европе показал, что важная группа нерешенных в его рамках проблем  связана с региональным развитием.

Основным инструментом координации  бюджетной политики в рамках ЕС является применение нормативов дефицита бюджета и государственного долга. Их установление представляет собой разновидность «финансовых правил», получивших в настоящее время широкое распространение в разных странах.

«Финансовое правило» - официально установленное  органом власти или международным договором обязательство придерживаться в долгосрочной перспективе определенных количественных значений каких-либо бюджетных показателей, например, объема бюджетного дефицита, государственного долга, объема расходов6.

Осуществление политики «финансовых правил» в ЕС отличается от аналогичной политики других стран. Главной особенностью сообщества является установление четких бюджетных нормативов. Практика наложения финансовых санкций за превышение нормативных показателей действует только в ЕС.

Большое значение для действенного исполнения «финансовых правил»  имеет контроль за их соблюдением. В  странах ЕС такой контроль осуществляют: Совет министров экономики и  финансов (ЭКОФИН) и Комиссия ЕС. Надзор за соблюдением установленных процедур расчета статистических показателей обеспечивает Евростат7.

Между странами ЕС сохраняются достаточно большие различия по ставкам налога на доходы корпораций. Данные по ставкам  налогов на доходы корпораций представлены в таблице 38.

Наличие такой дифференциации по ставкам на доходы корпораций, безусловно, является фактором, сдерживающим координацию бюджетной политики в рамках ЕС. Он предопределяет разные условия конкуренции в рамках сообщества и дополнительное перераспределение финансовых ресурсов.

Таблица 3.

Ставки налога на доходы корпораций и налога на индивидуальные доходы в странах ЕС

Страны

Налог на доходы корпораций (%)

Налог на индивидуальные доходы (средняя ставка) (%)

Европейский союз в среднем

33,8

28,4

Австрия

34

32

Бельгия

39

40

Дания

32

35

Финляндия

29

27

Франция

41,7

35

Германия

37

31

Греция

40

15

Ирландия

24

27

Италия

37

34

Люксембург

33

11,2

Нидерланды

35

37,5

Португалия

32

25

Испания

35

25

Швеция

28

31

Великобритания

30

20


 

Налог на индивидуальные доходы в  ЕС значительно выше, чем в США и Японии - 28,4%, 15%, 10% соответственно. Ставки этого налога сильно различаются по странам Европейского союза. Максимальные ставки установлены в Бельгии - 40%, Дании - 35%, Франции - 35%; минимальные - в Люксембурге - 11,2%, Греции - 15%, Великобритании - 20%. Очевидно, что такая дифференциация является дополнительным фактором мобильности рабочей силы, прежде всего квалифицированной9.

Следует отметить, что сравнение  лишь законодательно установленных  ставок налога на доходы корпораций не позволяет объективно оценить налоговое бремя конкретных стран. Это связано с использованием в законодательстве системы налоговых льгот и налоговых кредитов, а также с применением скрытых субсидий национальным производителям. Поэтому для объективной оценки налогового бремени следует проанализировать эффективную ставку налога на доходы корпораций. При ее расчете учитываются фактически предоставляемые налоговые льготы и другие преференции.

Таблица 4.

Официальные и эффективные ставки налога на доходы корпораций в странах ЕС

Страны

Налог на доходы корпораций (%)

Эффективная ставка налога на доходы корпораций (%)

Разница между официальной  и эффективной ставками (%)

Отклонения эффективной  ставки конкретной страны от средней  по ЕС эффективной ставки (%)

Европейский союз в среднем

34

26,9

6,9

-

Австрия

34

17,7

16,3

-9,2

Бельгия

39

21

18,0

-5,9

Дания

32

29,4

2,6

2,5

Финляндия

29

29,8

-0,8

2,9

Франция

41,7

32,8

8,9

5,9

Германия

37

38,5

-1,5

11,6

Греция

40

20,9

19,1

-6,0

Ирландия

24

13,9

10,1

-13,0

Италия

37

35,3

1,7

8,4

Люксембург

33

34,1

-1,1

7,2

Нидерланды

35

31,8

3,2

4,9

Португалия

32

17,2

14,8

-9,7

Испания

35

24,1

10,9

-2,8

Швеция

28

27,5

0,5

0,6

Великобритания

30

29

1,0

2,1


 

Данные, приведенные в таблице 4 свидетельствуют о том, что ряд  стран-членов ЕС, в частности, Португалия, Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Германия активно используют налоговые префенции для усиления конкурентоспособности национальной промышленности. Из таблицы 4 также следует, что величина эффективной ставки налога на доходы корпораций значительно отклоняется от средней по ЕС. Самое низкое значение этой ставки отмечается в Ирландии (-13% от средней по ЕС), а также в Португалии (-9,7%) и Австрии (-9,2%). Ее самые высокие значения - в Германии (+11,6% к средней по ЕС), Италии (+8,4%), Люксембурге (+7,2%)10.

Одна из важных текущих проблем  ЕС - обложение НДС услуг финансового  сектора экономики. Объем этих услуг  оценивается в 3,5% от ВВП союза. В  настоящее время страховые и  банковские операции, включая сделки с валютой, освобождены в странах  ЕС от НДС.

 

 

Таблица 5.

 

Ставки НДС, применяемые  в странах ЕС

Страна

Ставка %

Страна

Ставка %

Австрия

20

Ирландия

21

Бельгия

21

Италия

20

Дания

25

Люксембург

15

Финляндия

22

Нидерланды

17,5

Франция

20,6

Португалия

17

Германия

16

Испания

16

Греция

18

Швеция

25

 

 

Великобритания

17,5


 

Процесс координации налоговой  политики в рамках ЕС сталкивается с определенными трудностями. Страны с высокими налоговыми ставками считают, что для обеспечения единых подходов к налогам страны с низким уровнем обложения должны пойти на существенное повышение ставок. И напротив, страны с низкими ставками придерживаются мнения, что именно достигнутый ими уровень обложения должен стать ориентиром для Европейского союза в целом.

Определенным достижением на пути обеспечения координации налогообложения  в рамках ЕС стала договоренность, зафиксированная в Кодексе поведения  стран-участниц, о недопустимости конкуренции  между ними в налоговой сфере. Особенностями современного этапа координации налоговой политики стран-членов ЕС является достижение договоренностей об отказе от введения новых налогов, тенденция к унификации ставок налога на корпорации и налога на индивидуальные доходы. Нерешенными остаются вопросы о введении единых для стран ЕС ставках НДС и о единой методике расчета этого налога.

Данные, приведенные в таблицы 6 свидетельствуют о том, что установленные  ЕС «финансовые правила» в общем  своем результате не соблюдаются. Так  дефицит государственного бюджета в странах ЕС в 2008 году был близок к критическим 3 %. А размер государственных долгов в своей совокупности по странам ЕС превышает установленные 60%11.

Таблица 6.

Данные о состоянии ВВП, дефиците госбюджета, госрасходах и госдоходах и долгах в Евросоюзе

Данные/ год

2008

2009

2010

2011

Eurozone (EZ16)

ВВП по рыночным ценам (млн. евро)

8145964

8554969

9002114

9265371

Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (млн. евро)

-204449

-110759

-52496

-182258

Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (в % к ВВП)

-2,5

-1,3

-0,6

-2,0

Госрасходы ( в % к ВВП)

47

47

46

47

Госдоходы ( в % к ВВП)

45

45

45

45

Госдолги (млн. евро)

5710414

5841004

5938792

6421658

Госдолги ( в % к ВВП)

70

68

66

69

EU27

ВВП (млн. евро)

11061969

11683430

12362471

12503134

Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (млн. евро)

-269702

-165676

-99385

-286815

Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (в % к ВВП)

-2,4

-1,4

-0,8

-2,3

Госрасходы ( в % к ВВП)

47

46

46

47

Госдоходы ( в % к ВВП)

44

45

45

45

Госдолги (млн. евро)

6937297

7163806

7252930

7690881

Госдолги ( в % к ВВП)

63

61

59

62


 

Статистика по странам выглядит следующим образом:

В 2011 году регистрировались наивысшие дефициты госдолга как процент ВВП Греции (-7,7%), Ирландии (-7,2%), Румынии (-5,5%), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (-5,0%), Мальты (-4,7%), Испании (-4,1%), Латвии (-4,1%), Венгрии (-3,8%), Польши (-3,6%), Франции (-3,4%) и Литвы (-3,2%).

Восемь государств-участников регистрировали избыток госдолга в 2011 году: Финляндия (+4,5%), Дания (+3,4%), Люксембург (+2,5%), Швеция (+2,5%), Болгария (+1,8%), Кипр (+0,9%), Нидерланды (+0,7%) и Германия (0,0%). В целом четыре государства-участника регистрировали улучшение сальдо финансирования в сравнении с ВВП в 2022 году по сравнению с 2010 и 23 государствами-участниками ухудшение.

В конце 2011 самые низкие коэффициенты задолженности (госдолг в сравнении с ВВП) регистрировались в Эстонии (4,6%), Люксембурге (13,5%), Румынии (13,6%), Болгарии (14,1%) и Литве (15,6%).

Девять государств-участников обнаруживали в 2011 году коэффициент задолженности больше чем 60% ВВП: Италия (105,8%), Греция (99,2%), Бельгия (89,8%), Венгрия (72,9%), Франция (67,4%), Португалия (66,3%), Германия (65,9%), Мальта (63,8%) и Австрия (62,6%).

В 2008 году государственные расходы и доходы составили в Еврозоне 46,8% и 44,8% от ВВП соответственно. Соответствующие данные для EU27 были 46,8% и 44,6%. Между 2010 и 2011 расходы государства в сравнении с ВВП выросли в обеих областях, в то время как доходы государства в сравнении с ВВП увеличились.

На современном этапе страны-члены  ЕС представлены странами с разным уровнем развития и разной скоростью  развития.

В мае 2009 г. на Брюссельском саммите  утверждена стратегия развития Европы на ближайшее десятилетие «Европа-2020».

Установка национальных целей в рамках общеевропейской стратегии развития является принципиально новым элементом в европейской системе. Таким образом, Европейский совет (саммит) признал, что у государств Европы существуют специфические условия и задачи в рамках воплощения в жизнь общеевропейской стратегии развития.

Намерение создать механизм «разноскоростной»  реализации экономических задач  Европы - это прямой урок, вынесенный из провала предыдущей десятилетней программы развития - Лиссабонской стратегии, принятой на период 2000-2015 гг. Ее приоритеты были очень похожи на утвержденные сегодня, а неудача в ее реализации в значительной степени была вызвана отсутствием координации усилий между европейскими странами.

 

3. Проблемы  и перспективы развития европейской  валютной системы

 

Введение евро не разрешило длительного спора между евроскептиками и еврофилами. Евро вполне мог выступить как в роли интегратора одних процессов, экономических групп, так и в роли дестабилизатора старых привычек использования монетарных инструментов для решения общесистемных задач – стимулирования спроса, повышения инвестиционной активности, нейтрализации колебаний бизнес цикла и др.

Безусловно  доминирующей проблемой на современном  этапе является долговой кризис, начавшийся в Еврозоне в 2008 году. Состояние финансов стран-членов оставляет желать лучшего, хотя это и относится не ко все странам. В первую очередь необходимо рассмотреть причины текущего кризиса.

Кризис всего Евросоюза  в целом обусловлен множеством взаимосвязанных  факторов различного свойства и происхождения, среди которых отсутствие европейской идентичности, проблема управляемости и стабильности организации, снижение конкурентоспособности европейских экономик. Особую роль в текущем кризисе играет дестабилизация зоны евро, в связи с чем всё отчетливее слышатся разговоры о возможном будущем распаде валютного союза и возвращении к национальным валютам или исключении из Еврозоны нестабильных стран.

Информация о работе Валютная система стран ЕС: проблемы и перспективы