Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
В своей курсовой работе мне хотелось бы отразить понятие, правовую природу, сферу действия иммунитета, виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть содержание основных теорий иммунитета, а также осветить некоторые предложения специалистов по их решению.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие иммунитета государства…………………………………….5
I.I.Правовая природа иммунитета государства………………………………………………………………………..8
I. II. Сфера действия иммунитета государства………………………………10
I.III. Содержание иммунитета государства…………………………………..12
Глава II. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование………………………………………………………………….17
II.I. Концепция абсолютного иммунитета государства……………………..18
II. II. Концепция ограниченного иммунитета государства………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………25
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ"
Казанский филиал
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Международное частное право
на
тему: Виды иммунитета
государства и
их правовое регулирование
Казань, 2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие иммунитета государства…………………………………….5
I.I.Правовая
природа иммунитета государства…………………………………………………
I. II. Сфера действия иммунитета государства………………………………10
I.III. Содержание иммунитета государства…………………………………..12
Глава
II. Виды иммунитета государства и их правовое
регулирование……………………………………………
II.I. Концепция абсолютного иммунитета государства……………………..18
II. II. Концепция ограниченного иммунитета государства………………….20
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………25
Введение
Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не, только выступают в качестве субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.
Наряду с физическими и
Государства, участвуя в
Иммунитет государства один из краеугольных институтов международного частного права, определяющих правовое положение государства в международных сделках и вообще в частноправовых отношениях международного характера. Иммунитет, в соответствии с которым государство при осуществлении им гражданско-правовых актов с субъектами национального права иностранных государств не подсудно иностранным судам, не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения, а также ареста и реквизиции собственности, принято обосновывать обычно-правовой нормой, вытекающей из принципов суверенного равенства и уважения суверенитета государств, действующих в международном частном праве.
В настоящее время тема
Цель курсовой работы - виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
В своей курсовой работе мне хотелось
бы отразить понятие, правовую природу,
сферу действия иммунитета, виды юрисдикционного
иммунитета, рассмотреть содержание основных
теорий иммунитета, а также осветить некоторые
предложения специалистов по их решению.
Глава I. Понятие иммунитета государства
Государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.
Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объем власти и сферу действия власти (часто термин «юрисдикция» используется в узком смысле слова, как только судебная власть). В данной главе «юрисдикция» будет использоваться, как правило, в широком значении, но иногда — в узком значении как судебная юрисдикция. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех, кто находится, и все, что на его территории. Для понимания иммунитета государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной.
Полная означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.
Неподчинение одного государства юрисдикции другого никогда не означает полного отказа этого другого государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает полного правового беспредела, не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Напротив, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр.1
Исходя из этого можно дать определение иммунитета государства, причем два варианта, в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать, либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного imrnunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).2
В целом это будут две стороны одного и того же явления.
1. Иммунитет — это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.
2. Иммунитет — это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, при сохранении ограниченной, в отношении действий и имущества иностранного государства, т. е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.
Итак, особенность
правового положения
I.I. Правовая природа иммунитета государства
Для понимания иммунитета большое значение имеет его правовое обоснование, его правовая природа. На первом этапе становления этого института суды обосновывали право иностранного государства на иммунитет международной вежливостью —comitas gentium.. Но уже в начале XIX в. американские суды рассматривали иммунитет иностранного государства как сложившийся международно-правовой обычай.3 Причем исходила ли практика из вежливости или из международно-правового обычая, с самого начала существующей судебной практики независимость, суверенитет государства служили главным обоснованием иммунитета. Оппенгейм в курсе международного права выводит принцип иммунитета из начала равенства государств, “вследствие чего ни одно государство не может претендовать на осуществление своей юрисдикции над другим. Поэтому, хотя государства имеют право искать в иностранных судах, к ним, как правило, не могут быть предъявлены иски, если только государства по собственной воле не подчиняются юрисдикции означенных судов. Это правило применимо не только к искам, возбужденным непосредственно против иностранных государств, но и к косвенным искам; примером иска последнего вида может служить вещный иск о судне, находящимся во владении иностранного государства”. Далее Оппенгейм подчеркивает, что принцип судебного иммунитета есть норма международного права, несоблюдение которой влечет международную ответственность государств.
Комиссия международного права, изучив судебную практику и доктрину многих государств, пришла к выводу о правовой природе иммунитета государства: «Наиболее убедительные аргументы в пользу иммунитета государства можно найти в международном праве, которое воплощено в обыкновениях и практике государств принципами суверенитета, независимости, равенства и достоинства государств. Все эти понятия, видимо, взаимосвязаны и в целом составляют прочную международно-правовую основу иммунитета суверена. Иммунитет происходит из суверенитета. Когда двое находятся в равном положении, один не может осуществлять суверенитет или власть над другим: «par in parem imperium non habet».4
Само понятие «иммунитет государства» сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.
Информация о работе Виды иммунитета государства и их правовое регулирование