Виды иммунитета государства и их правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
В своей курсовой работе мне хотелось бы отразить понятие, правовую природу, сферу действия иммунитета, виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть содержание основных теорий иммунитета, а также осветить некоторые предложения специалистов по их решению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие иммунитета государства…………………………………….5
I.I.Правовая природа иммунитета государства………………………………………………………………………..8
I. II. Сфера действия иммунитета государства………………………………10
I.III. Содержание иммунитета государства…………………………………..12
Глава II. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование………………………………………………………………….17
II.I. Концепция абсолютного иммунитета государства……………………..18
II. II. Концепция ограниченного иммунитета государства………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИММУНИТЕТЫ.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

     Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.

       Как уже говорилось, иммунитет государства в частноправовой сфере есть следствие, проявление, грань суверенитета: равный над равным не имеет власти вообще, в том числе и юрисдикции: раr in раrem  imperium non habet jurisdictionem. В международной практике применяются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры. 
 

I.II. Сфера действия иммунитета государства

  Для определения сферы действия государственного иммунитета необходимо определить, что понимается под «государством» для целей иммунитета. Вопрос достаточно спорный, особенно в отношении субъектов Федерации. В проекте конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности», подготовленном Комиссией международного права и представленного Генеральной Ассамблее ООН, составные части федеративного государства были включены в понятие "государство» и как таковые пользовались иммунитетом.5 Как уже упоминалось, ряд статей проекта были возвращены Комиссии для пересмотра, в том числе и статья о понятии «государство», которое в редакции 1999 г. для целей иммунитета означает: 1) государство и его органы управления; 2) учреждения и иные образования в той мере, в какой мере они правомочны действовать в осуществление государственной власти; представители государства, действующие в этом качестве; 3) составные части федеративного государства и политические подразделения унитарного государства, которые правомочны предпринимать действия в осуществление государственной власти. ( ФЗ «О Координации межгосударственных и внешнеэкономических связей субъектов», например  в Канаде Квебек имеет представительство за рубежом, заключает соглашения).6

  Из  этого видно, что иммунитет распространяется на государство в целом и на его правительственные органы. Это же относится к иным учреждениям, но только в той мере, в какой они правомочны осуществлять государственную власть. На официальных представителей государства иммунитет распространяется, если они действуют в этом качестве. Наконец, статус субъектов Федерации уравнен со статусом политических подразделений унитарного государства, что соответствует и Федеральному закону о координации международных  и внешнеэкономических связей субъектов РФ от 4 января 1999 г. Вместе с тем государство может в конкретном случае уполномочить власти субъекта Федерации выступать как его орган от имени Федерации. В этом случае на их действия иммунитет будет распространяться.

Согласно  ст. 28 Европейской конвенции автономные единицы, входящие в состав федеративного  государства, не пользуются иммунитетом. Однако федеративное государство, присоединяясь  к Конвенции, может сделать оговорку о распространении права на иммунитет  и на субъектов федерации (п. 2 ст. 28).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.III. Содержание иммунитета государства

Иммунитет государства от юрисдикции  иностранного государства состоит из нескольких элементов: 1) судебный   иммунитет;  2)  иммунитет от  применения мер по предварительному обеспечению иска; 3) иммунитет по принудительному  исполнению  судебного решения;  4)  иммунитет собственности государства; 5) иммунитет от применения иностранного права, или иммунитет сделок с участием государства.7

  Судебный  иммунитет — юрисдикционный иммунитет  в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно  осуществить свою юрисдикцию   по  отношению   к  другому   государству,   иначе   говоря,   не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд  не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии.

   Меры  по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету  суд,   рассматривающий   частноправовой  спор  с  участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.

  Меры  по принудительному исполнению иностранного судебного решения. В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.

  Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Рассмотренные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.

  Но  есть некоторые особенности между  иммунитетом государства и иммунитетом собственности. Собственность же пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства, и даже если находится во владении лица, которое не обладает иммунитетом. Это предопределяет выделение вопросов собственности в качестве самостоятельного элемента содержания иммунитета. В свою очередь, это подтверждается судебной практикой, выделяющей иммунитет собственности в самостоятельный вопрос.

  Режим неприкосновенности государственной  собственности тесно связан с  еще одной международно-правовой доктриной—доктриной «акта государства», согласно которой суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны, совершенных на ее территории. Если государство приобрело собственность на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности собственности. Иммунитет собственности проявляется в том, что если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.

Иммунитет от применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и пр., то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, и частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими липами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права. Это правило давно уже сложилось в судебной практике.

Несмотря  на то, что в дальнейшем данное правило, как и другие правила иммунитета, подвергалось ограничениям и сомнениям, оно существует до сих пор и находит закрепление в международных  договорах. Важное подтверждение - Вашингтонская  конвенция о  порядке  разрешения  инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. 
Согласно  ст.   42  инвестиционный  спор  с  участием   государства 
рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии  такого   выбора   применяется   право  государства,  выступающего в качестве стороны  в споре. С этим  последним  элементом содержания иммунитета прямо связана   ст.   1204   ГК   РФ.   Она   устанавливает,   что   к   гражданско-правовым отношениям,  осложненным  иностранным  элементом  с участием государства правила раздела 6 применяются на общих  основаниях,  если  иное не установлено  законом.   Раздел 6 
ГК содержит коллизионные нормы,  направленные на установление права, применимого для регулирования тех или иных видов гражданско-правовых отношений с иностранным элементом. Следовательно,  эти  же  коллизионные   нормы  должны   применяться в равной степени и к отношениям, в которых участвует государство.   Коллизионная  норма   может  выбрать,   как  известно,  либо российское, либо иностранное право, и если она по конкретному вопросу  отошлет  к   иностранному  праву,  то  такое   иностранное право должно быть применено, даже если субъектом отношения выступает государство.

Таким образом, рассмотренные выше отдельные  элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства — это  его  право,  вытекающее из суверенитета,   но  не обязанность.8 Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как  в  целом,  так  и от какого-либо  его элемента.   И  государства достаточно часто это делают, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами. Отказ от иммунитета, чтобы быть юридически действительным, подчиняется некоторым  правилам:

1) отказ  должен быть явно выражен (expressis verbis) в письменной форме: соответствующим органом государства и одностороннем порядке, при заключении сделки в самом ее тексте, в международном договоре, в законе

2) отказ не может быть подразумеваемым, он не может следовать из конклюдентных действий (если в инвестиционном соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения и Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета в полном объеме);

3) отказ  от иммунитета не может толковаться расширительно. Государство свободно в своей воле: оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки,  но это не может толковаться таким образом, что государство отказалось от иммунитета   в  отношении   всех  сделок,   совершаемых   на  территории данного иностранного  государства;  если  государство дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе, то это не означает, что в отношении к нему могут быть применены принудительные  меры   по   предварительному  обеспечению   иска   или   по принудительному исполнению решения иностранного суда и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование Существуют абсолютный, функциональный и ограниченный иммунитеты.

    Рассмотрим каждый из них.

    Абсолютный иммунитет- право государства  пользоваться иммунитетом в полном  объеме всеми его элементами. Абсолютный иммунитет распространяется  на любую деятельность государства  и любую его собственность. 

     Функциональный иммунитет основан  на принципе разграничения функций  государства на два вида: публично-правовые  функции и частноправовые функции,  поэтому функциональный иммунитет  применяется, если государство  действует как публичный суверен,  носитель власти, то оно всегда  пользуется иммунитетом, если  государство в качестве частного  лица занимается коммерческой  деятельностью, тогда оно иммунитетом  не обладает (в законодательстве  ряда стран, например США).9

Проблема  функционального иммунитета состоит  в следующем:

1)не  существует объективных критериев  для разграничения деятельности  государства в разных качествах,  не существует четких критериев  разграничения публичной и частной  сферы.

2) Иностранный  суд принимает решение о том,  признавать или не признавать  иммунитет иностранного государства.

3) Качество  суверенитета всегда присуще  государству и неотделимо от  него.

Ограниченный  иммунитет - в его рамках не существует формальных критериев, он только формулирует  перечень конкретных случаев, когда  государство не пользуется иммунитетом, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Закрепляется общий принцип иммунитета государства  от иностранной юрисдикции, формулирует  детализированное исключение из этого  принципа. Не только регулируется юрисдикционный иммунитет, но и признание и исполнение судебных решений в отношении  иностранных государств.

II.I. Концепция абсолютного иммунитета государства

  Абсолютный  иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно, было только при условии прямо выраженного согласия государства.

  В советском государстве и других социалистических странах, в которых  государственная собственность  являлась основой экономики, иммунитет всегда понимался как абсолютный, что помогало изъять свою внешнеэкономическую деятельность из-под юрисдикции иностранных судов. Абсолютный иммунитет был законодательно закреплен в советском праве. Эти нормы предусмотрены в определенной мере и в действующих в настоящее время законах. Однако в законодательстве иммунитет понимался не как изъятие из-под действия закона вообще, а как изъятие из правоприменительной деятельности государства. Об этом свидетельствует и тот факт, что положение об иммунитете было зафиксировано в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (ст. 61) и дословно воспроизведено в ГПК РСФСР (ч. 1 ст. 435). Этот же аспект присутствует и в новом ГПК РФ (ч. 1 ст. 401): «Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение изыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства...»

Информация о работе Виды иммунитета государства и их правовое регулирование