Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:52, контрольная работа
Достижение определенного результата деятельности отдельного работника, группы или организации в целом зависит от многих факторов. Одним из важных является выполняемая отдельным сотрудником работа, т.е. трудовая деятельность, которая имеет как содержательную сторону, так и процессуальную, технологическую сторону осуществления деятельности. Все это в совокупности позволяет выделить и описать тот или иной участок работы, который в данном контексте можно назвать рабочим местом.
Определение основных характеристик и требований к работе (или к рабочему месту) и к работнику осуществляется в ходе анализа работы и ее описания.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и описания работы и рабочего места
1.1 Понятие анализа работы, его сущность и необходимость
1.2 Выбор и обоснование методики анализа
1.3 Составление описания работы и ее спецификации
1.4 Должностные инструкции
Глава 2. Определение требований к кандидатам
2.1 Понятие и методы определения требований к кандидатам
2.2 Требования к кандидатам на должность бухгалтера
Глава 3. Анализ и описание работы бухгалтера ООО «Винограф»
3.1 Краткая характеристика ООО "Винограф"
3.2 Анализ работы бухгалтера
3.3 Описание работы бухгалтера
Заключение
Список используемой литературы
При выборе метода сбора
информации для анализа необходимо
учесть цели и задачи анализа, а так
же специфику анализируемой
Описание работы - это фиксация данных о содержании конкретной
работы (обязанностях, правах, ответственности)
и ее параметрах. Содержание работы - это
состав и объем трудовых функций, действий
работника, определяющих профессионально-
К параметрам работы относятся ее масштаб, сложность и отношения (связи). Описание работы составляется на основе информации, собираемой в ходе анализа работы..
Описание работы включает следующие типовые разделы:
а) наименование работы (рабочего места);
б) кому подчиняется работник;
в) за кого непосредственно отвечает работник;
г) общая цель работы;
д) основные направления деятельности и задачи (их число ограничено основными задачами, которые характеризуют ключевые аспекты работы и отражают действия работника с помощью глаголов: отвечает, проверяет, составляет и т.д. Если возможно, задачи следует определять в конкретных параметрах, таких, как стоимость, выходной результат, время, скорость, расход и т.п.);
е) условия работы и рабочая среда - температура, освещенность, вредные воздействия и т.п.;
ж) рабочие взаимоотношения, т.е. наиболее значительные контакты данной работы (рабочего места) с другими как внутри организации, так и вне ее;
з) показатели ответственности (за подчиненных, результаты работы и т.д.).
Описания работы могут и должны использоваться в интересах всей организации и самого работника. Они используются организацией для определения задач отдельного исполнителя; изучения производительности труда; создания спецификации работника, пересмотра структуры организации; определения категории работы (ее иерархии); организации оптимального обучения, подготовки и повышения квалификации кадров; определения непригодности исполнителя и, если необходимо, его увольнения, аргументации в суде в случае трудового конфликта.
Работнику описания дают знание того, чего от него ожидают и по каким критериям будет оцениваться его деятельность; возможность принимать участие в определении стандартов (критериев) работы и решения проблем, связанных с его трудовой деятельностью.
Параметры работы определяются на основе ее анализа. Масштаб работы непосредственно связан с ее содержательной стороной и представляет собой количество задач или операций, которые работник, ответственный за эту работу, должен выполнить. Сложность работы носит преимущественно качественный характер. Она отражает степень самостоятельности в принятии решений и степень владения трудовым процессом. Под отношениями по работе понимается установление межличностных связей между исполнителями работы и другими работниками как по поводу самой работы, так и в связи с другими видами работ в организации. Отношения по работе являются "мостиком" к формированию структуры организации, основным первичным элементом которой является "должность". Основой для составления по каждой должности должностной инструкции является анализ и описание работы по этой должности.
Считается, что ответственность за составление описания работы (рабочего места) должна лежать на исполнителе работы и его непосредственном начальнике. Здесь выделяют два подхода:
лучшим подходом является случай, когда исполнитель готовит сам проект описания своей работы, обсуждает и согласовывает его со своим непосредственным начальником. Затем с целью обеспечения согласованности с более широкими задачами проект должен быть рассмотрен и утвержден начальником следующего уровня;
когда исполнитель работы не может подготовить проект описания самостоятельно, проект составляется и согласовывается совместно исполнителем и его непосредственным руководителем, затем утверждается у руководителя следующего уровня.
Описание работы - это письменный документ, в котором содержится информация о том, что реально делает работник, выполняющий данную работу, как он это делает и в каких условиях выполняется данная работа. Эта информация затем используется при составлении спецификации работы, в которой изложены знания, способности и навыки, необходимые для удовлетворительного выполнения данной работы.
Таким образом, могут быть установлены характеристики человека, необходимые для выполнения работы. Этот метод более правильный, чем подход с субъективной точки зрения. Законодательство запрещает использование необоснованных критериев при оценке качества выполнения работы.
Четкое описание трудовых функций позволяет определить, чего хотят руководители от того или иного работника в процессе трудовой деятельности, а работнику - понять свои задачи в конкретном трудовом процессе.
Должностная инструкция является основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения. Они являются наиболее массовыми документами, т.к должны разрабатываться для каждой должности управленческого персонала.
Исходными данными для разработки должностных инструкций являются: организационная структура, функциональная структура, классификатор функций управления, классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативы управленческого труда, положения о структурных подразделениях, результаты экспертных и социологических опросов работников и др.
Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности управленческого персонала в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении. Они утверждаются руководителем организации.
Основными разделами должностной инструкции являются:
общая часть;
карта функциональных обязанностей;
права;
ответственность;
поощрение.
Должностные инструкции позволяют:
рационально распределить функциональные обязанности между работниками;
повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоёмкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;
улучшить социально-
четко определить функциональные
связи работника и его
конкретизировать права работников в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;
повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
повысить эффективность морального и материального стимулирования работников за счет использования методики комплексной оценки управленческого труда (КОУТ);
организовать равномерную
загрузку работников по периодам с
минимальными потерями рабочего времени и перезагрузками.
Чтобы заполнить вакантную должность
в компании, необходимо определить
требования к кандидатам на эту должность.
Если список требований, предъявляемых
к ним слишком велик, то поиск
подходящего специалиста может
стать сверхсложной, а порой и
невыполнимой задачей. Максимальное смягчение
требований, их обобщенность и расплывчатость
также затрудняют подбор кадров, вынуждая
рекрутера использовать в качестве критериев
только психологические характеристики
кандидата и делать выводы о его соответствии
или несоответствии предлагаемой должности,
руководствуясь собственной интуицией.
Требования работодателя к кандидату в большинстве случаев касаются:
• половозрастных признаков;
• образования;
• специальных навыков (знание определенных компьютерных программ, степень владения иностранным языком и пр);
• опыта (стаж работы в конкретной должности, определенной сфере бизнеса, фирме-конкуренте или, наоборот, фирме, не являющейся конкурентом);
• медицинских показаний (противопоказания к условиям труда, возможные аллергии, физическая выносливость, отношение к курению);
• психологических данных (темперамент, способности, совместимость с коллегами и пр.);
• социальных характеристик (место проживания, семейное положение, национальная принадлежность и пр.).
В каждом конкретном случае из этого списка выбираются те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.
Существует три основных метода определения требований к кандидатам на должность:
Использование результатов анализа и описания работы
Экспертные оценки
На основе статистического анализа
Анализ и описание работы - это основа разработки требований к кандидатам. Однако использовать только этот метод нельзя, т.к в его основе лежит субъективное мнение исполнителя. Очевидно, что человек, не имеющий специального образования, будет утверждать, что для выполнения его работы неоценим опыт. И наоборот, молодой специалист будет утверждать, что для успешного выполнения его заданий крайне важны знания. Таким образом, при определении требований к кандидатам обязательно используются анализ и описание работы, однако необходимо применять и другие методы, позволяющие сформулировать требования к знаниям, навыкам, опыту и к характеру кандидатов.
Метод экспертных оценок основан на субъективном мнении эксперта. Суть его заключается в том, что, основываясь на результатах анализа работы, эксперты должны дать ответ на вопрос: "Какие требования предъявляются к образованию, интеллекту, навыкам и т.п., для того, чтобы делать эту работу хорошо?" Совершенно очевидно, что для обеспечения сопоставимости мнений экспертов по поводу конкретной работы структура требований к кандидатам должна быть задана заранее. В качестве примера можно привести следующую структуру требований:
Интеллект
Эрудиция (общая, экономическая и правовая)
Профессиональные знания и навыки
Организаторские способности и навыки
Коммуникативные способности и навыки
Личностные способности (психологический портрет)
Здоровье и работоспособность
Внешний вид и манеры
Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации).
Определение требований
к кандидатам с использованием статистическо
Требования к кандидату могут эффективно использоваться в практике управления персоналом только при соблюдении ряда условий:
недопущение неоправданного раздувания требований;
полнота требований;
достаточная определенность требований;
соблюдение законодательства.
Таким образом, все требования работодателя должны быть обоснованы предыдущим анализом работы.
В качестве основы разработки требований к кандидатам мы будем использоватьпроведенный анализ и описание работы бухгалтера
Требования к кандидатам
оформлены в виде таблицы с
выделением разделов и
Таблица 1. Требования к претендентам на должность бухгалтера
Требования к претендентам |
Градация по важности 1 - очень важно 2 - важно 3 - желательно |
1. Профессиональная подготовка |
|
1.1 Высшее экономическое образование |
3 |
1.2 Опыт работы с документами |
2 |
1.3 Профессиональное знание ПБУ, российского трудового законодательства |
3 |
1.4 Знание офисных компьютерных программ |
1 |
1.5 Владение английским языком |
3 |
2. Опыт профессиональной деятельности в следующих областях: |
|
2.1 Стаж работы бухгалтером не менее 1 года |
2 |
3. Личностные предпосылки: |
|
3.1 Самостоятельность, навыки планирования |
3 |
3.2 Аккуратность |
1 |
3.3 Внимательность |
1 |
3.4 Исполнительность, организованность |
2 |
3.5 Стрессоустойчивость |
1 |
3.6. Умение доводить порученное дело до конца |
2 |
3.7. Коммуникабельность, бесконфликтность |
1 |
4. Возможные другие предпосылки: |
|
4.1 Трудоголик; |
2 |
4.2 Умение выполнять
любые задания с высоким |
1 |
4.3 Обладать хорошим здоровьем и работоспособными качествами |
3 |
4.4 Обладать достаточным
жизненным и производственным
опытом, чтобы справляться с |
3 |
4.5 Обладать широким
кругозором, эрудицией, общительностью,
склонностью к убеждению, |
3 |