Дисциплинарная ответственность в трудовом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Проведение анализа правовых отношений в области дисциплинарной ответственности.
Для решения данных вопросов и достижения цели исследования, будут использоваться как общие методы научного исследования, так и специальные. В качестве основных методов автор использовал метод теоретического анализа и сравнительно-правовой метод.

Содержание работы

Введение: 2
1. Дисциплина труда. Правовое регулирование трудовой дисциплины. 4
2. Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность работников и ее виды. 10
3. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок их применения, обжалования и снятия. 14
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Тема Дисциплинарная ответственность курсовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

Основанием дисциплинарной ответственности  является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовой дисциплины.

Под нарушением дисциплины понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей. Противоправными признаются такие действия (бездействие), которые не соответствуют требованиям законодательства, либо прямо противоречат ему. Напротив, любые действия работника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как нарушение трудовой дисциплины. Невыполнение подчиненными незаконных приказов руководителя и приказов, изданных с нарушением требований закона, также должно рассматриваться как правомерное, а не противоправное поведение. 

Цели дисциплинарной ответственности  достигаются с помощью применения различных мер дисциплинарного воздействия к нарушителям дисциплины, носящих название дисциплинарных взысканий.  Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий[11, с. 263].

К объективной стороне дисциплинарного проступка относятся вредные последствия, а также причинная связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя.

Всякое нарушение дисциплины наносит  вред обществу, в одних случаях  более ощутимый, в других — менее, но оно всегда отрицательно сказывается на деятельности предприятия. Вместе с тем следует различать проступки, вредные самим фактом совершения, и проступки, могущие повлечь за собой наступление вредных последствий. Например, нарушение норм по технике безопасности может привести к вредным последствиям, а может и не привести. В последнем случае это нарушение отражается на общем уровне дисциплины в коллективе, но определить реальный ущерб от такого проступка нельзя. Поэтому и различаются «материальные» правонарушения, которыми причиняется осязаемый материальный вред (например, имущественный ущерб), и «формальные», наносящие вред непосредственно правопорядку. Характерный пример материальных правонарушений — причинение имущественного ущерба, характеризующееся наличием причинной связи между поступком и вредным последствием.

Субъективную сторону дисциплинарного  проступка характеризует вина. Как  и в других видах ответственности, вина выражает психическое отношение  лица к совершаемому им противоправному  действию (бездействию) и причинно  обусловленному им результату. Вина заключается в том, что лицо предвидит (или должно было предвидеть) вредные последствия своего деяния и желает их наступления или относится безразлично к их наступлению. Поэтому в ней различают два момента — интеллектуальный и волевой. Первый характеризует отношение лица с точки зрения осознания противоправности проступка и предвидения вредного результата, второй — желания или безразличного отношения к наступлению противоправных последствий.

В зависимости от сочетания интеллектуального и волевого моментов различают следующие формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность или небрежность).

Для дисциплинарной ответственности  более характерна неосторожность, хотя и косвенный умысел, когда лицо сознает противоправность последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление, может иметь место. Например, при нарушении норм по технике безопасности должностными лицами или при явном нарушении иных норм трудового законодательства.

Данные признаки подразделяются по тем же правовым основаниям, что и в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным относится вина (в форме умысла или неосторожности), к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.

С., работающая в государственном  органе на должности государственного служащего, в нерабочее время (пятница, после окончания рабочего времени) находилась в гостях у своей знакомой, где она употребила спиртные напитки. После окончания вечеринки, разъезжаясь по домам, С. попросила у другой своей знакомой Л. вести принадлежащую ей автомашину. Получив разрешение С., находясь в состоянии опьянения и не имея прав на управление транспортным средством, Л. села за руль автомашины. Вместе с ней в автомашине находилась собственник автомашины С. Не справившись с управлением, Л. въехала в дерево, в результате чего автомашине причинены технические повреждения. На место дорожно-транспортного происшествия были вызваны работники милиции, которые установили виновность Л. в нарушении правил дорожного движения и совершении дорожно-транспортного происшествия. Было также зафиксировано состояние опьянения С. О случае дорожно-транспортного происшествия в результате нетрезвого состояния водителя, не имевшего прав на управление транспортным средством, было направлено сообщение в государственный орган, в котором работает С. Руководитель государственного органа уволил С. с работы по п. 1.9 ст. 40 Закона "О государственной службе в Республики Беларусь": совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе.

Исходя из дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены  к государственным служащим, перечень которых значительно отличается от перечня дисциплинарных взысканий, установленных ТК и Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, следует, что дисциплинарная ответственность государственных служащих - специальная дисциплинарная ответственность. Государственные служащие несут специальную дисциплинарную ответственность, установленную Законом "О государственной службе" и другими актами законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды дисциплинарных  взысканий. Порядок их применения, обжалования и снятия.

 

В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 ТК).

Указанные в ч. 1 ст. 198 ТК дисциплинарные взыскания (санкции) могут применяться к работникам, которые несут любой вид дисциплинарной ответственности (общую или специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим, не подлежащим какому-либо расширению. Что же касается отдельных категорий работников с особым характером труда (несущих специальную дисциплинарную ответственность), то к ним согласно ч. 2 ст. 198 ТК могут применяться также и другие меры дисциплинарного взыскания.

Так, в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1993 г., к указанным работникам могут применяться такие специфические взыскания, как лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом на срок от трех месяцев до одного года с переводом на другую работу на этот срок, освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железной дороги, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности) и др. Однако при любом виде дисциплинарной ответственности перечень дисциплинарных взысканий, определенный в актах законодательства, в локальном порядке дополняться и изменяться не может (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка).

Право выбора меры дисциплинарного  взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного  взыскания должны учитываться тяжесть  дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве. При этом наниматель не обязан применять дисциплинарные взыскания в той последовательности, в которой они указаны в ч. 1 ст. 198 ТК. Однако несоответствие дисциплинарного взыскания тяжести проступка и другим обстоятельствам может служить основанием для отмены взыскания. К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами.

Закон устанавливает определенный порядок применения мер дисциплинарного взыскания. На работников, несущих общую дисциплинарную ответственность, дисциплинарные взыскания налагаются органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по его поручению иным органом (руководителем).

Передача полномочий по применению дисциплинарных взысканий оформляется  приказом (распоряжением) руководителя. Дисциплинарные взыскания к отдельным  категориям работников с особым характером труда (ст. 204 ТК) могут применяться также органами (руководителями), вышестоящими по отношению к органам (руководителям), указанным в части первой статьи 201 ТК. Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены с работы только по решению органа, которым они избраны, и только по основаниям, предусмотренным законодательством (ст. 201 ТК).

До применения дисциплинарного  взыскания наниматель обязан затребовать  письменное объяснение работника. Отказ  работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание оформляется  приказом (распоряжением), постановлением нанимателя. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Это правило является одной из гарантий обоснованности взыскания.

Согласно ст. 201 ТК дисциплинарное взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по его поручению иным органом (руководителем). Передача полномочий по применению дисциплинарных взысканий оформляется приказом (распоряжением) руководителя. Дисциплинарные взыскания к отдельным категориям работников с особым характером труда (статья 204) могут применяться также органами (руководителями), вышестоящими по отношению к органам (руководителям), указанным в части первой названной статьи. Право привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих предоставлено органу или руководителю органа, имеющим право принимать (назначать) государственного служащего на государственную должность.

Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены с работы только по решению органа, которым они  избраны, и только по основаниям, предусмотренным  законодательством.

Закон не требует применения мер дисциплинарных взысканий в той последовательности, в которой они названы в законе. Выбор меры воздействия зависит от характера должностного проступка и обстоятельств правонарушения и личности нарушителя. Право выбора дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

До применения дисциплинарного  взыскания руководитель государственного органа или уполномоченное им лицо обязаны затребовать письменное объяснение государственного служащего. Отказ государственного служащего  от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

За каждый дисциплинарный проступок  может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время  к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и иные меры.

Если после применения дисциплинарного взыскания служащий продолжает не выполнять возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который прекращается лишь надлежащим выполнением требуемого. Например, государственному служащему в связи с необходимостью выполнения работы, входящей в его должностные обязанности, вне места нахождения государственного органа, дано указание выехать в служебную командировку. Госслужащий без уважительных причин отказался от выезда в командировку, за что ему было объявлено дисциплинарное взыскание и предложено выполнить указание о выезде в командировку. При невыполнении такого приказа служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание оформляется  приказом (распоряжением), постановлением государственного органа. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов  объявляется государственному служащему  под роспись в пятидневный срок.

Государственный служащий, не ознакомленный  с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается  не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется  актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность в трудовом праве