4 Понятие занятости
в сфере труда
Занятость – это
деятельность граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей, приносящая
заработок. Вопросы занятости регулируются
Конституцией, КЗоТ и «Законом о занятости».
Обеспечение занятости – это комплекс
мер, по сокращению безработицы. Сама политика
государства в области занятости является
гарантией реализации права граждан на
труд.
Состояние занятости
и трудоустройства в обществе определяется
уровнем развития рынка труда, являющегося
сегментом экономического механизма общественных
преобразований и приобретающего характер
экономико-правовой категории.
На состояние трудозанятости
нередко оказывают воздействие местные
условия регионального хозяйствования.
В пики курортного сезона во многих здравницах
исчезает безработица и ощущается дефицит
рабочей силы. В одном из курортных сезонов
в Сочи появилось более пяти тысяч вакансий,
поскольку многим санаториям и пансионатам
потребовалось большое число обслуживающего
персонала. Более того, на состоянии занятости
позитивно отразилась активизация строительных
работ в частном секторе, вызвавшая необходимость
открытия двух тысяч рабочих мест. Товарный
характер рабочей силы трактуется как
один из важнейших факторов становления
рыночной экономики.
Если спрос на рабочую
силу падает и ее предложение испытывает
избыток, то это соотношение вызывает
серьезные социально-трудовые диспропорции,
влекущие обострение проблем занятости
и трудоустройства. Поэтому для решения
проблем такого рода, связывающих как
потенциальных работников, ищущих работу,
так и работодателей, предлагающих преимущественно
такие виды работ, которые приносят им
существенную прибыль, в этот процесс
включается государство. Оно выполняет
координационно-посредническую роль,
способствуя возникновению трудовых отношений
между работниками и работодателями.
Наиболее часто встречаются
ситуации, когда число не имеющих работы
граждан пополняют увольняемые из предприятий,
организаций, учреждений работники. Наиболее
остро эта проблема проявилась в условиях
разгосударствления, приватизации предприятий,
появления рынка труда. Согласно ст. 81
Трудового кодекса РФ работники могут
быть высвобождены в связи с ликвидацией
предприятий, сокращением штатной численности
работающих.
Под высвобождением
работников понимают освобождение работников
от участия в трудовом процессе и увольнения,
порожденные нестабильностью производственной
деятельности, неблагоприятной конъюнктурой
рынка товаров, работ.
Термин «высвобождение»,
не являющийся юридическим, в трудовом
праве применяется в отношении работников,
освобождаемых от основной работы по ранее
заключенным с ними трудовым договорам.
Причинами этого являются структурные
изменения на предприятиях, в организациях
и учреждениях, внедрение новых, более
передовых методов управления производством
и трудовым коллективом, применение прогрессивных
технологических решений и проведение
иных организационных, технических, экономических,
правовых мер, способствующих выполнению
производственных, хозяйственных и иных
задач и повышению производительности
труда с наименьшей численностью рабочих
и служащих. В этой связи часть работников
оказываются лишними и высвобождаются.
Допуская этот процесс
законодатель устанавливает определенные
правовые гарантии, минимизирующие негативные
последствия высвобождения работников.
Так, работодатель должен заблаговременно
(не менее чем за 2 месяца) письменно предупредить
работника о предстоящем увольнении, а
при массовом высвобождении кроме самих
работников информируется профсоюзный
орган не менее чем за три месяца до даты
увольнения. Данные нормы нацеливают работников
на поиск работы и трудоустройство.
Если нет возможности
сохранить работника на прежнем рабочем
месте, работодатель предлагает работнику
другую работу в пределах того же предприятия,
организации или учреждения.
При этом работнику
предоставлено право выбора возможных
вариантов трудоустройства. Он вправе
обратиться по поводу трудоустройства
к другим работодателям или в службу занятости
для бесплатного подбора новой работы.
А для того чтобы максимально облегчить
и сократить поиск новых рабочих мест,
работодатель обязан сообщить органу
службы занятости не позднее чем за два
месяца о предстоящем высвобождении работника.
Данное уведомление должно содержать
сведения о профессии, квалификации, специальности
лица и размере оплаты его труда.
Однако перечисленными
мерами не ограничиваются реабилитационные
мероприятия в условиях потери работы
не по вине работника. Законом установлены
льготы и компенсации высвобождаемым
работникам. Согласно ст. 178 Трудового
кодекса РФ таким работникам при сокращении
численности штата выплачивается выходное
пособие в объеме средней месячной оплаты
труда; сохраняется тот же размер зарплаты
на период трудоустройства, но не более
чем за два месяца со дня увольнения работника.
Если работник в двухнедельный
после увольнения период обратился в орган
но трудоустройству и не был им трудоустроен,
то по решению этого органа в порядке исключения
уволенному лицу может быть выплачена
зарплата и за третий месяц незанятости.
Все указанные выплаты осуществляются
за счет средств работодателя, уволившего
работника. При этом за уволенным работником
сохраняется непрерывный трудовой стаж,
если период со дня увольнения и нового
трудоустройства не превышает трех месяцев.
Если работник высвобождается
не в связи с сокращением численности
или штата, а по причинам реорганизации
или ликвидации предприятий, учреждений,
организаций, то за ним на период трудоустройства,
но не свыше трех месяцев, сохраняется
среднемесячная зарплата с учетом выходного
пособия. Сохраняется и непрерывный трудовой
стаж, а также предоставляются и иные предусмотренные
законодательством льготы и компенсации.
Заключение
Таким образом, рынок
труда представляет собой систему общественных
отношений в согласовании интересов работодателей
и наемной рабочей силы. Основные элементы
рынка труда: субъекты рынка труда, правовые
аспекты, регламентирующие отношения
субъектов на рынке труда; конъюнктуру
рынка труда; систему социальной защиты
и др. Основными субъектами рынка труда
являются работодатели и наемные работники.
Живя в государстве
с плановой экономикой, мало кто из граждан
задумывался о проблеме занятости или
трудоустройства, проблема скорее была
обратной - не занятость грозила определенными
репрессиями со стороны тоталитарного
государства. Тем не менее, времена изменились,
в наш лексикон прочно вошли такие слова
как безработный, содействие занятости,
биржа труда, центр занятости, рынок труда,
конкуренция, рынок рабочей силы, инфляция
и т.д. Большинство проблем, касающиеся
рынка труда и занятости, достаточно часто
обсуждаются как в средствах массовой
информации, так и на разных уровнях государственного
устройства, оставаясь при этом мало понятными
простому человеку. Внешняя простота вопроса
часто вводит в заблуждение не только
обывателя, который начинает вникать в
тонкости и специфику проблемы только
после непосредственного личного столкновения
с ней, но и специалистов, рассматривающих
проблему как следствие переходного периода
реформ.
Можно считать, что
данная тема является очень актуальной.
Так как рынок труда в экономике любой
страны играет довольно большую роль.
Она является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту систему отношений
путем заключения трудовых контрактов,
что благоприятно сказывается на экономическом
росте национальной экономики.
Список литературы
1. Закон Российской
Федерации «О занятости населения
в Российской Федерации» от 11.04.96
г.
2. Конституция РФ. М.: «Проспект», 2012.
3. ТК РФ. М.: «Проспект», 2012.
4. Генкин Б.М. Экономика
и социология труда: Учеб. для вузов / Б.
М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. -
С.386.
5. Попов А.И. «Экономическая
теория».- СПб.: Питер, 2001. – 464с.: ил. – (Серия
«Учебник для вузов»).