Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:51, дипломная работа
Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
исследовать историю развития пенсионной системы России;
проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
выявить основные проблемы и недостатки пенсионной системы;
рассмотреть концепцию оптимальной пенсионной системы;
разработать предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.
Введение
1. Сущность и история развития пенсионной системы
1.1. Понятие и значение пенсионной системы
1.2. История развития пенсионной системы России
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике
2. Анализ пенсионной системы России
2.1. Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе
2.2. Основные проблемы и недостатки пенсионной системы
3. Совершенствование пенсионной системы России
3.1. Концепция оптимальной пенсионной системы
3.2. Основные предложения по реформированию пенсионной системы
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский юридический техникум»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Характеристика пенсионной системы Российской Федерации»
Профессиональный модуль: 01.01. Право социального обеспечения
очной формы обучения,
Степанова Виктора Евгеньевича
2013 год
Содержание
Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 апреля 2012 года увеличены трудовые пенсии на 3,4% и социальные на 14,1%. Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения. С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации. Пенсионная реформа, наряду с принятием Трудового кодекса, стала одним из наиболее значительных событий в социальной сфере России последних лет.
В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии - состоит из следующих частей:
Пенсионная тема весьма многогранна и является объектом интереса различных аудиторий от простых людей до специалистов и политиков. Соответственно материалы о пенсионной реформе появляются и в общественно-политических и в деловых журналах и газетах, на радио и телевидении, в Интернет-изданиях и на лентах информационных агентств.
Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Объектом исследования дипломной работы является пенсионная система.
Предмет исследования - особенности российской пенсионной системы.
Научной и методической основой дипломной работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных ученых и специалистов по пенсионному обеспечению.
пенсионной системы
Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений.
Первая группа – это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании.
Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения.
Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования – пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.
В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.
Значение пенсии хорошо известно каждому. Слово pensio (лат) означает платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни – достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью. Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.
Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или “собственным юридическим фактом” в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав – наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть. Однако вполне очевидно, что именно с перечисленными жизненными обстоятельствами связана сама необходимость правового регулирования, что они являются как бы юридической основой в фактическом составе.
Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка и рассчитывается на месяц.1
В связи с этим можно дать следующее определение пенсии.
Пенсия - это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка.1
Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством.
В России есть и негосударственные пенсии. Они введены соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан.
В последнее время некоторые выплаты, установленные государством, именуются не пенсиями, а иначе ежемесячным пожизненным денежным содержанием (для судей), доплатой к государственной пенсии (для государственных служащих) и т. д. Сущность подобных выплат от этого не меняется, они являются пенсионными выплатами. Другое же название дается им с целью обойти указанное выше требование Конституции РФ, в силу которого пенсии устанавливаются только законом.
Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности. Это подразделение всех пенсий на трудовые, т е заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом. К последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные – трудовые, заработанные пенсии.
Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления – по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам. Например, выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета. К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих граждан), ко вторым – все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному (государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного состава, в том числе кадрового, граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, и некоторые другие).
Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д., пенсии по Закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, Закону “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, Закону “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, Закону “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, по Указу Президента РФ “О некоторых социальных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих” и т. д.
Информация о работе Характеристика пенсионной системы Российской Федерации