Характеристика пенсионной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
исследовать историю развития пенсионной системы России;
проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
выявить основные проблемы и недостатки пенсионной системы;
рассмотреть концепцию оптимальной пенсионной системы;
разработать предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и история развития пенсионной системы
1.1. Понятие и значение пенсионной системы
1.2. История развития пенсионной системы России
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике
2. Анализ пенсионной системы России
2.1. Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе
2.2. Основные проблемы и недостатки пенсионной системы
3. Совершенствование пенсионной системы России
3.1. Концепция оптимальной пенсионной системы
3.2. Основные предложения по реформированию пенсионной системы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

НЕ УДАЛЯТЬ .doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

 

 В соответствии с рисунком 1 организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Рис. 1. Организационная структура Пенсионного фонда РФ

 

 

  Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованьях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФР утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.31 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать негосударственный пенсионный фонд.

1.3. Эволюция пенсионных  систем в мировой практике

Историю развития и характеристику пенсионных систем зарубежных стран рассмотрим на примере таких стран, как: Япония, Великобритания, США

Япония

Система общественных пенсий была введена в Японии во время второй мировой войны - в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была разработана современная схема выплат пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии в Японии называются общественными, так как государство субсидирует их только на 1/3.

В 1994 г. парламент утвердил разработанный правительством закон о частичном и постепенном изменении обычного пенсионного обеспечения граждан по старости. Основные изменения заключались в следующем: 10

  • пенсионный возраст постепенно поднимается с 60 до 65 лет;
  • для лиц, желающих уйти на пенсию в возрасте 60–64 лет, пенсия по старости устанавливается в половинном размере от обычной. Обычная пенсия в полном объеме начинает выплачиваться им по достижении 65-летнего возраста;
  • пенсионные страховые взносы не должны превышать в будущем 30% месячного заработка. Впредь страховые пенсионные взносы будут начисляться не с общего заработка, а с суммы, оставшейся после уплаты налогов; предусмотрено повышение размеров взносов на 2,5% один раз в пять лет. Кроме того, если ранее суммы бонусов (сезонных премий), достигающих в настоящее время четырех месячных окладов, исключались из начисления страховых пенсионных взносов, то теперь с них берется 1%.

Частично пересмотр системы общественных пенсий по старости в 1994 г. носил вынужденный характер и являлся результатом компромисса, призванного сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку престарелых с финансовыми возможностями общества. Достаточно сказать, что сохранение состояния статус-кво грозило, по расчетам Министерства здравоохранения и социального обеспечения, увеличением пенсионных страховых взносов граждан до 34,8% месячного заработка к 2025 г. Кроме того, принимались в расчет следующие моменты: ясно выраженное желание пожилых людей продолжать работать и по достижении пенсионного возраста; неизбежность сокращения молодой рабочей силы с начала XXI в.; неготовность 1/5 части всех компаний позволить своим служащим добровольно продолжать работу в компании по достижении 60-летнего возраста; учет того факта, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет или старше.

Великобритания

Первое поздравление с 16-летием каждый англичанин получает от министерства социальной защиты. Вместе с пожеланиями долгих лет министерство напоминает, что с этого дня необходимо еженедельно платить пенсионные взносы. При этом государство гарантирует, что каждый гражданин по достижению пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) будет получать пенсию, равную 20% средней зарплаты работника (110 евро в неделю или 5710 в год), и эта сумма будет ежегодно пересматриваться с ростом инфляции.

Система пенсионного обеспечения в Англии стоит на трёх "китах": базовая государственная пенсия, дополнительная государственная пенсия и пенсионные сбережения населения. Базовая государственная пенсия выплачивается всем гражданам (12% зарплаты среднего рабочего). Размер дополнительной государственной пенсии зависит от суммы накопленных пенсионных платежей и достигает 50% вашей зарплаты перед выходом на пенсию. Кроме того, государство всячески, в первую очередь налоговыми мерами, стимулирует добровольные пенсионные накопления граждан. Это может быть и специальный счёт в банке, и договор о пожизненной пенсии со страховой компанией, и участие в частном пенсионном фонде. Заинтересованность граждан в дополнительном пенсионном обеспечении обеспечивается тем, что средства, перечисляемые ими для таких накоплений, не облагаются подоходным налогом. Не подлежит налогообложению и накапливаемый в пенсионных фондах инвестиционный доход. Налог взимается только при выплате пенсии. Таким образом, гражданин получает своего рода "налоговый кредит" на несколько десятилетий и - благодаря инвестированию всей накопленной суммы - значительную прибавку к пенсии.

В частных пенсионных фондах существует два базовых вида пенсионных схем - "с установленными взносами" и "с установленными выплатами". Первый вид означает, что фиксируются обязательства по внесению средств, а по достижению пенсионного возраста гарантируется возврат накопленной суммы вместе с инвестиционным доходом через выбранный гражданином механизм пенсионных выплат. Схемы "с установленными взносами" наиболее просты, в них обязательства всегда соответствуют имеющимся активам. При второй схеме - "с установленными выплатами" - определяются конкретные обязательства пенсионного фонда по выплате пенсий, а его гарантом выступает компания-работодатель.

Частный пенсионный фонд, как правило, создаёт крупная корпорация для обеспечения дополнительного пенсионного обеспечения своим служащим с тем, чтобы привлечь и удержать квалифицированных работников. Как правило, взносы на дополнительную пенсию вносит и компания, и сам работник. С 1978 года в Англии началась практика своего рода "приватизации" пенсионных обязательств государства. Компания может по своему желанию принять на себя обязательства государства по выплате дополнительной пенсии (второй "кит", о котором говорилось выше). Стимул для этого - существенное снижение обязательных пенсионных взносов в министерство социальной защиты. Обычно в государственный пенсионный фонд перечисляется от зарплаты 9% самим рабочим, плюс ещё 10,4% платит за рабочего работодатель.

Для того, чтобы получить максимальную пенсию в 2/3 от зарплаты за последний перед пенсией период, человек должен проработать на предприятии 20 лет. Можно сократить этот период, выплачивая в частный пенсионный фонд более высокие взносы, но не более 15% зарплаты. Кстати говоря, эти суммы исключаются из налогообложения. Так что человек получает двойную выгоду - и пенсию себе увеличивает, и сокращает сумму уплачиваемых налогов. Определённую экономическую выгоду от деятельности частного пенсионного фонда может получать и создавшая его компания. При эффективном инвестировании средств активы, переданные в пенсионный фонд, могут значительно превысить его будущие обязательства по выплате пенсий. В этом случае разрешено уменьшать обязательные пенсионные отчисления.

При желании работник может перевести всю накопленную сумму (за вычетом небольшого процента) в другой пенсионный фонд, например, при переходе в другую компанию - в пенсионный фонд этого предприятия. По достижении же пенсионного возраста гражданин имеет возможность выбора: можно оформить пенсию в том же пенсионном фонде, можно перевести накопленную сумму в другой пенсионный фонд или в страховую компанию для приобретения пенсии. Жёсткая конкуренция рыночных структур за деньги пенсионеров обеспечивает гражданам выбор наилучших условий.

Пенсионный фонд разрабатывает пенсионные схемы, ведёт учёт взносов и выплат, рассчитывает свои будущие обязательства и в соответствии с ними ставит условия управляющей компании по возврату средств. Инвестированием сам пенсионный фонд не занимается, это дело работающей по договору с фондом управляющей компании.

История частных пенсионных фондов Великобритании насчитывает почти триста лет. По утверждению многих экономистов, если бы не было частных пенсионных фондов, быстрое развитие капитализма в этой стране было бы невозможно: поступающие через них средства вкладываются на долгий срок, их не изымают из оборота, а потому эти средства можно инвестировать вновь и вновь. Сегодня преобладающую часть рынка капиталов в Англии составляют институциональные инвесторы, в т.ч. пенсионные фонды. Доля последних составляет более 30%, а вместе с аналогичными институтами - 50-60% рынка капиталов. Большая часть инвестируется за рубежом. Государство заинтересовано в этом, т.к. доходы-дивиденды поступают в страну.

Схемы пенсионных фондов используют более трети граждан страны. Напомним, что речь идёт о добровольных пенсионных накоплениях. Дальнейшее развитие пенсионной системы Великобритании здесь видят в распространении схем дополнительного пенсионного обеспечения на работников с более низким уровнем заработка. Предполагается, что новые формы добровольных пенсионных накоплений - "пенсии акционеров" должны охватить 50% работников, которые не участвуют в пенсионных схемах предприятий. Для "пенсий акционеров" (максимум взносов до 3600 фунтов стерлингов в год) устанавливаются весьма льготные условия: налоговый режим аналогичный режиму индивидуальных пенсионных схем, ограничение платы за управление активами (до 1% от взносов), запрет взимания платы за выход из фонда или за переход в другой фонд. Работодатели будут обязаны предоставлять работникам возможность участия в схемах "пенсии акционеров" даже одновременно с участием работника в пенсионном фонде предприятия.

Доверие людей к пенсионной системе - лучшая характеристика её надёжности и эффективности. В Англии существует специальный государственный служащий - "омбудсмен", который обязан следить за выполнением законодательства о пенсионных фондах; его решения обязательны для исполнения. Каждый гражданин имеет право обратиться к нему с жалобой на нарушение его прав в этой сфере.

США

На протяжении более 60 лет основой пенсионного обеспечения американцев служила государственная пенсионная система, получившая название Общей федеральной программы (ОФП). В 2011 г. свыше 45 млн. чел. получают выплаты по ОФП. Средний размер пенсии составляет около 900 долл. в месяц для одинокого пенсионера и около 1500 долл. в месяц для пенсионера с женой (на которую положена 50% надбавка). Общие расходы на программу в 2011 г. оцениваются в размере 465 млрд. долл.

Однако феноменом последних двух десятилетий прошлого века стал необычайно быстрый рост частных пенсионных систем практически до уровня второй пенсионной системы национального масштаба. Этот рост привел к важным сдвигам как на уровне пенсионного обеспечения, так и на макроэкономическом уровне.

Основных видов частного пенсионного обеспечения в США три. Это - частные пенсионные планы (ЧПП) по месту работы, личные пенсионные счета (ЛПС), и аннуитеты, т.е. те же пенсии, накапливаемые и выплачиваемые при помощи страховых компаний. В отличие от государственной пенсионной системы, все частные пенсионные системы носят добровольный характер. Ни предприниматели, ни работники не обязаны организовывать, или участвовать в таких планах. В то же время каждый человек имеет право, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, быть участником не только одного, но и двух и даже большего количества планов по месту работы, а также открывать свой личный пенсионный счет. Таким образом, растущее число американцев приобретает не один (государственная пенсия), а два-три и даже большее количество источников пенсионного дохода.

Частные пенсионные планы по месту работы, в отличие от государственной Общей федеральной программы, охватывают не всю, а приблизительно половину рабочей силы страны. Прежде всего, далеко не все предприниматели предлагают пенсионные планы своим работникам.

Резкие различия существуют между полностью занятыми (64% участия) и частично занятыми (14%), а также между низко и высокооплачиваемыми (6% участия самых низкооплачиваемых и 76% участия наиболее высокооплачиваемых). Такого же рода различие существует и между лицами с более и менее высоким уровнем образования (16% участия для лиц с неполным средним образованием и 62% участия для людей, окончивших колледж).

Информация о работе Характеристика пенсионной системы Российской Федерации