Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы автором представляется как изучение всех положений, регулирующих индивидуальные трудовые споры на основании Конституции Республики Беларусь, нормативно-правовых актов, регулирующих индивидуальные трудовые споры. Задачи данной работы представляется автору следующим образом: изучение понятия индивидуальные трудовые споры; комиссия по трудовым спорам; компетенция комиссии по трудовым спорам; рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС; порядок работы КТС; решение комиссии по трудовым спорам; порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде; решение суда по индивидуальным трудовым спорам; органы примирения, посредничества и арбитража.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4 ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………….6 1.2.Понятие индивидуальных трудовых споров…………………………. ГЛАВА 2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС 2.2 Комиссия по трудовым спорам 2.3 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС 2.4 Решение комиссии по трудовым спорам ГЛАВА 3 РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ………………………………………………………………………… 3.2 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде……. 3.3 Исполнение некоторых решений и постановлений по трудовым делам.. ГЛАВА 4 ОРГАНЫ ПРИМИРЕНИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВА И АРБИТРАЖА……… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС
2.2 Комиссия по трудовым спорам
2.3 Рассмотрение индивидуальных
трудовых споров в КТС
2.4 Решение комиссии по трудовым
спорам
ГЛАВА 3
РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ…………………………………………………………………………
3.2 Порядок рассмотрения индивидуальных
трудовых споров в суде…….
3.3 Исполнение некоторых решений
и постановлений по трудовым делам..
ГЛАВА 4
ОРГАНЫ ПРИМЕРЕНИЯ, ПОСРЕДНЕЧЕСТВА
И АРБИТРАЖА………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашем государстве
значительно изменились положения трудового
законодательства. Трудовой кодекс Республики
Беларусь с принципиально новых позиций
стал подходить к различным институтам
данной отрасли права. Изменение положений
законодательства, безусловно, нуждается
в исследовании и оценке. Трудовое законодательство
является достаточно интересной и многогранной
отраслью права, но некоторые из имеющихся
положений данной отрасли нуждаются в
тщательном исследовании, так как регулируемые
ими вопросы наиболее значимы для правоприменительной
практики. Одним из таких положений являются
нормы трудового законодательства, регулирующие
индивидуальные трудовые споры.
Данная тема является актуальной
для всех трудоспособных граждан, реализующих
это право, т.е. являющихся сотрудниками
какого-либо предприятия либо организации.
Основные положения, регулирующие индивидуальные
трудовые споры, изложены в Трудовом кодексе,
нормативных правовых актах, а также локальных
нормативных актах на отдельных предприятиях,
организациях. Но главным условием является
условие, которое состоит в том, что положения,
регулирующие индивидуальные трудовые
споры, должны быть основаны на основном
законе Республики Беларусь - Конституции,
а также данные положения не должны ему
противоречить.
В данной работе исследуются
эффективность работы, порядок создания
и деятельность комиссии по трудовым спорам,
вопросы, связанные с компетенцией указанной
комиссии, порядок подготовки к рассмотрению
спора в комиссии по трудовым спорам, особенности
рассмотрения трудового спора и принятия
комиссией решения, порядок обжалования
решения комиссии по трудовым спорам.
На основе анализа указанных вопросов
и сопоставления высказываемых в юридической
литературе точек зрения выявляются проблемы
правового регулирования порядка рассмотрения
трудовых споров в комиссии по трудовым
спорам, предлагаются направления их разрешения,
обозначаются тенденции дальнейшего совершенствования
законодательства о труде в указанной
сфере. Обосновываются причины, обусловливающие
наличие значительного комплекса проблем,
связанных с рассмотрением трудовых споров
комиссиями по трудовым спорам.
Цель данной работы автором
представляется как изучение всех положений,
регулирующих индивидуальные трудовые
споры на основании Конституции Республики
Беларусь, нормативно-правовых актов,
регулирующих индивидуальные трудовые
споры.
Задачи данной работы представляется
автору следующим образом:
изучение понятия индивидуальные
трудовые споры;
комиссия по трудовым спорам;
компетенция комиссии по трудовым
спорам;
рассмотрение индивидуальных
трудовых споров в КТС;
порядок работы КТС;
решение комиссии по трудовым
спорам;
порядок рассмотрения индивидуальных
трудовых споров в суде;
решение суда по индивидуальным
трудовым спорам;
органы примирения, посредничества
и арбитража.
Исследованием данного вопроса
занимались различные ученые и юристы.
Такие как Т.Н. Важенкова, Л.Я. Островский,
В.В. Подгруша, В.И. Савина, В.И. Семенков,
Н.И. Тарасевич и др.
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Понятие индивидуальных
трудовых споров
В результате несовпадения
интересов между работником и нанимателем
могут возникать разногласия, приводящие
к трудовым спорам. В зависимости от участников
трудовые споры подразделяются на индивидуальные
и коллективные.
В индивидуальных трудовых
спорах участвуют работник и наниматель,
в коллективных трудовых спорах с одной
стороны участвуют группа работников
или все работники организации, с другой
стороны - наниматель. В данном вопросе
речь пойдет об индивидуальных трудовых
спорах.
Индивидуальные
трудовые споры - это разногласия, возникающие
в организациях между работниками, с одной
стороны, и нанимателями - с другой, по
вопросам, связанным с применением законодательных
и иных нормативных актов о труде, коллективного
и трудового договоров и других соглашений
о труде.
Следует также обратить внимание
на отличие предмета индивидуального
трудового спора. Коллективный трудовой
спор - это неурегулированные разногласия
сторон коллективных трудовых отношений
по поводу установления, изменения социально-экономических
условий труда и быта работников, заключения,
изменения, исполнения либо прекращения
коллективных договоров, соглашений.
В порядке, предусмотренном
Трудовым кодексом Республики Беларусь
(далее - ТК), рассматриваются споры между
работником и нанимателем, вытекающие
именно из трудовых правоотношений. Другие
споры между работником и нанимателем
(например, об оплате за проживание в ведомственном
общежитии) не являются трудовыми, поскольку
они нормами трудового права не регулируются.
Возникновение трудовых споров
обусловлено как объективными, так и субъективными
причинами. К объективным причинам можно
отнести:
- экономическое, в том числе
финансовое положение конкретного нанимателя,
что может повлечь несвоевременную выплату
заработной платы;
- непредставление работникам
установленных законодательством или
коллективным договором, соглашением
гарантий и льгот;
- сокращение численности или
штата работников, изменение содержания
трудовой функции.
Субъективными причинами возникновения
трудовых споров являются:
недостаточное знание работником
и нанимателем трудового законодательства,
а иногда и сознательное его несоблюдение;
неправильное толкование норм
права;
а также недобросовестное отношение
отдельных работников к исполнению своих
трудовых обязанностей, предъявление
ими необоснованных требований и т.п. (8,
с.807).
Трудовые споры могут возникнуть
именно тогда, когда спорящие стороны
переносят разрешение своих разногласий
в юрисдикционный орган.
Возникновению трудовых споров,
как правило, предшествуют правонарушения
трудовых или иных социальных прав работников
в сфере трудовых или иных отношений, которые
являются непосредственным поводом (причиной)
спора.
Трудовые споры возникают либо
в силу каких-то действий в процессе применения
норм трудового права, либо в силу бездействия,
то есть неисполнения требований нормативных
актов.
Разногласия возникают в случаях,
когда совершается виновной стороной
трудовое правонарушение в отношении
другой стороны, или же когда трудовое
правонарушение и не совершено, но одна
из сторон считает, что по отношению к
ней были совершены неправомерные действия.
В основе причин возникновения трудового
спора лежит совершение одной из сторон
трудовых правоотношений трудового правонарушения.
Трудовым правонарушением называется
виновное невыполнение или ненадлежащее
выполнение обязанным субъектом своей
трудовой обязанности в сфере труда и
распределения, а, следовательно, нарушение
права другого субъекта данного правоотношения
(7, с.59).
В соответствии со ст.233 ТК предусмотрены
два органа по рассмотрению индивидуальных
споров: комиссия по трудовым спорам, создаваемая
в организации, и суд. Установленный законом
порядок рассмотрения трудовых споров
не исключает для работника возможности
обжаловать действия нанимателя в иные
органы - прокуратуру, профсоюзы, департамент
государственной инспекции труда. Однако
только решения КТС и суда, принятые по
конкретному трудовому спору и не исполненные
в добровольном порядке, подлежат принудительному
исполнению специальными должностными
лицами - судебными исполнителями суда,
требования которых по исполнению решений
являются обязательными для всех граждан,
в том числе должностных лиц, а также юридических
лиц на всей территории Республики Беларусь.
По общему правилу трудовые
споры первоначально должны рассматриваться
в КТС. А при несогласии с решением КТС
или если члены КТС не пришли к соглашению,
заинтересованная сторона вправе обратиться
в суд. Вместе с тем существует ряд трудовых
споров, рассмотрение которых законодательством
отнесено к непосредственной компетенции
суда.
Индивидуальные трудовые споры
некоторых категорий работников рассматриваются
в особом порядке (ст. ст.320, 321 ТК).
Действующий порядок рассмотрения
индивидуальных трудовых споров не распространяется
на споры о досрочном освобождении от
выборной оплачиваемой должности работников
общественных объединений (ч.2 ст.234 ТК)
(10, с.574).
Рост числа малых и средних
предприятий обостряет проблему защиты
законных прав наемных работников. На
этих предприятиях обычно не создаются
профсоюзные организации, не избираются
комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют
органы, которые должны представлять и
защищать интересы работников. Юридическая
незащищенность плюс правовая неосведомленность
заставляет людей принимать любые условия
нанимателя. Число кабальных договоров
растет, а значит, растет и число социально
незащищенных работников. Поэтому объективная
потребность в существовании специализированного
трудового законодательства сохраняется
и даже становится еще более актуальной.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС
2.1 Комиссия по
трудовым спорам
В теории права формы защиты
прав и интересов подразделяются на два
вида: юрисдикционная форма защиты и не
юрисдикционная. В трудовом праве юрисдикционная
форма защиты представляет собой деятельность
предусмотренных законом органов по защите
трудовых прав и интересов. При этом отличительной
чертой способов защиты трудовых прав
в органах по рассмотрению трудовых споров
является их разрешение не только в судебном
порядке, но и в органах так называемой
трудовой юстиции, сформированных на социально-партнерских
(паритетных) началах, которые имеют более
чем вековую историю. К таким органам относиться
и комиссия по трудовым спорам, являющаяся
в соответствии с ч.1 ст.236 ТК (если она создана)
обязательным первичным органом по рассмотрению
трудовых споров, за исключением случаев,
когда ТК и другими законодательными актами
установлен иной порядок их рассмотрения.
Основы правового регулирования
порядка рассмотрения индивидуальных
трудовых споров в КТС заложены в Конституции
Республики Беларусь, устанавливающими
право граждан на труд, их равенство перед
законом и возможность защиты прав и законных
интересов, право на защиту компетентным,
независимым и беспристрастным судом
и пр., получившими свое дальнейшее развитие
в нормах ТК (в первую очередь гл.17) и иных
нормативных правовых актах (12, с.6).
КТС является обязательным
первичным органом по рассмотрению трудовых
споров, кроме случаев, установленных
законодательными актами. Исключения
установлены для трудовых споров, подлежащих
рассмотрению непосредственно в суде.