Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы автором представляется как изучение всех положений, регулирующих индивидуальные трудовые споры на основании Конституции Республики Беларусь, нормативно-правовых актов, регулирующих индивидуальные трудовые споры. Задачи данной работы представляется автору следующим образом: изучение понятия индивидуальные трудовые споры; комиссия по трудовым спорам; компетенция комиссии по трудовым спорам; рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС; порядок работы КТС; решение комиссии по трудовым спорам; порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде; решение суда по индивидуальным трудовым спорам; органы примирения, посредничества и арбитража.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4 ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………….6 1.2.Понятие индивидуальных трудовых споров…………………………. ГЛАВА 2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС 2.2 Комиссия по трудовым спорам 2.3 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС 2.4 Решение комиссии по трудовым спорам ГЛАВА 3 РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ………………………………………………………………………… 3.2 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде……. 3.3 Исполнение некоторых решений и постановлений по трудовым делам.. ГЛАВА 4 ОРГАНЫ ПРИМИРЕНИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВА И АРБИТРАЖА……… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
3.2 Исполнение
некоторых решений и постановлений
по трудовым делам
По общему правилу решения суда
подлежат исполнению после вступления
их в законную силу (ст.467 ГПК). Закон допускает
немедленное исполнение некоторых решений,
т.е. возможность исполнения сразу после
вынесения судебного решения.
Как и ст.313 ГПК, ТК регулирует
лишь случаи обязательного немедленного
исполнения по трудовым спорам: о восстановлении
на работе, на прежнем рабочем месте, прежних
существенных условий труда (ст.243 ТК) и
о выплате работнику заработной платы,
но не свыше чем за один месяц (ч.3 ст.347
ТК). Данные нормы носят императивный характер
и действуют независимо от упоминания
об этом в решении. Кроме того, согласно
ст.314 ГПК суд может допустить немедленное
исполнение, указав это в любом решении,
в том числе по трудовым и иным спорам,
если вследствие особых обстоятельств
замедление в исполнении может привести
к значительному ущербу для взыскателя
или сделать невозможным само исполнение.
Исполнительный лист при немедленном
исполнении выдается взыскателю немедленно
по вынесении судебного постановления
(ч.1 ст.463 ГПК) либо по просьбе взыскателя
направляется для исполнения непосредственно
судом (ч.3 ст.463 ГПК).
В ч.2 ст.247 установлена обязанность
нанимателя, задерживающего исполнение
решения о восстановлении на работе, на
прежнем рабочем месте, прежних существенных
условий труда, выплатить работнику средний
заработок или разницу в заработке за
время задержки со дня вынесении решения
по день его исполнения. Принудительное
взыскание этих сумм осуществляется на
основании определения суда (ст.538 ГПК)
в порядке, предусмотренном ст.329 ГПК для
изменения способа и порядка исполнения
решения.
За умышленное неисполнение
судебного решения (постановления) либо
воспрепятствование их исполнению виновные
должностные лица могут быть привлечены
к уголовной ответственности по ст.423 УК.
Ряд решений по трудовым спорам подлежит
немедленному исполнению - о присуждении
работнику заработной платы, но не свыше
чем за один месяц, о восстановлении на
работе незаконно уволенного или переведенного
работника (п.3, 4 ст.313 ГПК; ст.247 ТК). Глава
31 ГПК предусматривает также возможность
бесспорного взыскания начисленной, но
невыплаченной заработной платы в порядке
приказного производства (13, с.42).
В случае неисполнения решения
суда добровольно, возбуждается исполнительное
производство. Его инициаторами могут
быть: истец, прокурор, профсоюзный комитет,
выступающий в защиту работника. Если
решение суда по индивидуальному трудовому
спору не исполнено в установленный законом
или судом срок, то заинтересованный работник
вправе подать в тот же суд заявление о
неисполнении его решения и принуждении
к тому ответчика. Когда неисполнением
решения суда нарушаются права и интересы
работника, в его защиту в суд вправе обратиться
профсоюзный орган.
Принудительное исполнение
решений судов по индивидуальным трудовым
спорам осуществляется через судебного
исполнителя. Приступая к исполнению решения,
судебный исполнитель посылает должнику
предложение о добровольном исполнении
решения в срок до пяти дней. Такое предложение
представляет собой попытку восстановления
нарушенных прав без применения принудительных
мер. Оно вручается должнику под расписку
на втором экземпляре документа, приобщаемого
к исполнительному производству. В необходимых
случаях одновременно с вручением предложения
судебный исполнитель может наложить
арест на имущество должника.
Невыполнение требований судебного
пристава и действия, препятствующие исполнению
возложенных на него обязанностей, влекут
ответственность в порядке, установленном
законом (11, с.77-78).
ГЛАВА 4 ОРГАНЫ ПРИМЕРЕНИЯ,
ПОСРЕДНЕЧЕСТВА И АРБИТРАЖА
В ТК не урегулирован порядок
формирования органов примирения, посредничества
и арбитража для разрешения индивидуальных
трудовых споров. Они могут быть сформированы
в порядке, определенным коллективным
договором (соглашением), либо в порядке,
аналогичном для органов по разрешению
коллективных трудовых споров. Могут быть
использованы уже созданные указанные
органы.
К подведомственности органов
указанных в ч.1 ст.251 ТК, в силу системного
толкования ст.233, 236, 241, 377 ТК относятся
споры между работником и нанимателем
по вопросам индивидуально-договорного
регулирования трудовых отношений, т.е.
когда наниматель вправе, но не обязан
предоставить, установить или изменить
работнику условия труда. Например, неполное
рабочее время согласно ч.1 ст.118 ТК, отпуск
без сохранения зарплаты согласно ст.
190 ТК, дополнительные свободные от работы
дни для обучающихся в заведениях, обеспечивающих
получение среднего специального и высшего
образования, согласно ч.2 ст.215 ТК и др.
Формирование органов примирения,
посредничества и арбитража для урегулирования
индивидуальных трудовых споров является
правом, а не обязанностью нанимателя.
Если указанные органы не сформированы,
индивидуальные трудовые споры по вопросам
установления или изменения условий труда
подлежат рассмотрению нанимателем по
соглашению с профсоюзом в пределах предоставленных
им прав.
Индивидуальные трудовые споры,
связанные с применением законодательства
о труде, коллективных договоров, соглашений
и иных локальных нормативных актов, трудовых
договоров, подведомственные КТС и суду.
Например, о взыскании заработной платы,
выплате компенсации, предоставлении
гарантий, трудовых отпусков и в других
случаях, когда работник обладает субъективным
правом, а на нанимателе лежит соответствующая
правовая обязанность (ст.233, 236 и 241ТК).
Стороны определяют порядок
работы органов, указанных в ч.1 ст.251 ТК,
в том числе когда для рассмотрения индивидуальных
трудовых споров используются уже сформированные
для рассмотрения коллективных трудовых
споров органы примирения, посредничества
и арбитража.
Рассмотрение в указанных органах
индивидуальных трудовых споров, связанных
с применением законодательства о труде,
не может ограничивать право работника
на судебную защиту (8, с.839-840).
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены
проблемы связанные с разрешением индивидуальных
трудовых споров. Эта тема, как уже неоднократно
отмечалось в работе, очень актуальна.
В связи с ломкой старых производственных
отношений, которые сложились в условиях
плановой экономики и в связи с переходом
к рыночной системе хозяйствования перед
обществом встали проблемы обусловленные
противоречиями между интересами работодателей,
выраженных в получении максимальной
прибыли и интересами работников, заинтересованных
в максимальной оплате своего труда и
получения благ, предусмотренных трудовым
законодательством. Однако реализация
всех этих гарантий ложится на работодателей
дополнительным финансовым бременем,
которое они не желают брать на себя.
Нарушения трудового законодательства
встречаются сплошь и рядом. Они начинаются
ещё до момента заключения трудовых договоров,
когда соискателю на вакансию выставляются
заранее противозаконные условия заключения
трудового договора. От него работодатель
зачастую требует отказаться от отпуска,
выходных, требует работать сверх норм
рабочего времени. В результате трудовой
договор заключается на заранее противозаконных
условиях.
Такая ситуация обусловлена
объективными факторами вытекающими из
экономических законов, которые относительно
рынка рабочей силы обуславливают постоянное
превышение предложения над спросом. Трудовой
кодекс Республики Беларусь императивно
в своих нормах компенсировал эту экономическую
закономерность, но реально на практике
отсутствует механизм государственного
контроля над соблюдением положений трудового
законодательства. Трудовой кодекс предусматривает
наличие такого государственного органа
как инспекция по труду, а также четко
определяет его полномочия. Но данный
орган пока ещё не осуществляет свои полномочия
на должном уровне. Вот именно такая ситуация
способствует возникновению трудовых
споров как индивидуальных, так и коллективных.
Как видно из содержания работы,
законодатель достаточно детально регламентировал
процедуры разрешения индивидуальных
трудовых споров. Трудовой кодекс Республики
Беларусь определяет два органа, которые
уполномочены рассматривать трудовые
споры. Это комиссия по трудовым спорам
и суд.
Что касается комиссии по трудовым
спорам, то, как показывает практика, она
не может реально защитить права работника,
т.к её состав: как члены КТС, назначены
работодателем, так и члены, выбранные
работниками, фактически зависят от работодателей
и проводят их линию. Поэтому реально свои
права работник может защитить только
в суде. Но, опять же, как показывает практика,
за судебной защитой своих нарушенных
трудовых прав обращаются только те работники,
которые прекратили или собираются прекратить
трудовые отношения. Это связано с тем,
что по возникшему трудовому спору, он
сможет защитить свои права в судебном
порядке, но после этого работодатель
создаст ему такие условия, которые несовместимы
с продолжением трудовых отношений.
Такая ситуация явно не соответствует
провозглашенному в Конституции РБ равенства
всех перед законом и судом и принципам
соблюдения прав человека и гражданина
в цивилизованном демократическом обществе.
Список использованных
источников
Список нормативных источников:
1. Конституция Республики Беларусь
1994 года (с изменениями и дополнениями,
принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) - Минск: Амалфея,
2005 - 48с.
2. Трудовой кодекс Республики
Беларусь от 26.07.1999 г. №296-З (в ред. от 07.05.2007)
// Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр",
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
- Минск, 2007.
3. Гражданско-процессуальный
кодекс Республики Беларусь 11.01.1999 г. №
238-3 (в ред. от 11.07.2007) // Консультант Плюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск,
2007.
4. О профессиональных союзах:
Закон Респ. Беларусь, 22 апреля 1992 г., №
1605-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.05.2007
г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] /ООО "ЮрСпектр".
- Минск, 2008.
5. Постановление Пленума Верховного
Суда Республики Беларусь "О некоторых
вопросах применения судами трудового
законодательства" №2 от 29 марта 2001г.
// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] ООО "ЮрСпектр,
Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.
- Минск, 2009.
6. Постановления Пленума Верховного
Суда Республики Беларусь "О применении
судами законодательства о материальной
ответственности работников за ущерб,
причиненный нанимателю при исполнении
трудовых обязанностей" № 2 от 26 марта
2002 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] ООО "ЮрСпектр,
Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.
- Минск, 2009. pravo.levonevsky.org/bazaby/org449/basic/text0177.htm
7. Постановление Пленума Верховного
Суда Республики Беларусь "О практике
применения судами законодательства,
регулирующего компенсацию морального
вреда" № 7 от 28 сентября 2000 г. //[Электронный
ресурс] pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor56/text56670.htm
8. Важенкова, Т.Н. Трудовое право/
Т.Н. Важенкова. Учебное пособие- Минск:
Амалфея, 2008. - 432 с.
9. Демедюк, Т.В. Нанимателю о
разрешении трудовых споров в суде / Т.В.
Демедюк // Кадровик. Управление персоналом.
- 2009. - №4. - 25-27 с.
10. Кеник, К.И. Индивидуальные
трудовые споры / К.И. Кеник // Отдел кадров.
- 2005. - -№10. - -.59-60 с.
11. Кеник, К.И. Изменение судом
формулировки причины увольнения/ К.И.
Кеник // Отдел кадров. - 2009. - №7. - 13-15с.
12. Кеник, К.И. Судебная практика
по спорам о задержке расчета при увольнении
/ К.И. Кеник // Отдел кадров. - 2007. - №8. - 22-24
с.
13. Комментарий к Трудовому
кодексу Республики Беларусь / И.С. Андреев
[и др.] ; под общ. ред. Г.А. Василевича. - Минск:
Амалфея, 2008. - 1232 с.
16. Соколовская, А.М. Причины
возникновения трудовых споров, порядок
их рассмотрения комиссиями по трудовым
спорам и судом / А.М. Соколовская // Отд.
кадров. - 2002. - № 9. - 73-78 с.
17. Тарасевич, Н.И. Проблемы правового
регулирования порядка рассмотрения индивидуальных
трудовых споров в комиссии по трудовым
спорам/ Н.И. Тарасевич // Право. by. - 2008. -
№1. - 6-11 с.
18. Томашевский, К. Трудовое процессуальное
право и его место в системе права Республики
Беларусь / К. Томашевский // Судовы веснiк
- 2007. - № 2. - 41-43 с.
19. Филипчик, Р.И. Судебная практика
по делам о привлечении работников к дисциплинарной
ответственности / Р.И. Филипчик // Отел
кадров - 2009. - №3. - 18-20 с.