Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы автором представляется как изучение всех положений, регулирующих индивидуальные трудовые споры на основании Конституции Республики Беларусь, нормативно-правовых актов, регулирующих индивидуальные трудовые споры. Задачи данной работы представляется автору следующим образом: изучение понятия индивидуальные трудовые споры; комиссия по трудовым спорам; компетенция комиссии по трудовым спорам; рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС; порядок работы КТС; решение комиссии по трудовым спорам; порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде; решение суда по индивидуальным трудовым спорам; органы примирения, посредничества и арбитража.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4 ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………….6 1.2.Понятие индивидуальных трудовых споров…………………………. ГЛАВА 2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС 2.2 Комиссия по трудовым спорам 2.3 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС 2.4 Решение комиссии по трудовым спорам ГЛАВА 3 РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ………………………………………………………………………… 3.2 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде……. 3.3 Исполнение некоторых решений и постановлений по трудовым делам.. ГЛАВА 4 ОРГАНЫ ПРИМИРЕНИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВА И АРБИТРАЖА……… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
Кроме этого, в КТС не могут
рассматриваться вопросы установления,
замены, пересмотра норм труда (расценок),
должностных окладов (тарифных ставок),
изменения штатов.
Комиссия по трудовым спорам
может образовываться у всех нанимателей
(на предприятиях, в учреждениях, организациях,
обществах, товариществах, кооперативах)
независимо от наименования и формы собственности
при наличии в этой организации профсоюза.
КТС образуется из равного числа представителей
профсоюза и нанимателя. Количество постоянных
представителей в КТС от нанимателя и
профсоюза законом не установлено и определяется
по соглашению между ними в зависимости
от численности работающих, среднего количества
трудовых споров и т.д.
Если в организации действуют
два и более профсоюза, то все профсоюзы
должны участвовать в формировании КТС.
Практически эти вопросы могут решаться
следующим образом:
а) создание одной КТС, в состав
которой по соглашению между профсоюзами
будут входить представители всех профсоюзов;
б) создание отдельных КТС, когда
наниматель выделяет своих представителей,
а каждый профсоюз - такое же количество
своих представителей.
В последнем случае для рассмотрения
конкретного спора комиссия будет формироваться
из представителей нанимателя и представителей
профсоюза, член которого обратился за
разрешением трудового спора. Наниматель
назначает своих представителей в состав
КТС приказом руководителя, профсоюзы
могут выделять своих представителей
постановлением профкома или решением
собрания членов профсоюзной организации.
Членом КТС от профсоюза может быть любой
работник - член этого профсоюза.
Необходимо, чтобы лица, выделенные
в состав КТС как от нанимателя, так и от
профсоюза, были компетентными в области
труда и заработной платы и могли объективно
и правильно разрешить трудовой спор.
Наниматель обычно назначает своими представителями
работников отдела кадров, юрисконсультов,
экономистов, знания и опыт, которых могут
оказаться полезными для успешного рассмотрения
дела. Полномочия представителей сторон
подтверждаются доверенностями, выданными
в установленном порядке, т.е. подписанными
соответственно председателем профкома
и руководителем организации, а их подписи
должны быть удостоверены печатями соответственно
профкома и организации.
Представители сторон выделяются
в КТС для участия в работе комиссии сроком
на один год. Однако при рассмотрении конкретного
трудового спора в заседании комиссии
не требуется участия всех ее членов, избранных
и назначенных в состав КТС. Необходимо
только, чтобы в каждом заседании принимало
участие равное количество представителей
от каждой стороны - от нанимателя и профсоюза
(6, с.234).
Одним из достаточно часто допускаемых
нарушений в практике работы КТС является
несоблюдение требований законодательства
относительно равного числа представителей
профсоюза и нанимателя, участвующих в
рассмотрении трудового спора.
Количественный состав КТС
законодательством не определен. Поэтому
стороны по взаимному соглашению вправе
самостоятельно установить количество
своих постоянных представителей в КТС.
При определении же персонального состава
представителей сторон следует учитывать
наличие у конкретных лиц знаний законодательства
в области труда и заработной платы, а
также качеств, позволяющих объективно,
всесторонне и правильно разрешить трудовой
спор.
Как справедливо отмечает Снигирева
О.И., в Кодексе урегулированы основные
положения, связанные с созданием и деятельностью
КТС.
Многие вопросы, возникающие
на практике, как правило, решаются локальными
положениями о КТС.
При этом отсутствие норм, определяющих
качественный состав КТС, на практике
приводит к формальному подходу к процедуре
его определения. Стороны, как правило,
не учитывают всех вышеперечисленных
факторов, что, в свою очередь, влечет невозможность
полного, всестороннего и объективного
рассмотрения трудового спора в КТС и
увеличивает процент трудовых споров,
рассматриваемых судами в результате
обжалования ее решения. В связи с указанным
представляется целесообразным изменение
подходов к определению количественного
и качественного состава членов КТС, а
также введение в состав КТС так называемого
нейтрального члена, обладающего достаточным
уровнем правовой подготовленности для
осуществления консультативной помощи
при рассмотрении трудового спора.
Исходя из принципа равенства
сторон, члены КТС не избирают постоянных
председателя и секретаря. Их обязанности
на каждом заседании комиссии поочередно
исполняют представители обеих сторон.
КТС может быть создана в структурных
подразделениях организации. Вопрос их
создания, а также их компетенция определяются
по письменному соглашению между профсоюзом
или нанимателем либо коллективным договором.
Перечень вопросов, подлежащих
рассмотрению в КТС, содержится в ст.236
ТК. К их числу относятся споры о (об):
установленных расценках и
нормах труда, а также условиях для их
выполнения;
переводе на другую работу и
перемещении;
оплате труда, в том числе при
невыполнении норм труда, простое и браке,
совмещении профессий (должностей) и заместительстве,
за работу в сверхурочное и ночное время;
праве на получение и размере
причитающихся работнику премий и вознаграждений,
предусмотренных действующей у нанимателя
системой оплаты труда;
выплате компенсаций и предоставлении
гарантий;
возврате денежных сумм, удержанных
из заработной платы работника;
предоставлении отпусков;
выдаче специальной одежды,
специальной обуви, средств индивидуальной
защиты, лечебно-профилактического питания.
Кроме трудовых споров, указанных
в ст.236 ТК, в КТС могут рассматриваться
иные трудовые споры, в частности:
о переводе на другую работу
и выплате среднего заработка за время
вынужденного прогула или разницы в заработке
за время выполнения нижеоплачиваемой
работы в связи с незаконным переводом;
о взыскании заработной платы,
включая надбавки, предусмотренные системой
оплаты труда;
о размере заработка, начисленного
с учетом коэффициента трудового участия;
о применении дисциплинарных
взысканий;
возникающие в связи с неправильностью
или неточностью записей в трудовой книжке
сведений о заключении, изменении или
прекращении трудового договора, если
эти записи не соответствуют приказу (распоряжению)
или иным предусмотренным законодательством
документам (10, с.582).
КТС подведомственны вопросы
о применении установленных расценок
и норм труда и условий для их выполнения. Если нанимателем
нарушен порядок установления или пересмотра
норма труда или расценок или если он своевременно
не известил работника о новых расценках
и нормах труда, то работник вправе обратиться
в КТС с заявлением об оплате труда в соответствии
с прежними условиями. Однако комиссия
не вправе рассматривать споры об установлении
норм труда и условий для их выполнения,
поскольку эти вопросы относятся к ведению
нанимателя по согласованию с профсоюзом.
Компетенция КТС, созданных
в цехах или иных подразделениях организаций,
определяется по письменному соглашению
между нанимателем и профсоюзом либо в
коллективном договоре (11, с.73).
Наличие КТС способствует более
оперативному, а в некоторых случаях и
более квалифицированному разрешению
конкретного спора, возникшего между работником
и нанимателем.
Основными задачами, достижение
которых призвано обеспечить создание
КТС, являются: обеспечение оперативности
и гибкости рассмотрения трудового спора;
возможность непрерывного функционирования
органа, разрешающего трудовые споры,
в непосредственной близости от конфликтующих
сторон; снижение издержек, связанных
с рассмотрением трудовых споров; а также
воспрепятствование увеличению количества
трудовых споров, рассматриваемых судом.
Успешная реализация указанных задач
в конечном итоге является одним из важнейших
факторов, смягчающих социальную напряженность.
Следует отметить, что в юридической
литературе высказывается точка зрения
об уменьшении значимости КТС как органа
разрешения индивидуальных трудовых споров,
поскольку комиссии по трудовым спорам
не справляются с предназначенной им законом
ролью эффективного органа досудебного
рассмотрении споров.
В качестве причин этого явления
называются следующие: отсутствие беспристрастности
и независимости КТС при рассмотрении
спора, обусловленное сильным влиянием
нанимателя; значительное количество
организаций, в которых игнорируются нормы
о создании и деятельности КТС; некомпетентность
членов КТС, которые обладают достаточной
степенью подготовленности для разрешения
трудового спора и соответственно достаточно
часто выносят неправильные решения.
Одной из возникающих на практике
проблем, связанной с рассмотрением трудовых
споров в КТС, является невозможность
создания КТС в связи с отсутствием представительных
органов работников. В частности, Кеник
К.И. указывает, что в последнее время на
некоторых предприятиях Республики Беларусь
не создаются профсоюзные организации,
в связи с чем создание КТС по действующему
порядку их образования не представляется
возможным.
2.2 Рассмотрение
индивидуальных трудовых споров
в КТС
Трудовым кодексом не регламентирован
подробно порядок работы комиссии по трудовым
спорам. Этот вопрос может быть урегулирован
локальным нормативным правовым актом
организации, например, положением о комиссии
по трудовым спорам.
Правом обращения в КТС пользуется
только работник организации. Заявление
в КТС должны приниматься от всех работников,
которые находятся и находились в трудовых
отношениях. Право на обращение в КТС имеют
уволившиеся работники, если их требование
основано на трудовых отношениях с данным
нанимателем (взыскание премии, заработной
платы и др.). Наниматель таким правом действующим
законодательством не наделен.
Заявление подается в письменном
виде. В силу ч.1 ст.237 ТК заявление подлежит
обязательной регистрации, для чего КТС
должна вести специальный журнал (7, с.59).
Это необходимо для учета прохождения
спора в КТС, сроков его рассмотрения и
сроков исполнения решения КТС. При этом
порядок регистрации заявления в КТС нуждается
в более детальной регламентации. Так,
в частности, Снигирева И.О. указывает,
что порядок рассмотрения индивидуальных
трудовых споров, установленный ст.387 ТК
РФ, включает в себя: обязательную регистрацию
в КТС заявления работника; решение вопроса
о присутствии работника, подавшего заявление,
или его представителя на заседании КТС;
право КТС вызывать на заседание свидетелей,
опрашивать специалистов, требовать от
работодателя представления необходимых
для разрешения спора документов; критерии
кворума заседания КТС; обязательность
ведения протокола заседания.
КТС не вправе отказать работнику
в приеме заявления из-за неподведомственности
спора. Заявление должно быть вынесено
на рассмотрение комиссии. Если спор не
подлежит рассмотрению в КТС, то комиссия
должна принять решение об отказе в разрешении
спора.
Отказ в приеме заявления допускается
лишь в том случае, если данный спор уже
являлся предметом рассмотрения КТС и
по нему вынесено решение либо комиссия
не пришла к соглашению.
Отмечу также, что в юридической
литературе Российской Федерации в настоящее
время ведется полемика относительно
права КТС отказать в приеме заявления
работника в том случае, если работник
подал заявление в КТС, но предварительно
не принял мер к разрешению разногласий
с работодателем самостоятельно или с
помощью представителя. В частности, одни
авторы полагают, что проведение переговоров
между сторонами по вопросу урегулирования
разногласий не может признано в качестве
обязанности сторон трудовых отношений.
Это их право, но не обязанность. Другие
же обосновывают право КТС в указанных
случаях отказать в рассмотрении спора
в связи с тем, что не был соблюден предварительный
порядок, установленный законом. В этой
ситуации разногласия еще не перешли в
трудовой спор. Если работодатель уклоняется
от переговоров с работником, то соглашение
между ним и работником отсутствует. И
работник вправе обратиться в КТС, представив
доказательства уклонения работодателя
от переговоров. Полагаем, что указанный
вопрос в разрешении и применительно в
Республике Беларусь.
Работнику - не члену профсоюза
предоставлено право выбора - обратиться
за разрешением вопроса в КТС или в суд.
КТС не вправе отказать работнику в рассмотрении
спора по причине того, что работник не
является членом профсоюза, а суд не вправе
отказать такому работнику в принятии
заявления в связи с несоблюдением предварительного
внесудебного порядка разрешения спора,
так как право выбора органа по разрешению
трудового спора принадлежит работнику.