Индивидуальный трудовой спор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ индивидуальных трудовых споров и выявление проблем, возникающих при рассмотрении их в суде.
Задачи:
1. Изучить понятие, виды классификацию и судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
2. Выявить проблемы, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде.

Содержание работы

Введение 3
Глава I.Общая характеристика индивидуального трудового спора 4
1.1.Понятие и классификация индивидуального трудового спора 4
1.2.Становление института «индивидуальных трудовых споров» в России 6
1.3.Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуального трудового спора 9
Глава II.Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 13
2.1.Особенности обращения в суд. Исковое производство 13
2.2Процессуальные особенности разрешений трудовых споров по существу 17
Глава III.Проблемы, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

kursovaya_vika.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

 

 

Введение

 

Основой любого общества является трудовая деятельность людей. Труд является условием существования человека. В настоящее время очень важно регулировать трудовые отношения, так как Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования таких отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов. Каждый человек рано или поздно сталкивается с такой проблемой.

В сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников и ослабление их судебной защиты.

С принятием в декабре 2001 года Трудового кодекса Российской Федерации и вступившим в силу 01.02.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) был решен ряд первоочередных задач правового регулирования социально-трудовых отношений. Трудовое законодательство в определенной степени решает эти вопросы, регулируя порядок рассмотрения трудовых конфликтов.

Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.

Сказанное выше объясняет выбор темы курсовой работы, ее актуальность. Разрешение судами индивидуальных трудовых споров является наиболее действенным и возможно единственным способом защиты работника от произвола работодателя.

Целью работы является анализ индивидуальных трудовых споров и выявление проблем, возникающих при рассмотрении их в суде.

Задачи:

    1. Изучить понятие, виды классификацию и судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
    2. Выявить проблемы, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде.

 

Глава I.Общая характеристика индивидуального трудового спора

1.1.Понятие и классификация индивидуального трудового спора

Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают. Это способствует столкновению этих интересов и как следствие, возникновению конфликтных ситуаций.

Согласно статье 37 Конституция РФ каждый человек имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая  право на забастовку.1

До принятия Трудового Кодекса РФ в трудовом законодательстве не было закреплено официального определения индивидуального трудового спора. В ч. 1 ст. 381 Трудового Кодекса РФ дано следующее определение: «Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.» 2

Иными cловами, индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и работником, в случае  нарушения прав любой стороны трудовых отношений.

Трудовое законодательство в определенной степени решает трудовые конфликты, регулируя порядок их рассмотрения, который зависит от состава участников.

Главным критерием отнесения тех или иных конфликтов к категории индивидуальных трудовых споров является возможность регулирования спорных ситуаций по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Также важно проводить четкое отграничение индивидуальных трудовых споров от коллективных трудовых споров. Так, если заработная плата не выплачивается всем работникам организации, то каждый работник в отдельности может защитить свое нарушенное право, используя процедуру индивидуального трудового спора. Процедура же, предусмотренная для коллективных трудовых споров, в данном случае неприменима.

Существует много классификаций индивидуальных трудовых споров. Так, например, кандидат юридических и исторических наук, профессор Л.Н. Анисимов и кандидат юридических наук А.Л. Анисимов3 выделяют классификацию индивидуальных трудовых споров по виду спорного правоотношения:

  1. споры из трудовых правоотношений;
  2. споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;
  3. споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, например, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;
  4. споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направление на повышение квалификации в другую местность;
  5. споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работникам предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
  6. споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;
  7. споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, например, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;
  8. споры из правоотношений трудового коллектива с нанимателем, например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей, и др.;
  9. споры из социально-партнерских правоотношений

доктор юридических наук, профессор В.С. Бердычевский и кандидат юридических наук Д.Р. Акопов разделяют следующие виды индивидуальных трудовых споров в зависимости от особенностей субъектного состава:

а) по статусу работодателя - 1) с работодателем - юридическим лицом; 2) с работодателем - физическим лицом (особенность в том, что все эти споры разрешаются в судебном порядке);

б) по статусу работника (потенциального, настоящего или бывшего) - 1) с лицом, которое изъявило желание заключить трудовой договор с работодателем, но ему было отказано; 2) с работником данного работодателя; 3) с лицом, ранее состоявших в трудовых отношениях с этим работодателем.

По способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на:

1) споры, разрешаемые в общем  порядке, когда спор разрешается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде;

2) споры, разрешаемые в судебном  порядке, когда в комиссию по  трудовым спорам обращаться не  нужно;

3) споры, разрешаемые в особом  порядке, когда спор разрешается  в вышестоящем в порядке подчиненности органе либо в суде.4

 

1.2.Становление института «индивидуальных трудовых споров» в России

Появление индивидуальных трудовых споров в России связано:

- со становлением промышленности, возникновением наемного труда;

- с осознанием противоречивости интересов между работодателями и наемными работниками;

На всех этапах становления института «трудовые споры» в виде законодательного положения или законопроекта разработчики немало внимания уделяли процессуальным формам защиты трудовых прав.5

Как пишет доктор юридических наук, профессор  Е.Б.Хохлов: «Определение сущности и содержания трудового спора, его границ происходило параллельно с установлением порядка разрешения этого спора и соответствующей указанному порядку системы органов, на которые возлагалась обязанность по рассмотрению и разрешению трудовых конфликтов. Так, специалисты в области истории трудового права, исследуя регулирование труда в Российской империи, отмечали, что «на рубеже веков в России фактически сформировалась отрасль трудового права, причем наряду с такими его институтами, как трудовой договор, рабочее время, время отдыха, социальное страхование и так далее, был сформирован и институт «рассмотрения трудовых споров».6

Зарождавшееся в конце XIX – начале XX века фабрично-заводское законодательство формировалось в острой борьбе рабочего класса и буржуазии. Когда борьба рабочих с предпринимателями принимала особо обостренные формы, в нее вмешивались правительства, в результате чего появились законы об условиях труда и порядке разрешения возникающих конфликтов. Трудовые конфликты, возникавшие между рабочими и администрацией фабрик и заводов, сопровождались, как правило, стачками и забастовками. Споры же между работниками и администрацией, разрешаемые в судебных органах, были очень немногочисленны и редко доходили до высших инстанций. Общие же суды были мало приспособлены к их разрешению, так как им недоставало знакомства с внутренним строем хозяйственных предприятий, с правовыми воззрениями работников и работодателей и с действительным характером их взаимоотношений. Этим объясняется то, что и работники, и работодатели очень неохотно обращались к защите общих судов.

«В начале советского периода это направление вылилось в создание примирительных камер и третейских судов, в образование расценочно-конфликтных комиссий (РКК) и «особых сессий народных судов по трудовым делам». Согласно ст. 21 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (1923 г.) в редакции от 25 марта 1929 г. рассмотрению в особых сессиях народных судов по трудовым делам подлежали конфликты на почве применения наемного труда, регулируемые законами о труде, коллективными и трудовыми договорами, правилами внутреннего распорядка и табелю взысканий.

В начале мая 1917 г. Министерством труда Временного правительства была предпринята попытка в законодательном порядке решить ряд вопросов, связанных с возникновением и разрешением трудовых споров. Так, был разработан ряд законопроектов: проект трудовой инспекции (комиссии) труда, проект создания примирительных камер на паритетных началах для разрешения трудовых конфликтов. Введение специализированных судов неоднократно проектировалось, но проекты не доходили до законодательных органов

После Октябрьской революции 1917г. административное вмешательство при рассмотрении трудовых споров приняло особенно широкие размеры. В середине 1918 г. Наркомтруд провел реорганизацию конфликтных органов, созданных в Министерстве труда Временного правительства. Органы НКТ рассматривали значительное количество конфликтов на почве установления размеров заработной платы и расчета рабочих при увольнении.»7

18 мая 1918 года был опубликован  декрет СНК РСФСР об инспекции  труда. Перед инспекцией труда  ставились задачи охраны труда  и здоровья всех лиц, занятых  какой бы то ни было хозяйственной  деятельностью. Инспектора труда  имели право наложения штрафов за непринятие мер по охране труда, за нарушение законов о труде, а также право привлекать к суду злостных нарушителей трудового законодательства. Инспектора труда избирались советами профсоюзов и утверждались губернскими отделами труда. Инспекция труда находилась в ведении Народного комиссариата труда и его органов на местах. Всю работу инспекция труда проводила в тесном контакте с профсоюзными организациями.

Как пишет кандидат юридических и исторических наук, профессор  Л.Н.Анисимов в книге «Новое в трудовом законодательстве»: «термин «трудовые споры» появился лишь в 1971 г. в Кодексе законов о труде (КзоТ). Ранее употреблялся термин «Трудовые конфликты». В качестве самостоятельной отрасль трудового права получила развитие особенно в послевоенные годы во многих западных странах. Идет процесс замены термина «трудовой конфликт» на термин «трудовой спор». И это правильно, так как конфликт с точки зрения философии – это неразрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовых отношениях – стачкой, забастовкой). А современное трудовое право предусматривает главным образом примирительные процедуры для разрешения трудовых споров.»8

В то же время, к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров со стороны судов отношение оставалось особым. Эта категория дел по своей социальной значимости и сложности разрешения как материального, так и процессуального порядка всегда выделялась среди иных дел искового производства. В тех народных судах, где это было возможно, например, при наличии нескольких составов, рассмотрение по первой инстанции дел, возникающих из трудовых правоотношений, поручалось наиболее подготовленным народным судьям. Постоянное внимание к указанной категории дел осуществлялось и со стороны вышестоящих судов, в частности, в таких формах, как кураторство, обобщение судебной практики, проверка законности судебных решений в кассационном и надзорном порядке, информационная поддержка судей, их учеба с учетом специализации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров, вытекающие из содержания закона и выработанные правоприменительной практикой, учитывались судьями при определении содержания процессуальных действий.

«Система регулирования трудовых споров в нашей стране начала складываться только с начала 90-х годов прошлого века. Ее правовую основу составляли Законы СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», а также "Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».9

В последующем в Кодекс законов о труде Российской Федерации (КзоТ) вносились коррективы, которые коснулись в основном ст.201-219, посвященных рассмотрению индивидуальных трудовых споров. К тому времени Кодекс уже подвергся многочисленным изменениям: из 256 статей в первоначальном виде не осталось ни одной, причем некоторые статьи модифицировались неоднократно.

Принятый Госдумой 21.12.2001 г. с 1 февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс РФ. В Трудовом кодексе (ТК) РФ все нормы о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров (соответственно гл.60, 61) нашли, наконец, полное отражение в кодифицированном виде.

«Отставания трудового законодательства от изменяющихся социально-экономических условий стало ясно еще во второй половине 80-х годов. В связи с этим в феврале 1988 г. в КзоТ были внесены изменения с целью его приближения к потребностям практики.

Новый Трудовой кодекс по сравнению с КзоТ 1971 г. – более объемный документ, в нем появились новые структурные подразделения, в том числе и «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» (гл.60). За семь лет, что прошли со времени принятия Трудового кодекса, жизнь поставила много вопросов. Все это потребовало скорректировать трудовое законодательство. Федеральный Закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ внес существенные изменения в действующий Трудовой Кодекс РФ, принятый Госдумой 21 декабря 2001 г. и вступивший в силу с 01.02.2002 г.»10

Информация о работе Индивидуальный трудовой спор