Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в процессе заключения, изменения, исполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом является социальное партнёрство, его формы и принципы (в т.ч. принципы ведения коллективных переговоров); функции, действие, юридическая природа коллективного договора, соглашения; субъекты коллективных трудовых отношений; содержание коллективных договоров и соглашений; соотношение индивидуального и коллективно-договорного регулирования; заключение, изменение, регистрация и прекращение коллективного договора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие социального партнёрства
1.2. Понятие и правовая природа коллективного договора
1.3. Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
2.1. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора2.2. Процедура регистрации коллективного договора
2.3. Порядок изменения и прекращения действия коллективного договора..
ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
3.1. Международные правовые стандарты
3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья
3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в РФ: сравнительно-правовой аспект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURS10.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)

Важным шагом в развитии правовой и организационной основы партнерских  отношений стал Указ Президента от 15 июля 1995 г. N 278 "О развитии социального  партнерства в Республике Беларусь" [5, c.279].

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и правовая природа коллективного договора

 

Коллективный договор, регулируя  трудовые отношения на уровне локального нормотворчества, является одной из основных форм самоуправления работников и выполняет, таким образом, защитную функцию трудового законодательства.

Легальное определение коллективного  договора, соглашения содержалось в  Законе Республики Беларусь от 24 ноября 1992г. «О коллективных договорах и  соглашениях», однако со вступлением в силу нового Трудового кодекса Республики Беларусь вышеназванный Закон с 1 января 2000г. утратил свою силу, и в настоящее время правовой основой регулирования порядка заключения и исполнения коллективных договоров, соглашений является Трудовой кодекс [9, c.644].

Согласно ст. 361 ТК коллективный договор  – это локальный нормативный  акт, регулирующий трудовые и социально-экономические  отношения между нанимателем  и работающими у него работниками [1, c.159].

Значение коллективного договора заключается в следующем:

    1. является одной из форм реализации полномочий трудового коллектива по управлению организацией;
    2. является одним из способов реализации принципа руководства экономикой – сочетание государственного управления с самостоятельной инициативой трудовых коллективов;
    3. выступает эффективным средством комплексного и поэтапного решения производственных и социально-бытовых задач трудового коллектива;
    4. является источником правового регулирования трудовых и связанных с ним отношений;
    5. выступает как фактор социальной защиты прав отдельного работника от произвола нанимателя [5, c.312].

Коллективные  договоры могут заключаться в  организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях по вопросам, относящимся к компетенции  этих подразделений (ч. 2 ст. 361 ТК).

Сформулированное в Трудовом кодексе  положение о том, что коллективные договоры «могут заключаться», указывает  на необязательный характер принятия этого акта. Иными словами, заключение коллективного договора является правом, а он обязанностью субъектов, перечисленных  в ст. 361 ТК. Законодатель не устанавливает  также каких-либо ограничений (численностью работающих, организационным характером, принадлежностью к тому или иному профсоюзу и т.д.) для субъектов права при заключении коллективных договоров. Кроме того, не ограничивается количество коллективных договоров, заключаемых в одной организации. Так, обособленные структурные подразделения в пределах своей компетенции могут заключать отдельные коллективные договоры [9, c.645].

При заключении в одной и той  же организации нескольких коллективных договоров различного уровня следует  иметь в виду, что положения  договоров, заключенных в структурных  подразделениях, не могут противоречить  нормам договора всей организации.

Однако как общий коллективный договор, так и договоры подразделений  не могут содержать положений, не соответствующих нормам трудового  законодательства, а также генеральным, тарифным и местным соглашениям [10, c.7].

По содержанию соглашения и коллективные договоры близки и направлены на решение  одних и тех же задач, но имеют  значительное различие по сфере действия. Так, в соответствии со ст. 358 ТК соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории [9, c. 645].

Виды соглашений:

- генеральное соглашение (заключается  на республиканском уровне);

- тарифное соглашение (заключается  на отраслевом уровне);

- местное соглашение (заключается  на местном уровне).

Таким образом, в одной организации  может быть заключён и общий, и  единый для всей организации коллективный договор, и договоры, регулирующие деятельность входящих в неё структурных подразделений. Более того, коллективный договор  в обособленном подразделении может  быть заключён также и в том  случае, если единый коллективный договор всей организации не заключён [5, c.314].

При заключении в одной и той  же организации нескольких коллективных договоров различного уровня следует  иметь ввиду, что положения договоров, заключённых в структурных подразделениях, не могут противоречить нормам договора всей организации [9, c.645].

 

1.3 Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений

 

Законодательство о социальном партнёрстве в Республике Беларусь позволяет профсоюзам добиваться не просто исполнения действующих правовых норм и положений трудового законодательства, но и улучшить положение работников по сравнению с законодательством. При заключении коллективных договоров  представители коллектива могут  добиваться от нанимателей более льготных условий отдельным категориям работников, дополнительных по сравнению с законодательством социальных гарантий.

Коллективный договор в Республике Беларусь, являясь инструментом защиты прав и законных интересов работников, не ущемляет и права нанимателей, так как решения здесь принимаются  только на основе согласия сторон и, естественно, ни одна из сторон не согласится с решением, которое будет ей в ущерб, то есть невыгодное для одной из сторон решение  не может быть принято вообще, если стороны переговоров относятся к этому ответственно и серьёзно [6, c.54].

Коллективный договор, в отличие  от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных отношений, возникающих в сфере труда, а также локальным источником трудового права.

Как общий коллективный договор, так  и договоры подразделений не могут  содержать положений, не соответствующих  нормам трудового законодательства, а также генеральным, тарифным и  местным соглашениям [11, c.1046].

По содержанию соглашения и коллективные договоры близки и направлены на решение  одних и тех же задач, но имеют  значительное различие по сфере действия. Так, в соответствии со ст. 358 ТК соглашение – это нормативный акт, содержащий в обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определённой профессии, отрасли, территории.

Содержанием коллективного договора является согласованные сторонами  условия (положения), призванные урегулировать  социально-трудовые отношения в данной организации [4, c.223].

Несмотря на полную свободу в  выборе структуры коллективного  договора, необходимо соблюдение общих  принципов коллективно-договорного  регулирования:

  1. условия коллективного договора, ухудшающие, по сравнению с законодательством, положение работников, признаются недействительными. Данный принцип закреплён в ч. 1 ст. 362 ТК;
  2. коллективный договор должен основываться на нормах генерального, тарифного и местного соглашений, т.е. также не должен ухудшать правовое положение работников по сравнению с данным соглашением (ч. 2 ст. 362 ТК).

В ст. 364 ТК определен примерный  перечень положений, который может  содержать коллективный договор.

Коллективный договор может  содержать положения об (о):

1) организации труда и повышении  эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени  и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6)  заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях [1, c.160].

Коллективный договор может  иметь приложения, являющиеся его  неотъемлемой составной частью.

 Исходя из примерного перечня,  можно сделать вывод, что содержанием  коллективного договора являются  условия, определяющие права и  обязанности сторон и ответственность  за их нарушение. По характеру  все условия могут быть разделены  на три вида:

  • Нормативные, закрепляющие нормы централизованного законодательства и локальные нормы трудового права.
  • Обязательственные, не носят общего характера, а предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;
  • Организационные – о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п.[10, c.8].

Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключён. Следует  обратить внимание, что в данном случае не имеет значение, членами  какого профсоюза являются работники и состоят ли они вообще в какой-либо общественной организации. Кроме того, работники, принятые в коллектив после заключения договора и участвовавшие в его принятии, также попадают под действие этого правового документа, если выразят согласие на это в письменной форме [9, c.546].

За неисполнение обязательств, предусмотренных  коллективным договором, соглашением, стороны несут ответственность  в соответствии с законодательством, а также коллективным договором, соглашением. Если невыполнение коллективного  договора выразилось в нарушении  охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части договора, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты  административной ответственности. Если неисполнение условий коллективного  договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или  иные тяжелые последствия, должностные  лица привлекаются к уголовной ответственности [7, c. 279].

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного вреда [8, c.262].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

 

2.1 Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора

 

Основными организационно-правовыми  формами социального партнерства  являются консультации и ведение  коллективных переговоров.

Консультации проводятся по наиболее сложным социально-экономическим вопросам с участием соответствующих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.

Порядок заключения коллективного  договора чётко регламентируется соответствующими нормами Трудового кодекса. Созданию самого акта предшествуют коллективные переговоры [12, c.68].

Коллективные переговоры – это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и занятых у него работников [4, c.289].

Коллективные переговоры являются начальной стадией процедуры  разработки, заключения и изменения  коллективных договоров, соглашений.

На переговорах рассматриваются  вопросы:

1) установления, изменения социально-экономических  условий труда и быта работников;

2) заключения, изменения, исполнения  либо прекращения коллективных договоров, соглашений [9, c.314].

Согласно ст. 363 ТК сторонами коллективного  договора являются работники организации  в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников (профсоюзов), правом на ведение коллективных переговоров  обладает каждый представительный орган.

Как правило, в качестве представительного  органа работников выступает профсоюзный комитет [10, c.12].

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их организационные структуры имеют  право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений) в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Переговоры и отчеты по выполнению заключенных коллективных договоров (соглашений) с профсоюзами ведутся  гласно.[13]

Если интересы работников, работающих у нанимателя, представляют несколько  профсоюзов, стороной коллективного  договора может быть:

Информация о работе Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом