Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа
Объектом данной работы является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в процессе заключения, изменения, исполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом является социальное партнёрство, его формы и принципы (в т.ч. принципы ведения коллективных переговоров); функции, действие, юридическая природа коллективного договора, соглашения; субъекты коллективных трудовых отношений; содержание коллективных договоров и соглашений; соотношение индивидуального и коллективно-договорного регулирования; заключение, изменение, регистрация и прекращение коллективного договора.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие социального партнёрства
1.2. Понятие и правовая природа коллективного договора
1.3. Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
2.1. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора2.2. Процедура регистрации коллективного договора
2.3. Порядок изменения и прекращения действия коллективного договора..
ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
3.1. Международные правовые стандарты
3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья
3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в РФ: сравнительно-правовой аспект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Второй стороной, заключающей коллективный договор, является наниматель или уполномоченный им представитель [14, c.76].
Каждая из сторон коллективно трудовых
отношений вправе направить другой
стороне письменное требование о
начале коллективных переговоров. Темой
переговоров может быть не только
заключение нового коллективного договора
(соглашения), но и дополнение или
изменение действующего. Как правило,
инициатором переговоров
Для ведения переговоров сторонами
на равноправной основе создаётся специальная
комиссия из уполномоченных представителей.
Состав комиссии, сроки и место
проведения переговоров определяется
сторонами. Поскольку законодатель
не устанавливает численность
Наниматели, их объединения, соответствующие
государственные органы управления
обязаны предоставлять
Проект коллективного договора разрабатывается на основе предложений работников с учётом конкретных условий организации, заключающей коллективный договор[14, c.89].
Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.
Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласия. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора[4, c. 216].
Одобренный проект коллективного
договора, соглашения предписывается
уполномоченными
После подписания проект приобретает юридическую силу и становится обязательным к исполнению правовым актом [11, c. 1053].
Для регистрации
коллективного договора, соглашения
наниматель предоставляет в
Не позднее двух недель со времени поступления коллективного договора (соглашения) на регистрацию уполномоченным на это органом производится соответствующая запись в специальном журнале. На первой странице коллективного договора (соглашения) ставится штамп о регистрации [12, c.114].
Один экземпляр
зарегистрированного
В случае непредставления необходимых документов либо представления ненадлежащее оформленных документов органы, осуществляющие регистрацию коллективных договоров (соглашений), могут отказать в их регистрации. Отказ в регистрации коллективного договора (соглашения) может быть обжалован сторонами в вышестоящий орган, а в случае его отказа – в суд. В этом же порядке регистрируются и внесённые в коллективный договор (соглашение) изменения и дополнения к этим актам [14, c.236].
Коллективный договор, соглашение, зарегистрированные в установленном порядке, хранятся в течении 5 лет после истечения срока их действия.
Действующий коллективный договор – важный правовой документ заключившей его организации и обязателен к исполнению. Содержание договора должно быть известно всем работникам, в том числе и вновь принятым на работу. Срок действия коллективного договора (соглашения) определяется сторонами, однако в соответствии с законодательством не может длиться менее одного года и превышать трёхлетний период[4, c.317].
Основания для отказа в регистрации коллективного договора, соглашения:
Отказ в регистрации может быть
обжалован сторонами в
Коллективный договор, соглашение, зарегистрированные в установленном порядке, хранятся в течение 5 лет после истечения срока их действия.
Срок действия коллективного договора (соглашения) определяется сторонами, но не может быть меньше 1 года и больше 3 лет [5, c.402].
В соответствии со ст. 371 ТК изменения и дополнения в коллективный договор, соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном настоящим Кодексом для их заключения.
Действие коллективного
Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующими у него коллективными договорами, соглашениями.
Об исполнении коллективного договора, соглашения в сроки, определённые в них, но не реже одного раза в полугодие, информируются работники, от имени которых они заключены.
Способы и порядок информирования определяются сторонами [16, c.174].
Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Согласно ст. 376 ТК за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных договором, соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением [1, c 163].
ГЛАВА 3 КОЛЛКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
3.1 Международные правовые стандарты
Акты ООН не предусматривают право на коллективные переговоры и договоры. Европейская социальная хартия провозглашает право на коллективные переговоры и обязует участников Хартии поощрять консультации работников и предпринимателей, а также там, где это необходимо и возможно, коллективных переговоров с целью регулирования условий труда посредством коллективных договоров.
Большое внимание коллективным переговорам
и договорам уделяет МОТ. Филадельфийская
декларация провозглашает одной
из задач МОТ способствование
действительному признанию
Положения и нормы, относящиеся к коллективным договорам, содержатся в Рекомендации № 91. Она определяет такие договоры, как письменные соглашения относительно условий труда и найма, заключаемые, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими такими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций – представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными в соответствии с законодательством страны.[17, c. 251]
Всякий коллективный договор должен
связывать подписавшие его
Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в самом договоре не предусмотрено иное.[18]
В случае необходимости и с учётом
действующей в каждой стране системы
коллективных договоров в национальном
законодательстве должны предусматриваться
меры по распространению всех или
некоторых положений
Рекомендация № 91 считает целесообразным предусмотреть в национальном законодательстве:
Контроль за соблюдением коллективных договоров Рекомендация считает необходимым возложить на участвующие в них организации предпринимателей и трудящихся, или органы инспекции, или органы, специально создаваемые для этой цели. [18]
3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья
Поскольку в странах Запада акцент в правовом регулировании труда смещен в сторону локального регулирования (в рамках отраслей и предприятий), коллективные договоры выступают как равный или почти равный законодательный источник трудового права, а в некоторых странах их значение в правовом регулировании труда превосходит роль законодательства.
Система коллективных договоров, действующих в каждой отдельной стране, представляет собой сочетание так называемых крупномасштабных и заводских коллективных договоров. Крупномасштабные коллективные договоры — это общенациональные отраслевые договоры, а также межконфедеральные соглашения, охватывающие промышленность в целом. В отдельных странах (ФРГ, Франция) распространены региональные коллективные договоры, включающие в сферу своего действия предприятия определенной отрасли в рамках земли или департамента.
Традиционное отличие