Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в процессе заключения, изменения, исполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом является социальное партнёрство, его формы и принципы (в т.ч. принципы ведения коллективных переговоров); функции, действие, юридическая природа коллективного договора, соглашения; субъекты коллективных трудовых отношений; содержание коллективных договоров и соглашений; соотношение индивидуального и коллективно-договорного регулирования; заключение, изменение, регистрация и прекращение коллективного договора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие социального партнёрства
1.2. Понятие и правовая природа коллективного договора
1.3. Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
2.1. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора2.2. Процедура регистрации коллективного договора
2.3. Порядок изменения и прекращения действия коллективного договора..
ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
3.1. Международные правовые стандарты
3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья
3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в РФ: сравнительно-правовой аспект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURS10.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)

В настоящее время во всех странах  Запада существует в определенном сочетании централизованное и децентрализованное коллективно-договорное регулирование труда, причем соотношение между этими двумя моделями коллективно-договорного регулирования весьма подвижно и зависит от многих производственных, экономических и социальных факторов.[17, c.255]

Типичный для многих западных стран  коллективный договор — это объемный документ, имеющий весьма богатую по содержанию нормативную часть. Она включает регламентацию вопросов заработной платы (тарифные ставки, надтарифные надбавки, дополнительные выплаты), рабочего времени, времени отдыха и других условий труда. Но наряду с этим коллективные договоры содержат нормативные положения, касающиеся пенсионного обеспечения (заводские пенсии и пособия), социально-бытового обслуживания работников, нормирования и организации труда, режима работы, структуры и обеспечения занятости, распределения рабочей силы, охраны труда и техники безопасности, дисциплинарных правил, прав профсоюзов на предприятиях, производственного обучения и профессиональной подготовки кадров, условий найма и увольнения, порядка рассмотрения трудовых споров, ограничения подрядных договоров. Нередко в законах отмечается, что коллективные договоры могут содержать любые положения, касающиеся взаимоотношений предпринимателей и работников.

Для реализации права на коллективный договор важны легальные рамки коллективно-договорного процесса, т.е. юридические нормы, определяющие права на коллективные переговоры и на заключение коллективного договора, его содержание, форму, юридическую силу, процедуру коллективно-договорного регулирования труда в целом.[19, c.278]

Рассмотрим эти нормы в обобщенном виде.

  • Право на коллективные договоры в большинстве случаев либо прямо закреплено в конституциях (Франция, Япония, Греция, Италия, Испания, Португалия), либо трактуется как право, производное от права на ассоциацию 
    (ФРГ, Австрия, Дания, Люксембург). Во многих странах это право регулируется в законодательстве (США, ФРГ, Япония, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Португалия, Испания, Канада, Новая Зеландия). 
    В отдельных странах право на коллективный договор опирается на обычай, прецедент, судебную практику, а также закреплено в общенациональных соглашениях, заключаемых между центральными объединениями профсоюзов и предпринимателей (Дания, Норвегия).
  • Сфера действия коллективных договоров зависит, в частности, от того, на какие категории работников распространяется по закону право на коллективный договор. Это право имеет немало исключений. В США оно не распространяется на сельскохозяйственных рабочих, домашних работников; в 
    ФРГ, Японии — на государственных чиновников. Ограниченное право на коллективные договоры в отношении содержания, процедуры заключения, юридической силы имеют государственные служащие в США, Франции, Италии, Новой Зеландии. В Японии правом на коллективные договоры в урезанном виде пользуются работники национализированных предприятий (в коллективно-договорном порядке им запрещено регулировать вопросы, решаемые государством, например размеры ставок заработной платы).[17, c.257]
  • Имеется значительная национальная специфика в отношении процедуры заключения коллективных договоров, юридического положения профсоюза как стороны такого договора. В большинстве стран (США, Франция, Канада, Швеция, Люксембург, Япония, Португалия) законодательство обязывает предпринимателей вступать в переговоры о заключении коллективного договора и вести их добросовестно, но не устанавливает обязанности заключать такие договоры. В немногих странах, например в Великобритании (в национализированном секторе), предусмотрена обязанность не только вести коллективные переговоры, но и заключать коллективные договоры. В Великобритании (в частном секторе), Ирландии, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии отсутствует юридическая обязанность предпринимателей даже вести коллективные переговоры.
  • В ряде стран (США, Испания, Португалия) процедура коллективно-договорного регулирования подчинена контролю административных властей. В Италии и ФРГ административные власти не вмешиваются в процесс коллективных переговоров. В США, Канаде после проведения соответствующих выборов организация работников, в том числе профсоюз, собравшая большинство голосов работников, получает право исключительного представительства всех работников.[17, c.258]
  • Как правило, коллективно-договорная единица включает как рабочих, так и служащих, но в Швеции, Бельгии для служащих формируются отдельные коллективно-договорные единицы.
  • В США принято заключать один коллективный договор, включающий все вопросы коллективно-договорного регулирования труда. В европейских странах нередко заключаются коллективные договоры, посвященные отдельным вопросам, например технике безопасности, профессиональному обучению.
  • В Великобритании большинство отраслевых коллективных договоров заключаются путем переговоров в рамках постоянного органа совместного промышленного совета, состоящего из равного числа представителей администрации и профсоюзов с независимым председателем. В государственном секторе коллективные договоры заключаются в рамках деятельности двусторонних органов — так называемых "комитетов Уитли". В Бельгии отраслевые коллективные договоры заключаются двусторонними пари 
    тетными комиссиями с "независимым" председателем, формируемыми на постоянной основе королевским декретом. Постоянные органы по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров в рамках отраслей действуют в Нидерландах.[19, c.418]
  • В законодательстве (Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия) или в коллективных договорах (Италия), или в соответствии с решением административного органа (США) установлена обязанность предпринимателей предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для коллективных переговоров.
  • В США, Японии, Франции, Бельгии, Люксембурге законодательство либо судебные органы устанавливают содержание всех или отдельных видов коллективных договоров. Во многих других странах такое содержание определяется самими сторонами.[17, c.258]

 

3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в РФ: сравнительно-правовой аспект

 

Российская модель коллективно-договорного  регулирования труда отвечает в  целом требованиям международных  стандартов, но по своим формальным признакам отличается от модели, принятой в большинстве зарубежных стран. Она устанавливает два вида коллективно-договорных актов: коллективный договор и коллективное соглашение, которые различаются по сфере действия, субъектному составу и нормативному содержанию.

Если коллективный договор распространяется на всех работников данной организации, то действие соглашения ограничено только работниками и работодателями, которые  уполномочили соответствующих представителей сторон разработать и заключить  его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.[17, c. 264]

Послесоветское российское законодательство гармонизировало отечественное  коллективно-договорное регулирование  труда с мировой практикой  и воспроизводит конструкции, принятые во всём мире (за исключением стран  с тоталитарным режимом).

Сравнительно-правовой анализ российского  законодательства и международных  правовых стандартов позволяет выявить  несоответствие ст. 48 ТК РФ и Рекомендации МОТ № 91 о коллективных договорах  в части, касающейся распространения  положений коллективного договора. Согласно ст. 48 ТК РФ руководитель федерального исполнительного органа по труду  имеет право по своему усмотрению инициировать процесс распространения  любого отраслевого соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении данного соглашения. Рекомендация № 91 допускает такое распространение только при наличии определённых условий: коллективно-договорный акт должен охватывать достаточное число работников и работодателей; требование о распространении действий акта должно исходить, как правило, от организаций работников и работодателей, которым должна быть поставлена возможность высказать свои замечания.[18]

С точки зрения сравнительного права  обращает на себя внимание то, что акты ЕС содержат более льготную для профсоюзов и работников норму относительно действия коллективного договора при  смене формы собственности организации, чем та, которая содержится в нашем  законодательстве. Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор сохраняет  силу в течение трёх месяцев со дня перехода прав собственности.

Наконец, стоит отметить, что среди  определений различных понятий  в ТК РФ отсутствует дефиниция  коллективных переговоров, что является, на ваш взгляд, пробелом. В случае разработки легального определения  коллективных переговоров в будущем  можно было бы использовать дефиницию  коллективных переговоров, имеющихся  в Конвенции МОТ № 154 (ст.2), в американском законе об отношениях труда и менеджмента 1947 г. (ст.8 (Г))[17, c.265].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа направлена на исследование правового регулирования коллективных договоров и соглашений в Беларуси и за рубежом.

Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике  могут быть успешными только в  условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.

Для обеспечения согласования позиций  и учета во многом несовпадающих  интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно  возникающие конфликты интересов  сторон мирными средствами.

Социальное партнерство – это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия.

Социальное партнёрство находит  выражение в его формах. Одной  из важных общих форм социального  партнёрства являются взаимные консультации субъектов социального партнёрства  по вопросам социально-трудовой сферы.

Правовую основу системы социального  партнерства в настоящее время  помимо Конституции Республики Беларусь составляют: Кодекс законов о труде, законы "О профессиональных союзах", "О коллективных договорах и  соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "О Кабинете Министров Республики Беларусь", "Об общественных объединениях", Конвенция 144 "О трехсторонних  консультациях для содействия применения международных трудовых норм", Конвенция 154 "О содействии коллективным переговорам" и другие.

В Республике Беларусь постепенно формируются  органы системы социального партнерства. Создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и  районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях - комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием  коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных  прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

Сторонами соглашений могут быть:

- на республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Совет Министров РБ;

- на отраслевом уровне – соответствующие  профсоюзы (их объединения) и  объединения нанимателей, а также  соответствующие органы государственного  управления;

- на местном уровне – соответствующие  профсоюзы (их объединения) и  наниматели (их объединения), а также  местные органы исполнительной  власти.

Порядок заключения коллективного  договора четко регламентирован  ТК. Созданию самого акта предшествуют коллективные переговоры.

Подписанный коллективный договор  регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя

Разрабатываемые и заключаемые  социальными партнёрами коллективные договоры – важнейший инструмент регулирования отношений в социально-трудовой сфере и согласования социально-экономических  интересов работников и нанимателей, разрешения путём переговоров наиболее острых вопросов социальной защиты работников.

Коллективно-договорной метод, обладающий большим динамизмом, способен учесть особенности отрасли в целом  и каждой конкретной организации  в частности, учесть интересы различных  категорий работников, рыночную конъюнктуру  в значительно большей степени, чем законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 20 мая 2010г. – Минск: Нац центр правовой информации Респ. Беларусь, 2010. – 240 с.

2. О развитии социального партнерства в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 15 июля 1995 г. N 278. (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 05.05.1999 N 252, от 17.05.2007 N 239)

3. Концепция развития системы социального партнерства в Республике Беларусь: одобр. Национальным советом по трудовым и социальным вопросам 12 марта 1997 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

4. Трудовое право: учеб.пособие / Т.Н. Важенкова.- Минск: Амалфея, 2008. – 432с.

5. Трудовое право Республики Беларусь. 3-е изд., перераб.  и доп. / В.А,        Круглов. – Минск: Дикта, 2007. – 488с.

6. Труд. Профсоюзы. Общество – Labour. Trade Union Socity: Науч.практ. журн./ Федерация профсоюзов Беларуси, Международный институт трудовых и социальных отношений. – 2003, апр. – Мн., 2003 

7. Очерки трудового права. История, философия, проблемы систем и источников / К.Л.Томашевский; науч. ред. О.С.Курылева.- Минск : Изд.центр БГУ, 2009. – 335с.

8.Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь: для профессионалов в 40 выпусках. Вып.34, гл.33. Общие положения о социальном партнерстве (статьи 352-355) / В.И.Кривой, А.А. Войтик; под ред. В.И.Кривого. – Гомель: Е.А.Ковалева, 2008. – 228 с. (в соавторстве). 

9.Трудовое право: учебник / В.И.Семенков, Г.А.Василевич, Г.Б.Шишко и др; под общ.ред. В.И.Семенкова.-4-е изд., перераб. и доп.-Минск: Амалфея, 2011.-768с.

10. Коллективный договор (правовые вопросы): справ. пособие / Елена Волк; под ред. К.Л. Томашевского. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 20с.  – (Серия «Это должен знать каждый»).

11. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под общ. ред. Г.А.Василевича. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2008. – 1232с.

12.Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь: для

профессионалов в 40 выпусках. Вып. 35-36. Коллективные переговоры. Соглашения, коллективные договоры. Разрешение коллективных трудовых споров. / В.И. Кривой. – Гомель: Е.А. Ковалева, 2008. - 228 с.

13. О профессиональных союзах. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. N 1605-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 14.01.2000 N 371-З, от 14.07.2000 N 416-З, от 10.05.2007 N 226-З)

14. Коллективные переговоры, договоры и споры / В.И. Кривой – Гомель: Е.А. Ковалёва, 2008. – 456с

15. Кисель, Э. Ч. Коллективные переговоры, профсоюзы и объединения нанимателей в Беларусь. Минск, 2006.

16.Трудовой кодекс Республики Беларусь: (разъяснения и комент., практика применения в 2010 г.) / авт. Коммент. А.Н. Одинец; под ред. А.Н.Одинца. – Минск: Промкомплекс, 2010. – 316с

17. Сравнительное трудовое право : учебник / И.Я.Киселев; Государственный университет - Высшая школа экономики, Факультет права. - Москва : Проспект, 2005. - 357 с. 

18. О коллективных договорах: рекомендация Международной Организации Труда от 29 июня 1951 г. № 91. (принята в г. Женеве на 34-ой сессии генеральной конференции МОТ) // Сборник "Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 -1956", том 2.

19. Конституции зарубежных государств / Сост., авт. введ., вступ. ст. к конституциям В.В.Маклаков: Соед. Штаты Америки. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Испания. Греция. Япония. Канада: [Учеб. пособие. - М. : БЕК, 1997. - 561 с. - (Законы в изданиях БЕКа).




Информация о работе Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом