Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:08, контрольная работа
Понятие и значение института несостоятельности.Внешнее управление имуществом должника. Санация. Принудительная ликвидация. Добровольная ликвидация. Мировое соглашение.
Введение. Стр.3.
I. Теоретическая часть.
1.Понятие и значение института несостоятельности. Стр.4.
2. Внешнее управление имуществом должника. Санация. Стр.9.
3. Принудительная ликвидация. Стр.13.
4. Добровольная ликвидация. Мировое соглашение. Стр.14.
II. Практическая часть.
5.Задача. Стр.16.
III. Список используемой литературы. Стр.19.
Оглавление.
Введение. Стр.3.
I. Теоретическая часть.
1.Понятие и значение
2. Внешнее управление имуществом должника. Санация. Стр.9.
3. Принудительная ликвидация.
4. Добровольная ликвидация. Мировое соглашение. Стр.14.
II. Практическая часть.
5.Задача. Стр.16.
III. Список используемой литературы. Стр.19.
Введение.
Изчально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника.
С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен статья 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.
I. Теоретическая часть.
1. Понятие и значения института несостоятельности.
Банкротство в статье 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяется как признанная Арбитражным Судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Закон 1992 года в статье 1 содержал развернутое определение банкротства. Оно содержало в себе два признака несостоятельности:
- первый (внешний) - приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения;
- второй - неспособность обеспечить выполнение требований кредитора должна сочетаться с превышением обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Судебная практика также подтверждала, что для признания должника банкротом одного только внешнего признака мало. В частности, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в части 1 Обзора "Из практики работы арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 01.02.1994 установил, что невыполнение предприятием обязанностей по удовлетворению требования кредитора в срок более 3 месяцев еще не дает оснований для признания должника несостоятельным (банкротом).
Предприятие-должник при наличии внешнего признака банкротства может не быть признано банкротом, если проверка покажет, например, что предприятие обладает определенными финансовыми резервами, имеет значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию.
Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)" в определении банкротства (статья 2) оставляет лишь внешний признак банкротства.
Однако следует отметить, что в статье 3 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве)" указаны некоторые различия в признаках банкротства юридических лиц и граждан.
В отношении юридических лиц сохраняется лишь внешний признак банкротства. Согласно части 2 статьи 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.
В отношении граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняется все-таки второе условие банкротства – сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
Имеется в виду, вероятно,
стоимость имущества
Следует также отметить, что в статье 155 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание. В любом случае - имел ли законодатель в виду стоимость всего имущества или имущество, на которое может быть обращено взыскание, – нечеткое отражение данного вопроса в законе повлечет за собой трудности при рассмотрении в судах дел о банкротстве. В Законе 1992 года "О несостоятельности (банкротстве)" разграничение юридических лиц и граждан по признакам банкротства отсутствовало. Кроме того, Закон 1992 года "О несостоятельности (банкротстве)" распространялся только на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)" расширяет круг действия законодательства о банкротстве – он распространяется на физических лиц, не являющихся предпринимателями, и на все юридические лица.
Что же касается сохранения в новом Законе "О несостоятельности (банкротстве)" лишь внешнего признака банкротства применительно к юридическим лицам, то неизвестно, изменится ли позиция арбитражных судов по этому вопросу. Возможны два варианта – либо обязательность второго признака банкротства останется, что называется, "за кадром", но он будет учитываться при рассмотрении дел в судах и получит закрепление в материалах судебной практики; либо уйдет из судебной практики, что повлечет за собой увеличение дел о несостоятельности (банкротстве) и упрощение процедуры их рассмотрения [п.18, с.2].
Новым Законом "О несостоятельности (банкротстве)" введена статья о составе и размере денежных обязательств и обязательных платежей (статья 4). В Законе 1992 года "О несостоятельности (банкротстве)" подобная регламентация отсутствовала. Прежде четко законодательно не определялось, входят ли в сумму задолженности штрафные санкции. Этот вопрос решался Арбитражными Судами отрицательно лишь на основе толкования статьи 1 Закона 1992 года "О несостоятельности (банкротстве)", которая определяла несостоятельность (банкротство) как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. По смыслу этой нормы, как отмечается в пункте 3 "Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) " (Приложение к Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 №С1-7/ОП-237 "Рекомендации о порядке разрешения спорных вопросов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве)", финансовые санкции не могут включаться в сумму требований к должнику при подаче в арбитражный суд заявления о признании организации банкротом [п.18, с.2].
Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве) " в части 2 статьи 4 устанавливает, что для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Кроме того, согласно части 3 статьи 4 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве)" размер обязательных платежей также принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых санкций. Следует также отметить, что в соответствии с части 2 статьи 4 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве) " в размер задолженности не входят обязательства должника перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате вознаграждения и обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из такого участия. Таким образом, с введением указанных норм в законодательстве о банкротстве устранен источник возникновения множества спорных вопросов при рассмотрении в судах дел данной категории. Минимальный размер денежных обязательств должника для возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) должен составлять по Закону 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) " (часть 3 статья 3) 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Эта сумма была одинакова для юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве) " оставляет прежним размер денежных обязательств и обязательных платежей для юридических лиц и уменьшает его для граждан. Так, в статье 5 и 29 предусмотрено, что дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 500 МРОТ, а к должнику - гражданину - не менее 100 МРОТ, если иное не предусмотрено законом.
На возможность выступления кредиторов вместе, то есть объединения требований, в Законе 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) " указывала только оговорка пункте 3 статьи о том, что размер требований к должнику "в совокупности" должен составлять определенную сумму. Процедура выступления нескольких кредиторов с одним заявлением не была прописана. В связи с недостаточно ясной формулировкой возможности объединения требований всех или нескольких кредиторов вновь потребовалось разъяснение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 "Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) " от 25.04.1995 отмечено, что по делу о несостоятельности (банкротстве) на стороне заявителя могут выступить несколько кредиторов, если требования каждого из них в отдельности меньше необходимой суммы (500 МРОТ). Арбитражный суд вправе принять к рассмотрению требования нескольких кредиторов и возбудить производство по делу о банкротстве. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю. Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве) " исправляет указанный недостаток Закона 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) " в статье 36 четко определяет, что заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам, и кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора.
Подобное заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. В связи с более четким определением возможности объединения требований кредиторов следует ожидать, что в судебной практике не придется больше уделять этому вопросу особое внимание [п.18, с.2].
Сумма кредиторской задолженности, при наличии которой может быть возбуждено дело о банкротстве, осталась прежней. Необходимо отметить, что установленная сумма, составляющая на сегодня около 42 тысяч деноминированных рублей, слишком мала для средних и крупных предприятий. На наш взгляд, указанная сумма должна быть установлена в зависимости от масштаба предприятий должников в пределах 1000-3000 минимальных размеров оплаты труда.
Также важно отметить, что по смыслу статья 3 "Закона неплатежеспособность предприятия" является единственным и достаточным признаком банкротства, то есть неплатежеспособность является основанием для признания предприятия банкротом.
В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности.
Однако принятие мер по взысканию дебиторской задолженности “вдруг” появляется среди прав и обязанностей внешнего управляющего (пункт 2 статья 74 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве) "). А в плане внешнего управления, называемом внешним управляющим, в качестве мер по восстановлению платежеспособности рекомендованы ликвидация дебиторской задолженности и уступка прав требований должника (статья 85 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве) "). Это также предусмотрено при проведении конкурсного производства. Например, конкурсный управляющий вправе выставить на торги права требования должника (пункт 1 статья 113 нового Закона "О несостоятельности (банкротстве) ") [п.20, с.4].
2. Внешнее управление имуществом должника. Санация.
Внешнее управление - одна из реорганизационных процедур, которая состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена, и для этого необходимо реализовать часть имущества и осуществить некоторые другие меры организационного и экономического характера.