Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:08, контрольная работа
Понятие и значение института несостоятельности.Внешнее управление имуществом должника. Санация. Принудительная ликвидация. Добровольная ликвидация. Мировое соглашение.
Введение. Стр.3.
I. Теоретическая часть.
1.Понятие и значение института несостоятельности. Стр.4.
2. Внешнее управление имуществом должника. Санация. Стр.9.
3. Принудительная ликвидация. Стр.13.
4. Добровольная ликвидация. Мировое соглашение. Стр.14.
II. Практическая часть.
5.Задача. Стр.16.
III. Список используемой литературы. Стр.19.
Внешнее управление вводится арбитражным судом по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. В заявлении должна быть обоснована целесообразность применения этой процедуры, а также должна быть указана кандидатура на должность арбитражного управляющего, которая должна удовлетворять требованиям, указанным в законе.
Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собрание кредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения их арбитражным судом принимаются к исполнению управляющим.
Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется на долги предприятия, возникшие до введения внешнего управления. Управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления.
При этом различаются две ситуации:
1. Цель внешнего управления достигнута, то есть платежеспособность предприятия восстановлена. В этом случае арбитражный суд выносит определение о завершении внешнего управлении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
2. Достижение цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом и возбуждении конкурсного процесса. Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего
законодательства, но стоит отметить ее более детальное и тщательное регулирование. Сравнивая прежний закон и новый, нужно отметить, что пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего управления. Как известно, основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в соответствии с которой на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику (пункт 3 статьи 12) и не связывал введение моратория с прекращением начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам и финансовых (экономических) санкции по обязательным платежам. В результате шансы должника на восстановление платежеспособности сводились к нулю, ибо весь период внешнего управления, стало быть, и действия моратория над ним дамокловым мечом висел нарастающий, как снежный ком, груз неустоек и финансовых санкций. В этих условиях мораторий на старые долги практически терял смысл [п.14, с.41].
По новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет означать не только приостановление исполнения судебных решении и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления. В этот период не будут также начисляться неустойки (штрафы, пени) по этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В целях компенсации потерь кредиторов и государства (по обязательным платежам) на все "замороженные" суммы должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [п.14, с.41].
Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Им может оказаться и временный управляющий, который был назначен арбитражным судом на период наблюдения. Руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные сделки - сделки с недвижимостью и сделки с иным имуществом, стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, - внешний управляющий сможет заключить только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не будет предусмотрено планом внешнего управления [п.14, с.42].
Внешнему управляющему предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника. Правда, кредиторы по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде реального ущерба, но на данные требования распространяется действие моратория. Мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, будут осуществляться внешним управляющим, как и прежде, на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" детально регламентирует осуществление таких мер по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия, продажа имущества, уступка прав требований должника, погашение обязательства должника третьими лицами [п.14, с.42].
Санация (оздоровление) - финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц. Эта реорганизационная процедура применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с той же целью, что и внешнее управление. Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие в санации, то объявляется конкурс, в котором могут принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе иностранные. Те, кто получил право на осуществление санации, принимают на себя сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленной законодательством. Закон о несостоятельности содержит семь очередей, а статья 64 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает пять очередей, которые установлены в виде общего правила для ликвидации юридических лиц.
Между участниками санации заключается соглашение. В нем конкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворением требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения, предполагаемая продолжительность санации, ответственность того из участников, кто откажется от участия в санации.
Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18 месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40% общей суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается. До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив может потребовать прекращения санации по причине неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя.
Санация прекращается с окончанием срока ее проведения, в случае, если по истечении 12 месяцев не удовлетворено 40% требований или установлена неэффективность проведения. Во всех случаях арбитражный суд может прекратить санацию и вынести решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного процесса. Если суд посчитает цель санации достигнутой, он прекращает производство по делу.
3. Принудительная ликвидация.
Если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом [пункт 1 статья 174 Федерального Закона].
При обнаружении обстоятельств предусмотренных пунктом 1 ликвидируемая комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом [пункт 2 статья 174 Федерального Закона].
При обнаружении обстоятельств предусмотренных в пункте1, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника [пункт 3 статья174 Федерального Закона].
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.
Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия от лицензии арбитражного управляющего [пункт 1 статья 175 Федерального Закона].
Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом [пункт 2 статья 174 Федерального Закона].
В случае, когда дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом [пункт 1 статья 174 Федерального Закона].
4. Добровольная ликвидация. Мировое соглашение.
При наличии признаков банкротства должника руководитель должника может объявить о банкротстве должника и его ликвидации [пункт 1 статья 181 Федерального Закона].
Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества должника – унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации [пункт 2 статья 181 Федерального Закона].
Руководитель должника может добровольно объявить о банкротстве должника и его ликвидации только при условии получения письменного согласия всех кредиторов должника [пункт 3 статья 181 Федерального Закона].
При соблюдении условий, установленных статье 181 Федерального Закона, руководитель должника публикует в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации.
В добровольном объявлении о банкротстве должника и его ликвидации указывается срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления [пункт 1 статья 182 Федерального Закона].
Руководитель должника обязан рассмотреть требования кредиторов, включить их в реестр требований кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами в порядке, предусмотренном главой 4 Федерального Закона, за исключением тех положений указанной главы, которые регулируют деятельность арбитражного суда в ходе конкурсного производства [пункт 2 статья 182 Федерального Закона].
При ликвидации должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) [пункт 3 статья 182 Федерального Закона].
Мировое соглашение.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и тому подобное, вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве. Однако действовавший ранее закон выдвигал практически непреодолимое препятствие для мирового соглашения: в течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом кредиторы должны были получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35 процентов суммы долга.
Новый Закон снимает это и другие препятствия на пути достижения мировою соглашения, которое становится предметом свободного волеизъявления сторон. Единственное условие утверждения арбитражным судом мирового соглашения погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди: по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается на стадии конкурсного производства, принятое арбитражным судом решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению [пункт 14 статья 43 Федерального Закона].
II.Практическая часть.
5.Задача.
АО "М.М", заключившее договор с государственным унитарным предприятием "Взлет", предъявило в арбитражном суде иск о расторжении и взыскании с ГУП "Взлет" убытков, вызванных расторжением договора, на том основании, что ответчик является финансово несостоятельным. В обосновании своих требований АО представило следующие данные: уставной капитал ГУП "Взлет" определен уставом предприятия в размере 500 миллионов рублей, а по данным инвентаризации на конец последнего года на балансе ГУП числится имущество общей стоимостью всего 120 миллионов рублей. Таким образом, в соответствии с пункт 5 статья 114 ГК ГУП "Взлет" было обязано уменьшить размер своего уставного фонда, в результате чего у кредитора возникает право требовать досрочного прекращения существующих договоров и взыскания убытков.