Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа
Цель настоящей работы - подробное исследование положений действующего законодательства, касающихся надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Предметом исследования является правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых актов.
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность
системы государственных
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разграничение между указанными видами деятельности (контрольной и надзорной) проводится по органам, их осуществляющим, методам выявления ими нарушений законодательства о труде и способам реагирования на них.
Цель
настоящей работы - подробное исследование
положений действующего законодательства,
касающихся надзора и контроля за
соблюдением трудового
Предметом исследования является правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых актов.
В
данной работе использовались
следующие источники Голенко
Е.Н., Гуев А.Н., Ковалев В.И., Маврин
С.П.,Тихомиров М.Ю. Хохлов Е.
Глава I
Общая
характеристика органов
контроля и надзора
за соблюдением трудового
законодательства.
Одним из способов обеспечения права человека на труд в условиях безопасности является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Необходимость данного способа определяется, во-первых, общественной значимостью данного института трудового права, охраняющего права работников на жизнь и здоровье, во-вторых, фактическим стремлением работодателей минимизировать расходы на проведение мероприятий по охране труда работников. Граждане зачастую в силу своего экономического положения вынуждены соглашаться на работу в неблагоприятных условиях и не имеют фактической возможности выразить свое несогласие с условиями труда.
Проведение в жизнь
2) определение производственных
процессов, веществ и агентов,
контакт с которыми необходимо
запретить, ограничить или
3) установление и применение
непосредственно заинтересованными органами
или лицами о несчастных случаях на производстве
и о профессиональных заболеваниях, а
также представление ежегодных статистических
данных о несчастных случаях на производстве
и о профессиональных заболеваниях;
4) проведение расследований,
Деятельность
системы государственных
В зависимости от органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в данной области, различают: государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, а также общественный контроль в сфере труда (ст. 370 ТК РФ).
В ст. 353
ТК РФ приведена система органов
государственного надзора и контроля
за исполнением трудового
Федеральные надзоры осуществляют свою деятельность в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Систему этих надзорных органов образуют: Федеральная служба по технологическому надзору, подведомственная Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и ее территориальные органы (ст.ст. 366 и 367 ТК РФ); Федеральная служба по атомному надзору (подведомственная этому же министерству) и ее органы (ст. 369 ТК РФ); органы и учреждения Госсанэпиднадзора (ст. 368 ТК РФ). В отличие от государственных инспекций труда эти органы надзирают только за соблюдением правил по безопасному ведению работ (относятся к нормам охраны труда) в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (либо на строго определенных поднадзорных объектах). При этом они должны взаимодействовать с федеральной инспекцией труда.
При проведении надзорных функций сотрудники федеральных надзорных органов независимы и подчиняются только закону.3
Указом
Президента Российской Федерации "О
системе и структуре
Правовое регулирование в установленной сфере деятельности отнесено к компетенции федеральных министерств.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ предусмотрены общие правила деятельности надзорно-контрольных органов при проведении контрольных мероприятий, в том числе и в сфере труда. Однако некоторые его положения противоречат ТК РФ (его нормы имеют приоритетное значение) и Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 19 июня 1947 г. N 81.
В данном Федеральным Законе от 8 августа 2001 г. № 134 определены принципы защиты прав юридических лиц, которыми обязаны руководствоваться указанные органы в процессе своей деятельности: презумпция добросовестности юридических лиц; осуществление контрольных мероприятий уполномоченными должностными лицами, действия (бездействия) которых могут быть обжалованы; устранение в полном объеме этими органами допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица обоснованной; недопустимость непосредственного получения органами контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц в результате проведения мероприятий по контролю и др.
Контрольные мероприятия проводятся:4
- на
основании распоряжения (приказа)
надзорно-контрольных органов,
- в течение одного месяца, если в исключительных случаях срок не будет продлен в пределах следующего месяца;
- с учетом
особенностей в отдельных
- для
проверки выполнения
- с истребованием копий документов, информации, образцов (проб) продукции, если они являются объектами мероприятий по контролю и относятся к предмету проверки;
- с истребованием образцов (проб) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы с оформлением акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, не превышающем нормы, установленные нормативными документами;
- с соблюдением
правил нераспространения
- с составлением акта (протокола) установленной формы в двух экземплярах с приложением собранных документов, один из которых вручается руководителю юридического лица под расписку (направляется по почте с уведомлением о вручении). В случае выявления административного правонарушения составляется протокол в порядке, установленном КоАП РФ, и даются предписания об устранении выявленных нарушений;
- с производством
записи должностного лица о
проведенном мероприятии в
Представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю вправе:5 получать информацию, предоставление которой предусмотрено вышеназванным Законом и иными правовыми актами; знакомиться с их результатами и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае признания их неправомерными причиненный юридическому лицу вред подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вышеприведенные правила не распространяются на контроль: безопасности при использовании атомной энергии; объектов, признаваемых опасными, особо важными и режимными в соответствии с законодательством, а также на надзор, осуществляемый Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.6
Судебные органы вынося решения о признании забастовки незаконной или в порядке разрешения трудового спора по жалобам работников, также контролируют соблюдение работодателями и работниками трудового законодательства.
Государственную
экспертизу условий труда проводят
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации (Всероссийская
государственная экспертиза) и органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, ведающие вопросами охраны
труда. Как следует из Указа Президента
Российской Федерации “О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти”
от 9 марта 2004 г. № 314, в связи с упразднением
Министерства труда и социального развития
Российской Федерации полномочия Всероссийской
экспертизы условий труда осуществляет
Федеральная служба по труду и занятости
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. Данная
экспертиза проводится на рабочих местах,
при проектировании строительства и реконструкции
производственных объектов, а также по
запросу федеральных инспекций труда
и надзоров за соблюдением требований
охраны труда, судебных органов, органов
управления охраной труда, работодателей,
профсоюзов и иных представительных органов
работников.