Курсовая на тему Система органов контроля и надзора за трудовым законодательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - подробное исследование положений действующего законодательства, касающихся надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Предметом исследования является правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых актов.

Файлы: 1 файл

органы контроля 2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Глава II

Отдельные  органы контроля и  надзора за соблюдением  трудового законодательства.

2.1 Органы федеральной  инспекции труда

       Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда в советский период осуществляли общие отделы прокуратуры и государственные специализированные инспекции труда, а также профсоюзы через свои инспекции труда. В 1992 г., с переходом к рыночным отношениям, функции государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда остались за государством. За профсоюзами сохранились функции общественного контроля через профкомы и профсоюзные инспекции. Это изменение было отражено в Законе РФ от 25 сентября 1992 г. об изменении КЗоТ РСФСР 1971 г.7

В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ N 81 (1947 г.) об инспекции труда и  тем самым обязалась иметь  систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая  нормы об охране труда. Это должны быть государственные органы, персонал которых состоит из государственных служащих (ст. 6 данной Конвенции). В том же 1998 г. такая инспекция была создана. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, требований по охране труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой централизованной системой государственных органов.

       Федеральная инспекция труда  - единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих  надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.8    

   Руководители нижестоящих органов  государственных инспекций труда  являются также главными государственными  инспекторами труда. Они назначаются и освобождаются от этих должностей главным государственным инспектором труда РФ, т.е. заместителем министра труда и социального развития РФ.

   Деятельность органов Гострудинспекции  и всех должностных лиц осуществляется  на основе следующих гуманных принципов: уважение прав и свобод человека и гражданина, а также принципов законности, объективности, независимости и гласности, их соблюдение и защита.

       Основными задачами федеральной  инспекции труда, согласно действующему  законодательству, являются:9

       а) обеспечение соблюдения и  защиты трудовых прав и свобод  граждан, включая их право на  безопасные условия труда; 

       б) обеспечение соблюдения работодателями  трудового законодательства;

       в) обеспечение сторон трудовых отношений информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;

       г) доведение до сведения соответствующих  органов государственной власти  фактов нарушений, действий (бездействия)  или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. В последнем пункте речь идет о негативных последствиях имеющихся пробелов в трудовом законодательстве.

       Представляется верным высказанное  в юридической литературе10 мнение, что все эти четыре основные задачи тесно взаимосвязаны и при их решении Гострудинспекции следовало бы более активно использовать СМИ для более быстрого информирования работодателей и работников о положительной и особенно отрицательной практике в сфере трудового законодательства.

       Закрепленные трудовым законодательством  РФ основные полномочия органов  федеральной инспекции труда  основываются на Конвенции МОТ  № 81 “Об инспекции труда” (1947 г.), ратифицированной Россией 11 апреля 1998г.11

Согласно ст. 356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

- осуществляют  государственный надзор и контроль  за соблюдением работодателями  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-анализируют  обстоятельства и причины выявленных  нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

-осуществляют  в соответствии с законодательством  Российской Федерации рассмотрение  дел об административных правонарушениях;

-направляют  в установленном порядке соответствующую  информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

-осуществляют  надзор и контроль за соблюдением  установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщают  практику применения, анализируют  причины нарушений трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, готовит соответствующие  предложения по их совершенствованию;

-анализируют  состояние и причины производственного  травматизма и разрабатывают  предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  или проводят его самостоятельно;

-принимают  необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

-запрашивают  у федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, органов исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

-ведут  прием и рассматривают заявления,  письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

-осуществляют  информирование и консультирование  работодателей и работников по  вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-информируют  общественность о выявленных  нарушениях трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового    права,    ведут   разъяснительную   работу   о   трудовых   правах

 работников;

       -готовят и публикуют ежегодные  доклады о соблюдении трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, в установленном  порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

- иные  полномочия в соответствии с  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации.

Таким образом, анализ ст. 356 ТК РФ показывает, что:

1) в  ней перечислены лишь основные полномочия органов федеральной инспекции труда. Наряду с ними упомянутые органы имеют и другие полномочия (например, закрепленные в ст. 228, 229, 360, 372 ТК);

2) реализуя  полномочия, перечисленные в ст. 356 ТК, должностные лица федеральной инспекции труда:

а) наделены соответствующими правами;

б) должны выполнять определенные обязанности  и перед работодателями и работниками.

Все работодатели и работники должны учитывать  объем и виды полномочий, предоставленных  федеральной инспекции труда и ее должностным лицам. При этом лица, препятствующие деятельности этой инспекции и ее должностных лиц, привлекаются к ответственности.12

    1. Федеральные надзоры

2.2.1. Государственный   надзор  за  безопасным  ведением  работ  в промышленности

     До 11 марта 2004 г. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) являлся специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр. Положение о нем было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 841.

       Объекты и организации, подконтрольные данному виду надзора, перечислены в приложении к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. Они подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371.

По вступившему  в действие 11 марта 2004 г. Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Госгортехнадзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Причем функции по принятию нормативных правовых актов в установленной ему сфере деятельности преданы данному министерству.13

       Указом Президента от 20 мая 2004 г. № 649 указанная служба совместно с Федеральной службой по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.   

       На указанную Федеральную службу дополнительно возложен контроль и

надзор, который ранее осуществляли упраздненное Министерство энергетики Российской Федерации  и преобразованный Государственный  комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

2.2.2 Государственный  энергетический надзор

        Согласно ст. 367 Трудового кодекса РФ государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора. При проведении указанных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.  14   

       В связи с реорганизацией федеральных  органов исполнительной власти  функции госэнергонадзора поручены  Указом Президента Российской  Федерации от 9 марта 2004 г. №  314 Федеральной службе по технологическому  надзору Министерства промышленности  и энергетики Российской Федерации. Ему переподчинены региональные управления (территориальные органы) госэнергонадзора; управления госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения). Положение об этом федеральном энергетическом надзоре пока не утверждено. Деятельность органов госэнергонадзора подчинена общим правилам контроля (надзора) в отношении юридических лиц.

       Указом Президента от 20 мая 2004 г. № 649 указанная служба совместно  с Федеральной службой по атомному  надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. 

Информация о работе Курсовая на тему Система органов контроля и надзора за трудовым законодательством