Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа
Цель настоящей работы - подробное исследование положений действующего законодательства, касающихся надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Предметом исследования является правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых актов.
Глава II
Отдельные органы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.
2.1 Органы федеральной инспекции труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда в советский период осуществляли общие отделы прокуратуры и государственные специализированные инспекции труда, а также профсоюзы через свои инспекции труда. В 1992 г., с переходом к рыночным отношениям, функции государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда остались за государством. За профсоюзами сохранились функции общественного контроля через профкомы и профсоюзные инспекции. Это изменение было отражено в Законе РФ от 25 сентября 1992 г. об изменении КЗоТ РСФСР 1971 г.7
В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ N 81 (1947 г.) об инспекции труда и тем самым обязалась иметь систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая нормы об охране труда. Это должны быть государственные органы, персонал которых состоит из государственных служащих (ст. 6 данной Конвенции). В том же 1998 г. такая инспекция была создана. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, требований по охране труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой централизованной системой государственных органов.
Федеральная инспекция труда
- единая централизованная
Руководители нижестоящих
Деятельность органов
Основными задачами
а) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая их право на безопасные условия труда;
б) обеспечение соблюдения
в) обеспечение сторон трудовых отношений информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
г) доведение до сведения
Представляется верным
Закрепленные трудовым
Согласно ст. 356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
- осуществляют
государственный надзор и
-анализируют
обстоятельства и причины
-осуществляют
в соответствии с
-направляют
в установленном порядке
-осуществляют
надзор и контроль за
- обобщают
практику применения, анализируют
причины нарушений трудового
законодательства и иных
-анализируют
состояние и причины
-принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
-запрашивают
у федеральных органов
-ведут
прием и рассматривают
-осуществляют
информирование и
-информируют
общественность о выявленных
нарушениях трудового
работников;
-готовят и публикуют
- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, анализ ст. 356 ТК РФ показывает, что:
1) в ней перечислены лишь основные полномочия органов федеральной инспекции труда. Наряду с ними упомянутые органы имеют и другие полномочия (например, закрепленные в ст. 228, 229, 360, 372 ТК);
2) реализуя полномочия, перечисленные в ст. 356 ТК, должностные лица федеральной инспекции труда:
а) наделены соответствующими правами;
б) должны выполнять определенные обязанности и перед работодателями и работниками.
Все работодатели и работники должны учитывать объем и виды полномочий, предоставленных федеральной инспекции труда и ее должностным лицам. При этом лица, препятствующие деятельности этой инспекции и ее должностных лиц, привлекаются к ответственности.12
2.2.1. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
До 11 марта 2004 г. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) являлся специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр. Положение о нем было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 841.
Объекты и организации, подконтрольные данному виду надзора, перечислены в приложении к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. Они подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371.
По вступившему в действие 11 марта 2004 г. Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Госгортехнадзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Причем функции по принятию нормативных правовых актов в установленной ему сфере деятельности преданы данному министерству.13
Указом Президента от 20 мая 2004 г. № 649 указанная служба совместно с Федеральной службой по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.
На указанную Федеральную службу дополнительно возложен контроль и
надзор,
который ранее осуществляли упраздненное
Министерство энергетики Российской Федерации
и преобразованный
2.2.2 Государственный энергетический надзор
Согласно ст. 367 Трудового кодекса РФ государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора. При проведении указанных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону. 14
В связи с реорганизацией
Указом Президента от 20 мая 2004
г. № 649 указанная служба совместно
с Федеральной службой по