Курсовая на тему Система органов контроля и надзора за трудовым законодательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - подробное исследование положений действующего законодательства, касающихся надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Предметом исследования является правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых актов.

Файлы: 1 файл

органы контроля 2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)
      1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, при осуществлении  надзора за соблюдением работодателями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

 Согласно  ст. 46 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. 15                                                                                 

        Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);

структурные подразделения, учреждения федеральных  органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной  службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.            

Организацию деятельности системы государственной  санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти. 16                                                                                                                                            Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.                                    Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.                                Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. 

2.2.4. Государственный    надзор   за   ядерной   и    радиационной  безопасностью

        Государственный   надзор   за   ядерной   и   радиационной   безопасностью       осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649). Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 265, этот надзор осуществляется при использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии для гарантированной защиты работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов. Названная Федеральная служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы. 17

      Данный    вид    надзора    при    разработке,    изготовлении,    испытании,

эксплуатации,    хранении   и   утилизации   ядерного    оружия    и    ядерных

энергоустановок военного назначения до изменения полномочий федеральных министерств Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 осуществлялся Министерством обороны Российской Федерации. При этом деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти координировалась Правительственной комиссией по комплексному решению проблем ядерного оружия. В настоящее время функции федеральных служб, подчиненных Министерству обороны Российской Федерации, в области этого надзора не определены.18

       Лица, осуществляющие указанный  надзор, обязаны доводить до сведения  работников и работодателей информацию  о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

       Нормативные правовые акты и  предписания в сфере данного  надзора могут быть обжалованы  в суд. Подача жалобы не приостанавливает  действия принятого нормативного  правового акта или предписания. 
 

2.3. Внутриведомственный  государственный  контроль. Надзор  органов прокуратуры.

       Наряду с государственным надзором  и контролем, осуществляемыми  указанными выше органами во  всех организациях Российской  Федерации либо в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, проводится внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Такой контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в подведомственных им организациях. Функции названных органов по внутриведомственному контролю конкретизируются в Положениях о министерствах, в уставах и других актах субъектов РФ, в законодательных актах о полномочиях органов местного самоуправления.

       Что касается органов местного  самоуправления, то согласно ст. 12 Конституции РФ они не входят  в систему органов государственной власти и в силу этого не могут обладать государственными полномочиями в какой-либо сфере иначе как в силу наделения их государством такими полномочиями в законодательном порядке (ст. 132 Конституции РФ). Трудовой кодекс наделил органы местного самоуправления правом осуществлять государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, которые вправе осуществлять такой контроль, федеральным законодательством еще не определены. Кроме того, остался нерешенным и вопрос о передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств для осуществления ими функций внутриведомственного государственного контроля, как это вытекает из содержания ст. 132 Конституции РФ.

       При осуществлении своих функций органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением законности в соответствующих сферах, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.19

       Проверка исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая право на труд, проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, а также заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина. При этом прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов исполнительной власти Российской Федерации, представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также в помещения организаций и требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проверять заявления, жалобы и иные сообщения  о  нарушении  прав  и  свобод  граждан,  разъяснять  гражданам порядок

защиты  их  прав  и  свобод,  принимать  меры   по  предупреждению  и  пресечению

 нарушений  прав и свобод человека и  гражданина и т. д.

       Если установлен факт нарушения закона либо принятия акта, нарушающего права человека и гражданина, выявлены другие факты нарушения законности в указанной сфере, прокурор или его заместитель могут принести протест на акт, нарушающий закон или права человека, или внести представление об устранении нарушений.20

       Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу), или в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а если протест принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе сократить 10-дневный срок. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме.

       Представление об устранении  нарушений закона вносится в  правомочный орган или должностному  лицу и подлежит безотлагательному  рассмотрению. В пределах месяца с этого дня должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если его представление рассматривает коллегиальный орган, прокурор извещается о дне заседания.

      При наличии оснований полагать, что имело место преступное  нарушение законодательства о  труде или требований охраны  труда, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы виновные были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Одним из способов обеспечения права человека на труд в условиях безопасности и гигиены является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Его необходимость определяется, во-первых, общественной значимостью данного института трудового права, охраняющего права работников на жизнь и здоровье, во-вторых, фактическим стремлением работодателей минимизировать расходы на проведение мероприятий по охране труда работников.

       Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

  Содержание части второй ст.357 ТК РФ (и отдельные положения части первой этой статьи) нуждается в корректировке. И заслуживает, как представляется, серьезного юридического анализа ограничения правоотношений, возникающих в результате нарушения работодателем норм трудового права.

Не подвергая  сомнению необходимость резкого  повышения эффективности деятельности органов надзора и контроля, тем  не менее следует констатировать, что в некоторых аспектах ее деятельности, закрепленных в ТК, наблюдается явная гипертрофированность функций Федеральной инспекции труда. Это, возможно, является отражением отношения общества к этой ветви власти в системе разделения властей. Но это нелогично, тем более что в названии части пятой ТК упоминаются и трудовые споры. Данную статью необходимо дополнить такой формой защиты трудовых прав, как “судебная”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курсовая на тему Система органов контроля и надзора за трудовым законодательством