Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций
Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве
предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновению таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование в установленном Правительством РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 214 ТК РФ и статье 15 Основ, в соответствии с которой работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Согласно ст. 215 ТК РФ и ст. 16 Основ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования должны отвечать требованиям охраны труда и требуют соответствующего заключения государственной экспертизы условий труда, а также разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля, которые осуществляют и прием в эксплуатацию данных объектов.
Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и не проводилась токсикологическая оценка, без разработки и согласования с органами государственного надзора и контроля мер по сохранению жизни и здоровья работников.
Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия.
Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесённый вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 23 Основ).
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных елевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
В главе 57 ТК РФ определены основные органы надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде. Государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). В ст. 20 Основ предусматривается, что государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда (ФИТ). В соответствии с направлениями её деятельности создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда. Организационно-методическое руководство этими инспекциями возлагается на заместителей руководителя ФИТ — Главного государственного инспектора труда РФ и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах РФ.
Федеральная инспекция труда должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства. Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то круг задач и функций государственных инспекций труда определен Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. № 78. Государственные инспекторы труда имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекций организации всех организационно – правовых форм;
запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
расследовать в установленном порядке несчастные случае на производстве;
предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанные нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России) и его местными органами (статья 366, ТК РФ).
Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, оборонной (производства вредных химических, взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ.
Госгортехнадзор России имеет право:
- проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями и предприятиями специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;
- утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора и обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ; давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности и охраны недр, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или возникновения аварии, в случае необходимости — непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ или оборудование;
- привлекать в установленном законодательством РФ порядке должностных лиц и граждан к административной ответственности, передавать в соответствующих случаях материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;
- проверять на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах, в организациях и учебно-курсовых комбинатах соблюдение установленного порядка допуска рабочих к работе, их инструктажа и обучения безопасным методам ведения работ, а также порядка аттестации и проверки знаний в этой области; проводить проверку знаний правил и норм безопасности, технологических регламентов специалистами и инструкций по охране труда и безопасному ведению работ рабочими;
- участвовать в проверке знаний правил и норм безопасности и охраны недр у вновь назначенных руководителей предприятий, организаций, объектов и в установленные сроки — у остальных специалистов;
- вносить обязательные для исполнения представления руководителям центральных органов федеральной исполнительной власти, объединений, предприятий и подразделений местных администраций об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ и охране недр; самовольно возобновляющих работы, эксплуатацию оборудования и объектов, приостановленных по указанию органов Госгортехнадзора России; нарушающих установленный порядок хранения и использования взрывчатых материалов; не имеющих права руководить горными буровыми, взрывными, маркшейдерскими, газоопасными, электротехническими и другими работами, а также работами, связанными с изготовлением, монтажом, ремонтом и эксплуатацией объектов котлонадзора, подъемных сооружений и газового хозяйства; не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний правил и норм безопасности;