Лекции по "Охране труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве

Файлы: 10 файлов

Содержание.doc

— 167.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1М.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2М.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновению таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование в установленном Правительством РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда.

2.12. Обязанности работника в области охраны труда

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 214 ТК РФ и статье 15 Основ, в соответствии с которой работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

2.13. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

Согласно ст. 215 ТК РФ и ст. 16 Основ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования должны отвечать требованиям охраны труда и требуют соответствующего заключения государственной экспертизы условий труда, а также разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля, которые осуществляют и прием в эксплуатацию данных объектов.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и не проводилась токсикологическая оценка, без разработки и согласования с органами государственного надзора и контроля мер по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия.

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесённый вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 23 Основ).

2.14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных елевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

2.15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда. Структура, основные задачи, функции и права федеральной инспекции труда

В главе 57 ТК РФ определены основные органы надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде. Государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). В ст. 20 Основ предусматривается, что государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда (ФИТ). В соответствии с направлениями её деятельности создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда. Организационно-методическое руководство этими инспекциями возлагается на заместителей руководителя ФИТ — Главного государственного инспектора труда РФ и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Федеральная инспекция труда должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства. Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то круг задач и функций государственных инспекций труда определен Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. № 78. Государственные инспекторы труда имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекций организации всех организационно – правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случае на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанные нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

2.16. Государственная  экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными  экспертизами  условий труда субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и  реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

2.17. Государственный надзор и контроль за безопасностью труда на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля. Основные задачи, функции и права этих органов

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России) и его местными органами (статья 366, ТК РФ).

Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, оборонной (производства вредных химических, взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ.

Госгортехнадзор России имеет право:

- проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями и предприятиями специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;

- утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора и обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ; давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности и охраны недр, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или возникновения аварии, в случае необходимости — непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ или оборудование;

- привлекать в установленном законодательством РФ порядке должностных лиц и граждан к административной ответственности, передавать в соответствующих случаях материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;

- проверять на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах, в организациях и учебно-курсовых комбинатах соблюдение установленного порядка допуска рабочих к работе, их инструктажа и обучения безопасным методам ведения работ, а также порядка аттестации и проверки знаний в этой области; проводить проверку знаний правил и норм безопасности, технологических регламентов специалистами и инструкций по охране труда и безопасному ведению работ рабочими;

- участвовать в проверке знаний правил и норм безопасности и охраны недр у вновь назначенных руководителей предприятий, организаций, объектов и в установленные сроки — у остальных специалистов;

- вносить обязательные для исполнения представления руководителям центральных органов федеральной исполнительной власти, объединений, предприятий и подразделений местных администраций об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ и охране недр; самовольно возобновляющих работы, эксплуатацию оборудования и объектов, приостановленных по указанию органов Госгортехнадзора России; нарушающих установленный порядок хранения и использования взрывчатых материалов; не имеющих права руководить горными буровыми, взрывными, маркшейдерскими, газоопасными, электротехническими и другими работами, а также работами, связанными с изготовлением, монтажом, ремонтом и эксплуатацией объектов котлонадзора, подъемных сооружений и газового хозяйства; не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний правил и норм безопасности;

Тема 3М.DOC

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4М.doc

— 170.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5М.doc

— 142.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6М.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7М .doc

— 219.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8М.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9М.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Охране труда"