Лекции по "Охране труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве

Файлы: 10 файлов

Содержание.doc

— 167.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1М.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2М.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3М.DOC

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4М.doc

— 170.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5М.doc

— 142.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6М.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

      14. Сумма прочих расходов (на  проведение экспертиз, исследований,

      оформление материалов и др.) _____________________________ рублей.

      15. Суммарный   ущерб   от      последствий несчастного случая  на

      производстве _____________________________________________ рублей.

                             (сумма строк 5 - 14)

      16. Сведения о решении прокуратуры  о  возбуждении  или  отказе  в

      возбуждении уголовного   дела   по  факту  несчастного  случая  на

      производстве _____________________________________________________

  

      Работодатель _____________________________________________________

                       (Фамилия, имя, отчество работодателя или лица,

                       им уполномоченного, должность, дата, подпись)

  

      Бухгалтер ________________________________________________________

                      (Фамилия, имя, отчество, дата, подпись)

  

          М.П.

  

          Примечание. В  случае длительного продолжения оплаты расходов,

      связанных с  последствиями  несчастного  случая  на  производстве,

      Сообщение о   последствиях   несчастного  случая  на  производстве

      направляется по  истечении  каждого  года  (до   15   января)   до

      завершения оплаты этих расходов.

  

6.9. Организационные мероприятия по профилактике производственного травматизма

Случаи травматизма по организационным принципам происходят в результате неправильных действий (или бездействия) инженерно-технических работников и рабочих, выражающихся в невыполнении ими своих должностных обязанностей, нарушении установленной технологии и организации труда, требований правил эксплуатации оборудования и правил безопасности труда и обусловленных незнанием, недостаточной квалификацией или недисциплинированностью. Устранение этих факторов является задачей профилактики производственного травматизма.

Поведение работников в процессе производства регламентируется должностными обязанностями, производственным заданием, а также требованиями производственной, трудовой и технологической дисциплины. Неудовлетворительное исполнение должностных обязанностей, нарушение требований производственной, трудовой и технологической дисциплины становятся организационными причинами травматизма, которые должны быть устранены.

Очень важным, с точки зрения профилактики травматизма, является выполнение требований ГОСТ 12.0.004-90 по обучению и проведению инструктажа работающих.

Большинство несчастных случаев происходит в результате определенных действий и движений, которые можно назвать ошибочными. Ошибочные действия вызываются различными причинами, наиболее общими из которых являются: утомленность и усталость, отсутствие или недостаточность знаний и навыков, несоответствие индивидуально-психологических качеств требованиям трудовой деятельности, неправильное устройство оборудования, аварийное изменение обстановки, неудовлетворительная санитарно-гигиеническая среда и др.

Если предупредить неблагоприятные последствия ошибочных действий техническими средствами невозможно, то необходимо осуществить другие мероприятия: изменить режим труда, если причиной ошибочного действия является утомление, обучить персонал, если ошибочное действие вызвано отсутствием навыка и т.п. Если устранить ошибочные действия все же не удается, то лица, допускающие такие ошибочные действия, должны быть отстранены от работы.

Здесь можно говорить о профессиональной непригодности работника к определенному виду труда.

6.10. Основные технические мероприятия по предупреждению производственного травматизма (устройство ограждений, установка предохранительных, блокировочных и сигнализирующих устройств, рациональное устройство рабочих мест и размещение оборудования, испытания оборудования, механизация и автоматизация производственных процессов, обеспечение работающих предохранительными приспособлениями и др.)

К механическим опасностям вообще следует относить опасности, которые могут возникнуть у любого объекта, способного причинить травму в результате не спровоцированного контакта объекта или его части с человеком.

Такой контакт можем наблюдаться при взаимодействии человека с объектом в трудовом процессе и при случайном нахождении человека в пределах действия объекта. С последним связано также и понятие об опасной зона.

Условия существования потенциальной опасности механического воздействия объекта на человека можно рассматривать как:

1) предусмотренные самим технологическим процессом в зависимости от его назначения (например, работа с подъемно-транспортным оборудованием, станками, прессами и т.д.);

2) приводящие к опасности из-за недостатков в монтаже и конструкции объекта (например, обрывы конструктивных элементов и их падение, разрушение от коррозии и т.п.);

3) возникающие вновь при изменении технологического процесса и применении другого типа оборудования (по сравнению с ранее принятым в проекте).

К опасностям, механически воздействующим на организм человека, относятся:

1) движущиеся машины и механизмы;

2) подвижные части производственного оборудования;

3) передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

4) разрушающиеся конструкции;

5) острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности заготовок;

6) физические перегрузки (статические, динамические).

К перечисленным выше можно добавить следующие воздействия, не связанные с механическим проявлением: коррозию, являющуюся фактором, ослабляющим конструкцию и способствующим последующему внезапному ее разрушению; действие сосудов, работающих под давлением, которые, в случае взрыва, воздействуют на окружающую среду, а также горячих поверхностей, прикосновение к которым вызывает ожог, и скользких поверхностей, способствующих падению; воздействие на человека тяжестей при подъеме, опускании и переносе материалов и оборудования.

Методы и средства защиты от механических опасностей:

В зависимости от возможности защиты человека в условиях взаимодействия его с потенциально опасными объектами можно рассматривать два основных метода:

1. Обеспечение недоступности к опасно действующим частям машин и оборудования;

2. Применение приспособлений, непосредственно защищающих человека от опасного производственного фактора.

В решении задач защиты от механических опасностей особую роль играет правильное определение границ опасной зоны.

В понятие опасной зоны входит пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственного фактора (ГОСТ12.0.002-80)

В процессе проектирования технологического оборудования необходимо применять устройства, либо исключающие возможность контакта человека с опасной зоной, либо снижающее опасность контакта.

Организационно максимальная безопасность труда обеспечивается применением ограждений, предохранительных и блокирующих устройств, а также установкой сигнализаций, а в особо опасных случаях - применением дистанционного управления (ГОСТ12.4.125-83)

Оградительные устройства. К ним относятся средства защиты, препятствующие попадание человека в опасную зону. Они применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны обработки заготовок станков, прессов, падающих ударных элементов машин и т.д. Конструктивно оградительные устройства могут быть стационарными, подвижными (объемными) и переносными.

Предохранительные устройства. Они предназначены для автоматического отключения подвижных агрегатов и машин при отклонении от нормального режима работы. К ним относятся ограничители хода как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, изготовленных в виде упоров, концевых выключателей, ограничители скорости с тормозными устройствами и т.п. Иногда в качестве предохранительного устройства от перегрузки машин и станков вводят слабое звено в конструкцию машины. Эти устройства представляют собой детали и узлы машины, которые разрушаются (не срабатывают) при перегрузках. К ним относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с маховиком, шестерней или шкивом; фрикционные муфты, не передающие движение при чрезмерных крутящих моментах; плавкие предохранители; разрывные мембраны в установках с повышенным давлением и т.п.

Блокировочные устройства. Устройства этого типа исключают либо проникновение человека в опасную зону, либо устраняют опасный фактор на время пребывания человека в этой зоне. Блокировочные устройства могут быть механическими, электрическими, электромеханическими, фотоэлектрическими, радиационными и др.

Сигнализирующие устройства. Эти устройства дают информацию о работе технологического оборудования и об изменениях в течение процесса, предупреждают об опасностях и сообщают о месте их нахождения. Соответственно и системы сигнализации подразделяют на оперативную, предупреждающую и опознавательную.

Дистанционное управление. Оно применяется там, где по условиям технологии находиться в зоне работы машин и механизмов опасно. В таком случае контроль и управление осуществляется с достаточно удаленных мест.

Роль дистанционного управления особенно возросла в условиях применения промышленных роботов и в связи с автоматизацией производства. Как автоматизация, так и роботизация производственных процессов предназначены для отстранения человека от опасных и вредных условий труда. Робот, действующий по заранее разработанной программе, может быть причислен к элементу технологического процесса, управляемому на расстоянии, поскольку отключение робота возможно в любое время с помощью дистанционной системы управления. Вокруг робота должна быть очерчена зона действия так, как вокруг движущегося элемента в технологической цепочке. В случае, если это движение высокоскоростное или робот (осуществляя движение) может причинить вред или выронить деталь, способную вызвать аварию или травму при падении, зона вокруг робота очерчивается или ограждается как опасная.

Рациональное устройства рабочих мест, установление требований и норм по расстановке оборудования, по организации проходов и проездов, по укладке материалов и изделий.

При расстановке оборудования необходимо учитывать: габаритные размеры и конструкции машин; принятые сетки колонн и размеры помещений; полосу транспорта; зоны технического обслуживания машин и ремонта и размещения продукта с учетом сырья, находящегося в обработке; рабочие проходы, т.е. монтажные и другие разрывы между соседними машинами, между машинами и стеной или колонной; эвакуационные проходы для движения людей при возникновении опасных ситуаций (центральные и пристенные, с полосой или баз полосы транспорта); ширину приборов, коммуникаций и другого цехового оборудования, монтируемого у стены.

Габаритные размеры машин играют решающую роль при размещении оборудования. Устанавливают их по данным эксплуатационных паспортов (заводских руководств) и справочников.

Оборудование, создающее значительную вибрацию, не устанавливают на междуэтажные перекрытия, так как появляются дополнительные нагрузки.

При расстановке оборудования необходимо исходить из размеров зоны технологического обслуживания и ремонта машин. Зона технологического обслуживания машин а0 - это рабочие проходы между смежными машинами, обеспечивающие безопасное выполнение рабочих операций.

Правильное определение зоны технологического обслуживания каждой машины дает возможность провести горизонтальную планировку всего производственного помещения и прежде всего расстановку технологического оборудования. Это позволяет осуществить поточность производственного процесса, рациональную организацию рабочих мест, обеспечит высокую производительность и безопасность труда.

Зону технологического обслуживания машин а0 определяет завод-изготовитель в зависимости от того места, которое необходимо для выполнения работ в соответствующей рабочей позе. Если рабочий выполняет операции стоя лицом к машине, не наклонившись, с небольшим наклоном или с большим наклоном, то соответственно а0=0,5; 0,7 и 0,9 м.

При проектировании ширины рабочих проходов определяются минимальные разрывы между соседними машинами для свободного движения обслуживающего персонала.

Ширина рабочего прохода определяется шириной обеих зон технологического обслуживания соседних машин

l=а+а1,

где а1 - полусумма ширины зон технологического обслуживания соседних машин,

а - коэффициент, учитывающий совмещение зон технологического обслуживания при различной организации труда.

Монтажный разрыв между машинами предусматривается в том случае, когда между соседними машинами не требуется зона обслуживания и ремонта (lмонт>0,3м).

Эвакуационные (цеховые) проходы предназначены для массового движения людей во время смен и перерывов, для эвакуации работающих в экстренных случаях, а также для движения средств транспорта. По расположению цеховые проходы могут быть центральными (между смежными рядами машин) или пристенными (между стеной и рядом машин); по назначению - главными или вспомогательными. Главный цеховой проход имеет направление к главному выходу из цеха, а вспомогательные - к запасным выходам и санитарно-бытовым помещениям.

Ширина цеховых проходов определяется суммой ширины прохода для движения людей и транспорта, зон обслуживания и ремонта машин, обращенных к проходу. Полоса движения людей во всех случаях входит в ширину цехового прохода.

Ширину центрального прохода с несколькими полосами транспорта определяют по формуле:

В=2а+n1bтр+bэв,

где n1 - число полос транспорта, равное 1 при одностороннем движении 2 при двустороннем или встречном движении;

bтр -  ширина полосы транспорта;

bэв -  ширина полос для эвакуации людей, которая предусматривается во всех общецеховых проходах (0,6+0,005n, где n - численность рабочих во время смен).

Число эвакуационных выходов из производственного здания или помещения должно быть не менее 2.

Для всех транспортных средств, движущихся на высоте до 2м от пола, предусматриваются полосы транспорта. Ширину их определяют по формуле:

Втр=b+2c,

где b - ширина транспортного средства или габарит погрузки;

с - зазор безопасности движения транспорта в проходах (для напольного безрельсового транспорта при скорости движения в проходах до 1 м/с - 0,2 м, для рельсового транспорта с механическим приводом при скорости движения до 0,5 м/с - 0,1 м). При увеличении указанных скоростей, но не более чем на 50%, величина зазора безопасности движения соответственно увеличивается в 1,5 раза.

Тема 7М .doc

— 219.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8М.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9М.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Охране труда"