Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:12, курс лекций
Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Глава 3. Правоотношения в сфере труда
...
Глава 17. Коллективные трудовые споры
Соглашение как акт социального партнерства имеет значительное сходство с коллективным договором. Основное различие между ними заключается в том, что соглашения заключаются на более высоком уровне, чем уровень организации и, соответственно, распространяют свое действие на нескольких работодателей.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне..
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает
общие принципы регулирования социально-
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними. В трехсторонних соглашениях помимо работников и работодателей стороной являются органы государственной власти и местного самоуправления.
Общие правила подготовки, порядка и сроков разработки и заключения коллективных соглашений регулируются ст. 47 ТК РФ.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу, осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Региональные и
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
В российском законодательстве отдельно урегулирован порядок присоединения к уже заключенным соглашениям новых работодателей. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
§7. Участие работников в управлении организацией
Важной формой социального партнерства является участие работников в управлении организацией.
Право на участие в управлении может осуществляться как каждым работником индивидуально, так и коллективом работающих в целом.
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
1. Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 82, 99, 103, 105, 113, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371-373 и др.) и коллективным договором.
2. Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников
4. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию. Каждый работник вправе обратиться к администрации с предложениями по улучшению производственного процесса, корректировке производственных заданий, по устранению имеющихся недостатков, снижающих эффективность производства, и др.
5. Участие в разработке и принятии коллективных договоров, о чем уже было сказано выше;
6. Иные формы, определенные
ТК РФ, учредительными документами
организации, коллективным
Особенная ЧАСТЬ
Глава 5. Правовое регулирование занятости
§1. Система
и компетенция органов
Правовую основу отношений в сфере занятости составляют, прежде всего, ст. 34 и 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующие гражданам свободное распоряжение своими способностями к труду. Из специальных законов, затрагивающих рассматриваемую сферу, в первую очередь необходимо отметить Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.9
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 была образована Федеральная служба по труду и занятости, которая в настоящее время находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Функции Федеральной службы по труду и занятости были определены постановлением Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» от 6 апреля 2004 г.10 В частности к ним относится организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, что включает в себя:
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы;
2) подбор работодателям
3) бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
4) профессиональная подготовка, повышение
квалификации и переподготовка
безработных граждан,
5) обеспечение социальной
6) направление граждан на
7) осуществление социальных
§2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного
Юридически понятия «
Во-первых, гражданин должен быть трудоспособен. Трудоспособность гражданина зависит от возрастного и медицинского критериев. Так по общему правилу полная трудоспособность гражданина наступает с 16 лет и прекращается при достижении пенсионного возраста, т. е. 55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин.
По медицинскому критерию не признаются безработными полностью нетрудоспособные лица. Само по себе наличие инвалидности не может служить основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Степень ограничения трудоспособности лица определяется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭК).
Во - вторых, получить статус безработного может только тот гражданин, который не имеет работы и заработка. Не может быть признан безработным занятый гражданин. При этом понятие занятого гражданина определяется законодателем весьма широко. Так, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми гражданами признаются:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
зарегистрированные в