Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:12, курс лекций

Описание работы

Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Глава 3. Правоотношения в сфере труда
...
Глава 17. Коллективные трудовые споры

Файлы: 1 файл

Лекции ТП.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Третье условие — готовность приступить к работе. Так, например, на этапе регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы орган занятости может предложить ему возможность трудоустройства. При этом если гражданин откажется от двух вариантов подходящей работы (о понятии подходящей работы мы скажем чуть ниже), то он не может быть признан безработным.

Четвертое – для того, чтобы  получить статус безработного гражданин должен быть в установленном порядке зарегистрирован в органах занятости.

§3. Регистрация гражданина в качестве безработного

Порядок регистрации безработных  граждан установлен постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997 г.12

Порядок регистрации  гражданина в качестве безработного включает в себя четыре этапа:

1) первичная регистрация не имеющих  работы граждан;

2) регистрация не имеющих работы  граждан в целях поиска подходящей  работы;

3) регистрация граждан в качестве  безработных;

4) перерегистрация безработных  граждан.

Первичная регистрация не имеющих работы граждан.

При первичной регистрации от гражданина не требуется никаких документов. Согласно, указанному выше Порядку регистрации безработных граждан первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание предоставленной гражданину информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. На практике, однако, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение.

Регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей работы.

Регистрация безработного гражданина в целях поиска подходящей работы осуществляется органом занятости по месту его жительства со дня представления этим гражданином необходимых документов. К этим документам относятся:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

3) документы, удостоверяющие профессиональную  квалификацию;

4) справка о среднем заработке  по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере  и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в  течение 10 дней со дня регистрации  гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, т. е. соответствуют критериям подходящей работы, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного.

На каждого гражданина, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан  в качестве безработных.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы.

Закон Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации» (ст. 3) называет те категории лиц, которые не могут быть признаны безработными. К ним относятся:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) получающие пенсию по старости (в том числе досрочно) либо  пенсию за выслугу лет;

3) отказавшиеся в течение 10 дней  со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии — и от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

4) не явившиеся без уважительных  причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы занятости для предложения им подходящей работы либо не явившиеся для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда  к наказанию в виде исправительных  работ либо лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие  заведомо ложные сведения об  отсутствии работы и заработка,  а также представившие другие  недостоверные данные для признания  их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации  его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о причинах отказа. При этом незаконный отказ может быть обжалован гражданином в суд. В том же случае, когда гражданину отказали в регистрации его в качестве безработного на законных основаниях (например, если он отказался от двух вариантов походящей работы) он вправе повторно обратиться в орган занятости, но не ранее чем через месяц.

Перерегистрация безработных  граждан.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата ему пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т. е. более месяца, неявки на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные  граждане предъявляют паспорт и  трудовую книжку. Впервые ищущие работу и не имеющие профессии предъявляют  паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.

§4. Трудоустройство. Подходящая работа

Федеральная служба по труду и занятости  и ее территориальные органы выступает  в качестве посредника в трудоустройстве  между работодателями и лицами, ищущими  работу. Другими словами, направления органов занятости на трудоустройство по общему правилу носят рекомендательный характер, как для работодателей, так и для лиц, ищущих работу. В случае согласия безработного на предложенную работу ему выдается направление на трудоустройство к конкретному работодателю. Работодатель также может отказать безработному в приеме на работу. При этом он должен дать лицу мотивированный отказ в приеме на работу в письменной форме, а гражданин обязан доставить его лично в орган занятости в определенный срок.

Вместе с тем, действующим законодательством установлены исключения из этого правила, т. е. случаи когда направление на трудоустройство является обязательным либо для работодателя либо для лица ищущего работу.

Прежде всего, обязательный для  работодателя характер будет иметь направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.13 В частности, согласно ст. 21 данного закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 5.42 КоАП отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Направление на трудоустройство может  быть обязательным и для безработного гражданина. Учитывая, что основной целью обращения гражданина в органы занятости должно являться не получение пособия по безработице, а поиск работы, трудоустройство, безработный не может без определенных негативных последствий отказываться от подходящей ему работы. С этой целью законодатель вводит понятие «подходящая работа» и определяет ее критерии.

Подходящая работа

Нужно сказать, что понятие подходящей работы содержится и в международном  законодательстве.

Во-первых, подходящая работа должна учитывать уровень профессиональной пригодности и профессиональной подготовки гражданина, т. е. соответствовать профессии (специальности) безработного (или лица ищущего работу), уровню образования, квалификации. Например, даже высокооплачиваемая работа не может быть признана подходящей, если она не соответствует квалификации гражданина.

Во-вторых, подходящая работа должна соответствовать условиям последнего места работы и в первую очередь условиям оплаты труда. Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы, который отражен в справке о среднем заработке по последнему месту работы.

Третий критерий подходящей работы предполагает учет состояния здоровья гражданина. Например, для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЕК). Вместе с тем, органы занятости обязаны учитывать и иные ограничения трудоспособности (хронические заболевания, противопоказания и т. п.), даже если лицо не имеет группы инвалидности.

Наконец, подходящая работа должна отвечать критерию транспортной доступности. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться соответствующим органом занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, т. е. должно учитываться время проезда, ожидания на остановках, пересадок и т. п.

Для некоторых категорий граждан  подходящей работой может быть любая  оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы. К таким гражданам, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», относятся лица

1) впервые ищущие работу (ранее  не работавшие и при этом  не имеющие профессии;

2) уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

3) прекратившие индивидуальную  предпринимательскую деятельность;

4) вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства

5) стремящиеся возобновить трудовую  деятельность после длительного  (более одного года) перерыва;

6) направленные органами службы  занятости на обучение и отчисленные  за виновные действия;

7) отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии  (специальности), получить смежную  профессию или пройти переподготовку  после окончания первого периода  (действующим законодательством  этот период установлен для  различных категорий граждан 6 или 12 месяцев) выплаты пособия по безработице (этим гражданам сначала должна быть предложена возможность повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность);

8) состоящие на учете в органах  службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие (т. е. данная норма распространяется как на лиц более 18 месяцев зарегистрированных в качестве безработного, так и на лиц не имевших работы более трех лет даже если они не были зарегистрированы в органах занятости);

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"