Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:44, реферат
Рынок труда является важнейшей сферой экономики, с которой связаны жизненные интересы большинства населения страны. На нем осуществляются главные процессы жизнедеятельности общества, происходит соединение работника со средствами производства, обеспечивается возможность получения необходимых жизненных средств, создаются условия для раскрытия творческого потенциала человека. Именно поэтому состояние рынка труда находится в центре внимания как практически каждого члена общества, так и государства.
Профессиональное обучение
безработных граждан из числа
уволенных в связи с
Профессиональное обучение
безработных граждан
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности); безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; граждане, относящиеся к группам социального риска (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, беременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов).
Организация профессионального обучения по направлению государственных учреждений службы занятости населения включает в себя:
Профессиональное обучение
безработных граждан
Профессиональное обучение
безработных граждан
Профессиональное обучение
безработных граждан
Лицам, успешно завершившим обучение и прошедшим аттестацию, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного (государственного) образца: удостоверение, свидетельство, диплом.
Отчисление лиц, направленных государственными учреждениями службы занятости населения на профессиональное обучение, до окончания обучения осуществляется образовательными учреждениями, организациями в соответствии с установленным ими порядком, с обязательным уведомлением уполномоченного органа в области содействия занятости населения.
Граждане, закончившие
профессиональное обучение по направлению
уполномоченного органа в области
содействия занятости населения
и не трудоустроившиеся, признаются
безработными в установленном законодательст
Профессиональное обучение
безработных граждан по направлению
государственных учреждений службы
занятости населения
Основаниями для отказа
безработным гражданам в
Финансирование
Расчеты с образовательными учреждениями, организациями в соответствии со структурой затрат осуществляются поэтапно, в зависимости от сроков освоения безработными гражданами, направленными на профессиональное обучение, профессиональных образовательных программ. Окончательный расчет производится после полного завершения обучения.
Таким образом современная ситуация в области занятости предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий, введению профориентационного сопровождения процесса профессионального обучения, реализации мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации безработных и незанятых граждан. В этой связи профессиональное обучение безработных граждан приобретает приоритетное значение в системе общегосударственных мер по социально-экономическому развитию и противодействию безработице, выполняет доминирующую функцию социально-профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения, приобретая с каждым годом все более личностно ориентированный и практический характер7.
Хочется отметить, что во многих странах политика в социально-трудовой сфере возведена в ранг общенациональных приоритетов, а профессиональное обучение считается самой важной активной мерой содействия занятости, обеспечивающей возможности трудоустройства безработных граждан.
Существующая в России система профессионального обучения безработных и незанятых граждан достаточно четко регламентирована и в целом соответствует современным международным стандартам. Однако, на практике она имеет ряд «узких мест», в результате чего в процессе проведения профессионального обучения государственная служба занятости сталкивается с рядом проблем:
К тому же во взаимодействии между органами службы занятости, работодателями и местными властями существует ряд серьезных противоречий: существенная часть вакансий скрывается работодателями; отсутствие действенных рычагов воздействия на работодателей; отсутствие у органов службы занятости методической помощи для работы с теневым рынком вакансий; ориентация деятельности службы занятости на решение текущих проблем, и исключение ее из «большой» политики в сфере занятости; недостаточное использование внутренних возможностей информирования населения об услугах службы занятости, а также СМИ.
Что же касается эффективности активных программ на рынке труда (в том числе программ профессионального обучения безработных и незанятых граждан), то в общем случае под эффективностью понимается соотношение затрат и результатов, оцениваемое как с позиции государства в лице службы занятости, осуществляющей эти программы, так и с позиции индивида, участвующего в них. Результат может измеряться экономическим или социальным эффектом либо для общества в целом, либо для конкретного безработного, получившего возможность вернуться к полноценной трудовой деятельности.
Таким образом, процесс оценки эффективности активной программы должен состоять из трех основных шагов:
Для российского рынка труда попытки оценки эффективности профессионального обучения в системе государственной службы занятости, в том числе его влияния на трудоустройство и доходы лиц, пошедших его, пока еще малочисленны, они не имеют широкомасштабного характера, и, как правило, касаются ситуации в одном или нескольких регионах. В самой же государственной службе занятости официально утвержденная методика для оценки эффективности профессионального обучения отсутствует.
Главным критерием эффективности профессионального обучения специалисты органов службы занятости считают процент трудоустроившихся после обучения, который, как уже отмечалось, при условии не вполне корректного учета оказывается завышенным. Кроме того каждый территориальный орган службы занятости, проводя самостоятельную оценку эффективности профессионального обучения, использует дополнительные критерии, например: удельный вес граждан, повторно признанных безработными, в общей численности закончивших профессиональное обучение; доля граждан, прекративших обучение до его окончания, в общей численности направленных на профессиональное обучение и др8.
Однако существующая методика оценки эффективности профессионального обучения не может считаться оптимальной, поскольку ее единственный показатель – доля трудоустроившихся после прохождения профессионального обучения, не отражает реального положения дел. Этот показатель определяется, как доля людей, не обратившихся повторно за регистрацией в качестве безработного в службу занятости, а факт отсутствия повторной регистрации совсем не означает факт реального трудоустройства.
Информация о работе Обучение и переобучение незанятого населения