Обучение и переобучение незанятого населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:44, реферат

Описание работы

Рынок труда является важнейшей сферой экономики, с которой связаны жизненные интересы большинства населения страны. На нем осуществляются главные процессы жизнедеятельности общества, происходит соединение работника со средствами производства, обеспечивается возможность получения необходимых жизненных средств, создаются условия для раскрытия творческого потенциала человека. Именно поэтому состояние рынка труда находится в центре внимания как практически каждого члена общества, так и государства.

Файлы: 1 файл

Обучение и переобучение незанятого населения.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональное обучение безработных граждан из числа  уволенных в связи с ликвидацией  организаций, сокращением численности  или штата работников организации  может осуществляться в приоритетном порядке в трехмесячный период после  признания их безработными в государственных учреждениях службы занятости населения с сохранением компенсационных выплат, предоставляемых работодателем, за третий месяц (в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по направлению государственных  учреждений службы занятости населения  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности); безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; граждане, относящиеся к группам социального риска (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, беременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов).

Организация профессионального  обучения по направлению государственных  учреждений службы занятости населения включает в себя:

  • Тестирование (профориентационное, психологическое) с целью определения профессионально важных качеств, профессиональных наклонностей, интересов и личных особенностей человека.
  • Профинформирование, профконсультирование граждан по вопросам профессионального обучения.
  • Профподбор, профотбор по профессии (специальности) для профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства с учетом образовательного уровня, профессионального опыта, индивидуальных особенностей, медицинских рекомендаций, а также требований рынка труда.
  • Подбор образовательного учреждения, с которым у уполномоченного органа в области содействия занятости населения заключен договор (государственный контракт) на оказание образовательных услуг для государственных нужд, в соответствии с выбранной профессией (специальностью).
  • Направление безработного гражданина (в случае необходимости) на собеседование в образовательное учреждение и на медицинский осмотр.
  • Выдачу памятки гражданину, направленному государственным учреждением службы занятости населения на профессиональное обучение.
  • Оформление заявления гражданина, направляемого на профессиональное обучение (приложение).
  • Определение размера стипендии в соответствии с установленным законодательством порядком и разъяснение условий выплаты гражданину стипендии в период обучения.
  • Контроль посещаемости и успеваемости безработных граждан, направленных государственным учреждением службы занятости населения на профессиональное обучение.
  • Контроль расходования денежных средств, выделенных на выплату стипендии и дополнительную социальную и материальную поддержку.
  • Статистическую отчетность по вопросам профессионального обучения, выплаты стипендии, проведение мониторинга трудоустройства граждан после обучения или их повторного обращения в государственные учреждения службы занятости населения.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется на учебно-производственной базе образовательных  учреждений, организаций, а также  на рабочих (учебных) местах организаций. Отбор образовательных учреждений, организаций для оказания услуг по профессиональному обучению безработных граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Профессиональное обучение безработных граждан рекомендуется  осуществлять, как правило, в учебных  группах не менее 10 человек. При индивидуальном профессиональном обучении - закреплять за одним преподавателем (консультантом), инструктором производственного обучения одновременно не более двух человек.

Профессиональное обучение безработных граждан заканчивается  их аттестацией, проводимой в установленном  порядке образовательными учреждениями, организациями.

Лицам, успешно завершившим  обучение и прошедшим аттестацию, образовательными учреждениями, организациями  выдаются документы установленного (государственного) образца: удостоверение, свидетельство, диплом.

Отчисление лиц, направленных государственными учреждениями службы занятости населения на профессиональное обучение, до окончания обучения осуществляется образовательными учреждениями, организациями в соответствии с установленным ими порядком, с обязательным уведомлением уполномоченного органа в области содействия занятости населения.

Граждане, закончившие  профессиональное обучение по направлению  уполномоченного органа в области  содействия занятости населения  и не трудоустроившиеся, признаются безработными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Профессиональное обучение безработных граждан по направлению  государственных учреждений службы занятости населения приостанавливается в случаях:

  • появления гражданина в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкогольных, наркотических средств или других психотропных веществ;
  • самовольного прекращения гражданином профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости населения;
  • отчисления гражданина, направленного на профессиональное обучение государственным учреждением службы занятости населения, с места обучения за виновные действия.

Основаниями для отказа безработным гражданам в предоставлении профессионального обучения являются:

  • отсутствие решения о признании гражданина безработным в установленном порядке;
  • снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного;
  • отсутствие индивидуальной программы реабилитации инвалида у гражданина, которому установлена инвалидность;
  • наличие медицинских противопоказаний к выполнению работы по конкретной профессии (специальности).

Финансирование профессионального  обучения безработных граждан осуществляется в соответствии с федеральным  законодательством за счет средств  федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, предназначенных на реализацию государственной политики занятости, и внебюджетных источников, в том числе за счет личных средств граждан или спонсорской помощи в случаях реализации дорогостоящих индивидуальных программ обучения.

Расчеты с образовательными учреждениями, организациями в соответствии со структурой затрат осуществляются поэтапно, в зависимости от сроков освоения безработными гражданами, направленными на профессиональное обучение, профессиональных образовательных программ. Окончательный расчет производится после полного завершения обучения.

Таким образом современная ситуация в области занятости предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий, введению профориентационного сопровождения процесса профессионального обучения, реализации мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации безработных и незанятых граждан. В этой связи профессиональное обучение безработных граждан приобретает приоритетное значение в системе общегосударственных мер по социально-экономическому развитию и противодействию безработице, выполняет доминирующую функцию социально-профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения, приобретая с каждым годом все более личностно ориентированный и практический характер7.

Хочется отметить, что  во многих странах политика в социально-трудовой сфере возведена в ранг общенациональных приоритетов, а профессиональное обучение считается самой важной активной мерой содействия занятости, обеспечивающей возможности трудоустройства безработных граждан.

Существующая в России система профессионального обучения безработных и незанятых граждан достаточно четко регламентирована и в целом соответствует современным международным стандартам. Однако, на практике она имеет ряд «узких мест», в результате чего в процессе проведения профессионального обучения государственная служба занятости сталкивается с рядом проблем:

  1. Служба занятости, как правило, имеет дело с весьма специфическим контингентом граждан. Чаще всего, это наименее конкурентоспособные группы безработных, нуждающиеся в социальной поддержке государства. Что касается вакансий органов службы занятости, то они, по большей мере, охватывают весьма определенный сегмент – наименее привлекательные рабочие места. В связи с этим основной задачей профессионального обучения сами работники органов службы занятости называют ликвидацию дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
  2. Список профессий (специальностей), по которым обучают по направлению органов службы занятости, не всегда отвечает интересам рынка труда, в связи с чем в ряде случаев государственная служба занятости оказывается не способной влиять на пополнение рынка необходимыми специалистами. Так, несмотря на то, что спрос на рабочие специальности велик, желающих обучаться по ним очень мало.
  3. Существующий механизм финансирования профессионального обучения вынуждает службы занятости в целях экономии средств направлять на обучение чаще всего длительно неработающих граждан. Увеличение затрат в расчете на одного обучающегося за счет больших стипендий реально приводит к снижению числа граждан, направляемых на профессиональное обучение, что противоречит интересам службы занятости – охватить обучением большее число безработных.
  4. Направление на профессиональное обучение является основанием для прекращения безработному выплаты пособия с одновременным снятием его с учета, тем самым в рамках профессионального обучения создаются только общие условия для последующего трудоустройства гражданина посредством повышения его конкурентоспособности на рынке труда. Отсутствие обязательства у службы занятости по подбору подходящей работы прошедшему профессиональное обучение по ее направлению, свидетельствует о незавершенности работы данного органа с лицами, ищущими трудовую занятость.
  5. Поскольку связь с гражданами после прохождения обучения практически утрачивается, человек, повторно не обратившийся в службу занятости и не вставший на учет в первые три недели после окончания обучения, считается условно трудоустроенным. Такой порядок оценки эффективности профессионального обучения объясняет высокий уровень трудоустройства после прохождения программ обучения согласно статистике органов государственной службы занятости (в некоторых случаях его оценивают до 95–99%), что в большинстве случаев не соответствует действительности.

К тому же во взаимодействии между органами службы занятости, работодателями и местными властями существует ряд серьезных противоречий: существенная часть вакансий скрывается работодателями; отсутствие действенных рычагов воздействия на работодателей; отсутствие у органов службы занятости методической помощи для работы с теневым рынком вакансий; ориентация деятельности службы занятости на решение текущих проблем, и исключение ее из «большой» политики в сфере занятости; недостаточное использование внутренних возможностей информирования населения об услугах службы занятости, а также СМИ.

Что же касается эффективности активных программ на рынке труда (в том числе программ профессионального обучения безработных и незанятых граждан), то в общем случае под эффективностью понимается соотношение затрат и результатов, оцениваемое как с позиции государства в лице службы занятости, осуществляющей эти программы, так и с позиции индивида, участвующего в них. Результат может измеряться экономическим или социальным эффектом либо для общества в целом, либо для конкретного безработного, получившего возможность вернуться к полноценной трудовой деятельности.

Таким образом, процесс оценки эффективности активной программы должен состоять из трех основных шагов:

    1. оценки результатов ее воздействия на уровне индивида;
    2. оценки результатов ее воздействия на социально-экономическом уровне (страны, экономического региона, территориального рынка труда, отдельного предприятия);
    3. определения наилучших возможных результатов программы при фиксированном объеме ее финансирования.

Для российского рынка труда попытки оценки эффективности профессионального обучения в системе государственной службы занятости, в том числе его влияния на трудоустройство и доходы лиц, пошедших его, пока еще малочисленны, они не имеют широкомасштабного характера, и, как правило, касаются ситуации в одном или нескольких регионах. В самой же государственной службе занятости официально утвержденная методика для оценки эффективности профессионального обучения отсутствует.

Главным критерием эффективности  профессионального обучения специалисты  органов службы занятости считают процент трудоустроившихся после обучения, который, как уже отмечалось, при условии не вполне корректного учета оказывается завышенным. Кроме того каждый территориальный орган службы занятости, проводя самостоятельную оценку эффективности профессионального обучения, использует дополнительные критерии, например: удельный вес граждан, повторно признанных безработными, в общей численности закончивших профессиональное обучение; доля граждан, прекративших обучение до его окончания, в общей численности направленных на профессиональное обучение и др8.

Однако существующая методика оценки эффективности профессионального обучения не может считаться оптимальной, поскольку ее единственный показатель – доля трудоустроившихся после прохождения профессионального обучения, не отражает реального положения дел. Этот показатель определяется, как доля людей, не обратившихся повторно за регистрацией в качестве безработного в службу занятости, а факт отсутствия повторной регистрации совсем не означает факт реального трудоустройства.

Информация о работе Обучение и переобучение незанятого населения