Охрана труда женщин и молодежи в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать систему охраны труда женщин и молодежи и показать роль социального работника.
Задачи:
Дать понятие и значение охраны труда
Рассмотреть законодательство об охране труда
Изучить особенности правового регулирования труда беременных женщин и молодежи
Исследовать экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика охраны труда женщин и молодежи в РФ 6
1.1. Основные направления государственной политики в области охраны
труда 6
1.2. Охрана труда молодежи 12
1.3.Социально-правовое регулирование труда беременных женщин 17
1.4. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте
до 3-х лет 26
2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин и молодежи 32
Заключение 40
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Охрана труда .doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                    3  

1. Общая характеристика  охраны труда женщин и молодежи  в РФ               6

1.1. Основные  направления  государственной политики в области  охраны 

труда                  6

1.2. Охрана труда молодежи             12

1.3.Социально-правовое  регулирование труда беременных женщин      17

1.4. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте

до 3-х лет                26

2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин и молодежи             32

Заключение                40

Список использованной литературы           44  

 

 

 

Введение

 

Проведение социально-экономических  реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.

До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.

С 1 февраля 2002 года введен в действие новый Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197-Ф3. Одновременно с этим утратил силу КЗоТ РФ с его многочисленными поправками. Среди прочих вопросов в Трудовом кодексе РФ рассматривается охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что в ходе экономических преобразований последнего десятилетия охране труда не было уделено должного внимания. Это не замедлило проявиться высоким уровням производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом.

 Известно, что охрана труда тесно связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в государстве. На их неблагоприятном фоне проблемы, связанные с охраной труда решаются медленно. Охрана труда женщин и молодежи требует должного внимания со стороны законодателей.

 Россиянкам и ранее было не привыкать везти на себе всю черновую работу. Кого чаще всего можно было встретить в оранжевых жилетах с киркой на железнодорожных путях или с метлой и лопатой во дворах и на улицах? Конечно же, представительниц слабого пола.

На рынке труда молодежь – категория многочисленная. Ее готовность к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития общества в будущем.

Значимость этого ресурса  неуклонно возрастает. В то же время  те, кому кроме молодости и амбициозности зачастую нечего предложить работодателю, испытывают острую потребность в особом внимании со стороны общественных и государственных структур.

Охрана труда представляет собой систему законодательных  актов, социально – экономических, организационных, технических и  лечебно – профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины  производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

Объектом исследования является охрана труда женщин и несовершеннолетних.

Методологической и  теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как. Гапоненко В.Ф., Михайлов, Ф.Н. Какаулин, Колобова С., Лыгин Р.Н., Толмачев А.П., Муцинова Н.А. Сыроватская Л.А. и др.

Тема данного исследования актуальна на сегодняшний день, так  как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований к труду женщин и молодежи используются результаты исследований ряда экономических и медицинских дисциплин.

Сложность стоящих перед  охраной труда задач требует  использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать  систему охраны труда женщин и  молодежи и показать роль социального  работника.

Задачи:

  1. Дать понятие и значение охраны труда
  2. Рассмотреть законодательство об охране труда
  3. Изучить особенности правового регулирования труда беременных женщин и молодежи
  4. Исследовать экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин

 

 

 

1. Общая характеристика охраны труда женщин и

молодежи в РФ

1.1. Основные  направления государственной политики в области охраны труда

 

Под охраной труда  понимается система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»). Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова. В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.1

В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Поэтому в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление охраны труда. В юридических - правовой институт охраны труда как систему правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в разделе X, отдельных статьях XII, XIII разделов нового Трудового кодекса РФ, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.

Но лишь охрана труда  в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия  труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (то есть охрана труда в узком  понятии) не обеспечивается должным  образом, то и вся охрана труда  плохо обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности,  сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда  от имени государства управляли  профсоюзы. Им были предоставлены широкие  права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы  функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

Основными направлениями  государственной политики в области  охраны труда согласно новому Трудовому  кодексу являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме,
  • профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда.

«Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и  законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности….»2

Законодательство России об охране труда основывается на Конституции  РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового  кодекса, других федеральных законов  и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.

В соответствии с Законом об основах  охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных  требований в сфере охраны труда  Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»3. В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

В постановлении определен порядок  разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных  государственных нормативных требований.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие  профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.

Информация о работе Охрана труда женщин и молодежи в РФ