Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать систему охраны труда женщин и молодежи и показать роль социального работника.
Задачи:
Дать понятие и значение охраны труда
Рассмотреть законодательство об охране труда
Изучить особенности правового регулирования труда беременных женщин и молодежи
Исследовать экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
Введение 3
1. Общая характеристика охраны труда женщин и молодежи в РФ 6
1.1. Основные направления государственной политики в области охраны
труда 6
1.2. Охрана труда молодежи 12
1.3.Социально-правовое регулирование труда беременных женщин 17
1.4. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте
до 3-х лет 26
2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин и молодежи 32
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Теперь нет жесткой границы между рабочим временем и временем отдыха женщин. Такой подход законодателя повлечет жесткий режим в трудовых правоотношениях между работодателями и работницами, которые вынуждены будут превратить время отдыха в рабочее время, их семьи станут существовать для работы, для увеличения прибыли работодателя. Если женщина не согласиться с указанной экономико-правовой концепцией, то работодатель всегда найдет основания для ее увольнения (ст. 81 ТК РФ).
Новый ТК установил авторитарный способ регулирования рабочего времени женщин при установлении перерыва для кормления ребенка, который теперь зависит только от воли работодателя, и произвол последнего не может быть ограничен решением профсоюзного органа, как было предусмотрено ст. 169 КЗоТа РСФСР. Таковы требования ст. 258.
Время отдыха женщины, по существу законодатель не изменил. Так нормы права ст. 255, 256, 257, 260, 262, 263 нового ТК РФ воспроизводят требования ст. 163.1, 165, 166, 167, 168 КЗоТа РСФСР. Однако в новом кодексе право женщины на отдых связано с ее волеизъявлением, а с заявлением, которое может совпадать с желанием работницы. В судебной практике известна масса трудовых споров, когда женщины вынуждены писать заявления об увольнении «по собственному желанию», об уходе в отпуск без сохранения з/п не на основании добровольного волеизъявления, а по принуждению со стороны работодателя. Руководитель, обладая широким и сильным авторитетом, под давлением всегда может поставить работницу в условия, когда ей предстоит выбирать более лучшее положение среди худшего, т.е. кормиться крохами с барского стола. Такая конституция норм права, регулирующих отдых женщин, ставит и их в ущемленное положение по отношению к работодателю и не гарантирует им судебную защиту нарушенных трудовых прав на отдых. Суд уже не будет допрашивать свидетелей, исследовать иные доказательства для установления подлинного волеизъявления женщины и обстоятельств написания заявления, а ограничиться ее письменным заявлением.
Так, допустим, право женщин на отпуск по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком, на дополнительные выходные дни для осуществления ухода за детьми-инвалидами возникает только после их заявления. КЗоТ РСФСР таких формальных ограничений прав женщин на отдых не предусматривал.
Аналогичный способ ограничения прав женщин заложен в ст. 254, 258, 259 нового Трудового кодекса. Так, только по заявлению беременным женщинам снижают нормы выработки и нормы обслуживания, а также переводят на другую работу. Перевод женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу тоже допускается только по их заявлению, как и присоединение перерывов для кормления ребенка к перерыву для отдыха и питания, либо перенос в суммированном виде на начало или на конец рабочего дня или рабочей смены. Направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в служебные командировки и привлечение их к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни допускается только с их письменного согласия. Следовательно, законодатель связал наступление указанных прав не с желанием женщин, их волеизъявлением, а с формой. Юридическое значение и законное положение законодатель придал форме волеизъявления – заявлению, письменному согласию, а не существу волеизъявления, добровольности трудовых отношений, свободе труда и трудового договора, как требуют нормы права частей 1, 2 статьи 37 Конституции РФ. Такой способ изложения прав следует признать антиконституционным.
Заключение
Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин взята из далекого прошлого, когда промышленная революция XVIII века началось со средства труда – с машины, а мануфактура, основная на применении физической силы мужчин, осталось в историческом прошлом.
Внедрение паровых машин, заменивших физическую рабочую силу, повлекло снижение стоимости самой рабочей силы. Однако потребность в физическом труде рабочих по обслуживанию машин не только сохранилось, но и увеличилось. Простой труд по обслуживанию машин стал доступен женщинам и детям. Они были вовлечены в производство и увеличив объем простой рабочей силы на рынке труда, обесценили ее. Так для существования семьи за уже меньшую зарплату вынуждена была работать жена, которая также как ее муж, должна была значительную часть времени отдать работодателю.
Семейную культурную жизнь потеснило а порой заменило полностью рабочее время. Фактором, влияющим на увеличение прибыли работодателя, стало удлинение рабочего дня.
Эти экономические закономерности, способствующие получению прибыли при изъятии и присвоении результатов прибавочного труда, как правило, ложились в основу фабричного законодательства о труде. Коллективные выступления работников, проходящие в защиту своих трудовых интересов, направленных на ограничения рабочего времени, породили законодательство восьмичасовом рабочем дне. При таких обстоятельствах работодатель, лишенный возможности увеличивать рабочее время за пределами его нормальной продолжительности, вынужден был совершенствовать средства производства ради увеличения прибыли. Этим характерен XVIII век для Европы. Советская Россия в XX веке за достаточно короткий исторический отрезок времени сумела перейти от фабричного к заводскому и индустриальному способам производства. В 80-х годах наука заняла господствующее положение в новом способе производства товаров. Учителя, ученые, инженеры, специалисты составили новую производительную силу. Они стали производить товары, знания, идеи. Так, в 80-90-х годах женщина в общей численности специалистов с высшим образованием составляли больше половины. Работодатели в лице государства первыми кредитовали женщину, поддерживая развитие ее физических и интеллектуальных сил.
На время выполнения ее материнских обязанностей законодатель предусмотрел сокращение рабочего времени, предоставив возможность работать в более удобный период с сохранением заработной платы и в более комфортных условиях. Это было сделано потому, что инновационная экономика основана на способе производства, где господствующее положение занял умственный труд.
В начале XXI века общественно необходимые потребности в физической силе женщин и детей остались в историческом прошлом. Интеллектуальный труд детей не пользуется спросом, не имеет потребительной стоимости. В отличии от воспроизводства простой рабсилы на производство интеллектуальной силы требуется гораздо больше времени и затрат. Например, ребенок, мать которого выполняет сложную умственную работу, допустим, инженера-программиста, в силу экономических закономерностей воспроизводства приращения умственной силы, должен, пройдя все общественно необходимые образовательные уровни, достичь высокого образовательного ценза. В настоящее время образовательные уровни включают: дошкольное, начальное, среднее (полное), профессиональное высшее и полувузовское профессиональное образование. А на все это нужен социально-экономический кредит родителям для развития семьи в виде хорошей зарплаты для обеспечения материального достатка.
Новый способ производства – инновационная экономика – требует сокращения рабочего времени женщины, занятой умственным трудом, при росте заработной платы и увеличении общественно необходимого времени для самообразования и воспитания детей. Объективное развитие новых социально- экономических отношений в США и в европейских странах, образовательный «бум» ведет к тому, что женщины к 30 годам своей жизни получают по два университетских образования, и «забывают» создать семью, родить ребенка. А потом вынуждены путем международного усыновления обзаводиться потомством за счет российских женщин, ставших донорами.
Несмотря на принимаемые меры, обстановка в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.
Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную. Это вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства и т.д. Безработица в России приобрела массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором рассмотрения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др. В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.
Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.
В настоящее время мы столкнулись с несколькими принципиальными разночтениями и противоречиями в законодательстве РФ. Данные противоречия вызваны крайней запутанностью в Законах РФ, поскольку принимая закон, он вступает в противоречие с предыдущим. Но по общим правилам, хотя и действуют нормы более позднего закона, суд не всегда выносит решение в соответствии с данным правилом.
Таким образом, я считаю, что государственную политику по охране материнства и детства стоит развивать далее, определив конкретные механизмы (гарантии) реализации трудовых прав женщин, а также видна необходимость систематизировать нормы, регулирующие особенности труда женщин.
Список используемой литературы
1 Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное. / Под ред. Гусова К.Н.. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. c.576.
2 Трудовой кодекс Российской федерации. от 30.12..2001 N 197-ФЗ. ст. 211 // Российская газета. 2001. 31 декабря.
3 Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». // Российская газета. 2000. 31 мая.
4 Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда. // Практический журнал для руководителей и менеджеров. М.: Законодательство. 2001. N 7. с.15
5 Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. И дополн./, – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447 с.
6 Шугаев А.А. «Замечания на проект Трудового кодекса РФ». Адвокат, июль 2008, № 7 с. 19.
7 Какаулин С.П. Система управления охраной труда // Справочник специалиста по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95.
8 Постановление Правительства РФ от 25.02.00 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»
9 Какаулин С.П. Система управления охраной труда // Справочник специалиста по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95
10 Колобова С. «Как защитить трудовые права?».Российская юстиция. 2000 г. № 10
11 Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. И дополн./, – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447 с
12 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп