Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать систему охраны труда женщин и молодежи и показать роль социального работника.
Задачи:
Дать понятие и значение охраны труда
Рассмотреть законодательство об охране труда
Изучить особенности правового регулирования труда беременных женщин и молодежи
Исследовать экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
Введение 3
1. Общая характеристика охраны труда женщин и молодежи в РФ 6
1.1. Основные направления государственной политики в области охраны
труда 6
1.2. Охрана труда молодежи 12
1.3.Социально-правовое регулирование труда беременных женщин 17
1.4. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте
до 3-х лет 26
2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин и молодежи 32
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Даже при отсутствии 6-месячного стажа работы ежегодный отпуск женщине, усыновившей ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев, должен быть предоставлен в полном размере, а не пропорционально проработанному времени. В этом случае отпуск предоставляется авансом за первый год работы, в счет которого включается также отпуск по беременности и родам (ст. 122 ТК РФ). При совпадении ежегодного отпуска с отпуском по беременности и родам ежегодный отпуск должен быть предоставлен после окончания послеродового отпуска или перенесен на другой срок по желанию женщины. В случаях, когда женщина не использовала свой ежегодный отпуск перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, она вправе использовать ежегодный отпуск после отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (ст. 260 ТК РФ). По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет.
Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период отпуска определяются федеральным законом (ч. 1 ст. 265 ТК РФ). Ежемесячное пособие по их уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается женщинам из фонда социального страхования России в размере 500 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. В период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет ей выплачивается денежная компенсация в размере 50 рублей за счет средств, направленных на оплату труда. На период отпуска по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность) отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а так же в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях) (ч. 4 и 5 ст. 256 ТК РФ).
В связи с тем, что время отпуска по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на получение ежегодного отпуска, не засчитывается, предоставление ежегодного отпуска отодвигается на время, равное продолжительности отпуска по уходу за ребенком. Разумеется, это не лишает работника, использующего отпуск по уходу за ребенком, если он работает на данном предприятии не первый год, права пользоваться полным (а не пропорциональным отработанному времени) ежегодным отпуском в любое время года авансом согласно установленному графику (ст. 123 ТК РФ).
Отпуска по уходу за ребенком
могут быть использованы полностью
или частями также отцом
Государство и работодатели в целях увеличении прибыли, ликвидации инфляции разрешили женщинам, имеющим детей, продавать рабочую силу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Так, норма ст. 259 Трудового кодекса запрещает направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни только беременных женщин. Тогда как в силу требований ст. 161, 162 КЗоТа РСФСР все женщины не допускались к работам в ночное время, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывалось особой необходимостью. А женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, не допускались не только к ночным сверхурочным работам, но и работам в выходные дни, а также им запрещалось ездить в командировки. Нормы права ст. 163 КЗоТа РСФСР не разрешали привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет без их согласия. Ст. 259 нового Трудового кодекса допускает как направление в служебные командировки, так и привлечение к сверхурочной работе и в ночное время, в выходные и праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с их письменного согласия и при наличии положительной медицинской рекомендации. В силу ст. 196 нового Трудового кодекса к работе в ночное время работодателю разрешено привлекать женщин, воспитывающих без супруга детей в возрасте до 5 лет, с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
Экономико-правовая концепция, лежащая в основе нового Трудового кодекса, родилась во время промышленной революции XVIII века и основана на получении прибыли за счет увеличения числа женской рабочей силы, а так же за счет увеличения рабочего времени простого физического труда за нормальными его пределами.
Нормативно-правовая конструкция нового трудового закона представляет собой худший вариант старого КЗоТа РСФСР.
Правовая политика нового кодекса направлена на то, чтобы страна, где больше половины нищих специалистов, ученых, инженеров, учителей составляют женщины, превратилась в державу продавщиц, уборщиц, проституток с высшим образованием.
Настоящий Трудовой кодекс в первую очередь ужесточит положение женщин в наукоемких оборонных отраслях промышленности, где низкая оплата труда и напряженная экономическая ситуация, что повлечет увольнение женщин из этих отраслей.
В нормах статьи 253 нового Трудового кодекса законодатель отказался от запрета применения труда женщин на тяжелых работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах и вместо этого ввел ограничение, добавив к этому еще и работы с опасными условиями труда, что не было предусмотрено ст. 160 КЗоТа РСФСР. Таким образом, законодатель, отказавшись от запрета, допустил применение женского труда на самых опасных участках.
Это означает, что законодательная власть допустила увеличение рабочей силы за счет женщин, что повлечет обесценивание стоимости труда, уменьшение заработной платы тех же шахтеров. В условиях безработицы женщины не по доброй воле будут лезть в шахты, соглашаясь на самый суровый труд, а своих детей оставлять без присмотра на улице, так как индустрия детских дошкольных и иных учреждений существенно подорвана. Требования ст. 172 КЗоТа РСФСР о создании яслей и детских садов не восприняты новым Трудовым кодексом.
Кроме того, в ст. 253 ТК РФ законодатель указал, что перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Как известно мнение Российской трехсторонней комиссии не имеет обязательного правового характера и представляет собой лишь декларацию. В силу требований нормы права ст. 160 КЗоТа РСФСР список тяжелых и вредных работ утверждался в порядке, установленном законодательством, что защищало работников труда от произвола ведомств, министерств, работодателей.
Норму ст. 253 ТК, допускающую женщин к работе с опасными условиями труда, нельзя считать правовой нормой, так как она противоречит требованиям части 3 ст. 37 Конституции РФ, где прямо сказано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Реализация опасных условий труда запрещена Конституцией РФ. В ч.2 и 3 ст. 55 Конституции РФ законодатель указал, что не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободу человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как видно, права женщин на безопасные условия труда ограничены не в этих перечисленных целях, а только для получения большей прибыли собственниками частных и государственных организаций. Следует отметить, что законодатель в ч. 3 ст. 41 Конституции РФ предусмотрел, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровье людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Однако такая ответственность для законодателей не предусмотрена.12
Требованиями ст. 254 ТК РФ для беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет как и прежним кодексом, предусмотрен перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе, а также снижение норм выработки обслуживания. Однако новым Трудовым кодексом прекрасной половине человечества физические лица мужского пола законодательных властей отказали в переводе на другую, более легкую работу, как было предусмотрено ст.164 КЗоТа РСФСР. Этим законодатель показал, что не намерен снижать тяжесть работы как для будущих матерей, так и для женщин, имеющих маленьких детей.
Нормы права ст. 261 нового Трудового кодекса о гарантиях беременным женщинам и имеющих детей, при расторжении трудового договора воспроизводят требования ст. 170 КЗоТа РСФСР, но в ухудшенном варианте. Законодатель в новом Трудовом кодексе сохранил норму права, запрещающую расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя.
Однако допустил увольнение беременных женщин при ликвидации организации без трудоустройства. Нормы права КЗоТа РСФСР всегда запрещали выгонять беременных женщин на «улицу», оставлять их без средств к существованию. Но, как видите, в нашем демократическом государстве это стало возможным.
Если норма права ст. 170 КЗоТа РСФСР увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижении ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя не допускалось (кроме случаев ликвидации организации, когда можно было уволить с обязательным трудоустройством), но в силу требований ст. 261 нового Трудового кодекса указанных выше лиц можно уволить по п. 1, подп. «а» п.3, п. 5-8, 10 и 11 ст. 81 нового кодекса. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с указанными выше лицами действующий Трудовой кодекс допускает в случае ликвидации организации, если работник не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья и в соответствии с медицинским заключением, а также если работник без уважительных причин не выполняет порученные обязанности и имеет дисциплинарные взыскания.
Трудовой договор и расторгается при однократном грубом нарушении работником трудовых обязанностей, например, при прогуле (отсутствии на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего дня), при появлении на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. И еще в ряде случаев, связанных как с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной), так и с совершением по месту работы хищения чужого имущества, в том числе и мелкого.
Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, также несовместимо с продолжением данной работы.
Как видим, даже у этого неполного перечня оснований для увольнений законодатель предоставил работодателю более чем достаточно. А увольнение женщин, имеющих детей, расчистил дорогу для избавления изношенной неэффективной работы женщин. И вместе с тем работодатель получил механизм выжимания и присвоения прибавочного продукта из наемных работниц, имеющих детей.
Нормы права ст. 170 КЗоТа РСФСР запрещало снимать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также – по причине беременности. Новый Трудовой кодекс уже не содержит таких гарантий для беременных женщин и матерей.
Если во время действия правового режима, регулируемого КЗоТом РСФСР, женщина по причине беременности или наличия у нее детей не выполнила нормы труда и объемы работ, то это не вело к снижению з/п, потому что запрещалось законом. Тем самым государство брало под свою защиту материнство, детство и семью. Новый Трудовой кодекс не содержит таких гарантий, напротив, идет вразрез с требованиями ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.
Еще раз заметим, что экономико-правовая концепция нового Трудового кодекса направлена на выжимание и присвоение работодателями результатов прибавочного труда с целью увеличения прибыли за счет увеличения рабочего времени женщин за его нормальным пределом, а также за счет привлечения дополнительной женской рабочей силы на рынок труда. Это общее экономическое положение нашло юридическое воплощение в нормах права ст. 97, 98, 99, 259 нового Трудового кодекса, которые допускают женский наемный труд за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по соглашению сторон трудового договора. Такая норма в законе предусмотрена в интересах исключительно работодателя. С юридической точки зрения указанные нормы статей, разрешающие работу за пределами нормативов продолжительности рабочего времени, противоречат требованиям ч. 5 ст. 37 Конституции РФ и ст. 91 Трудового кодекса РФ, где установлена юридическая гарантия нормальной продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю.
В силу требований норм права ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепивших положение о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, указанные нормы нового кодекса, разрешающие женщинам работать за пределом нормальной продолжительности рабочего времени, должны быть признаны антиконституционными. Иначе государство не отражает интересы всего гражданского общества , а поддерживает узкой части населения России – работодателей.
Государство и работодатели в целях увеличении прибыли, ликвидации инфляции разрешили женщинам, имеющим детей, продавать рабочую силу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Так, норма ст. 259 Трудового кодекса запрещает направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни только беременных женщин. Тогда как в илу требований ст. 161, 162 КЗоТа РСФСР все женщины не допускались к работам в ночное время, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывалось особой необходимостью. А женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет не допускались не только к ночным сверхурочным работам, но и работам в выходные дни, а также им запрещалось ездит в командировки. Нормы права ст. 163 КЗоТа РСФСР не разрешали привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет без их согласия. Ст. 259 нового Трудового кодекса допускает как направление в служебные командировки, так и привлечение к сверхурочной работе и в ночное время, в выходные и праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с их письменного согласия и при наличии положительной медицинской рекомендации. В силу ст. 196 нового Трудового кодекса к работе в ночное время работодателю разрешено привлекать женщин, воспитывающих без супруга детей в возрасте до 5 лет, с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.