Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа
Прежде чем приступать к изложению темы своей курсовой работы «Охрана труда как институт трудового права», мне бы хотелось разъяснить актуальность и своевременность этой темы, необходимость ее изучения и анализа именно в наши дни.
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам РФ, Конституции РФ.
Введение. 1
Глава 1. Понятие охраны труда как института трудового права. 4
Глава 2. Обязанности работодателей и работников по обеспечению безопасных условий труда. 9
2.1. Обязанности работодателей. 9
2.2. Обязанности работников в области охраны труда 15
2.3. Обеспечение прав работников на охрану труда 18
Глава 3. Управление охраной труда. 25
3.1. Государственное управление охраной труда. 25
3.2. Служба охраны труда в организациях. 29
Заключение. 32
Список библиографических описаний 36
Работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя при ликвидации его рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда. Работник может пройти переобучение при ликвидации его рабочего места по причине нарушения требований охраны труда за свой счет, а затем потребовать указанные средства от работодателя. Данное право работник может реализовать и путем обращения в суд с иском к работодателю об оплате обучения в конкретном учебном заведении. Удовлетворение этих требований соответствует ст. 219 ТК РФ.
Работник вправе обратиться с запросом о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также в органы, имеющие полномочия по проведению государственной экспертизы условий труда, и в органы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Перечисленные органы на основании запроса работника обязаны провести проверку условий труда на его рабочем месте. При обнаружении нарушений правил охраны труда со стороны работодателя они могут потребовать от него их устранения. В случае возникновения спора заключение указанных органов должно быть рассмотрено в качестве одного из доказательств по вопросу соблюдения или нарушения работодателем правил охраны труда. Обнаружение указанных нарушений позволяет названным органам потребовать от работодателя возмещения понесенных в связи с проведением проверки рабочего места расходов.
Работник имеет право обратиться в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы по вопросам охраны труда. Данному праву корреспондирует обязанность перечисленных органов и объединений рассмотреть обращение работника в соответствии с действующим законодательством[27]. Невыполнение ими этой обязанности позволяет работнику требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке. В частности, работник может обратиться с жалобой на федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления на нарушение его права на своевременное и квалифицированное рассмотрение поступивших в эти органы обращений. Удовлетворение жалобы работника позволяет ему в исковом порядке потребовать от перечисленных органов компенсации причиненного морального вреда. Работник вправе обратиться с иском к работодателю, объединению работодателей, профессиональному союзу об обязании рассмотреть поступившее к ним обращение с соблюдением требований законодательства, а также о компенсации морального вреда, причиненного в связи с нарушениями, допущенными при рассмотрении его обращения.
Работник имеет право участвовать лично или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В свою очередь, лица, которые составляют документы по перечисленным вопросам, обязаны обеспечить участие работников при их разрешении. Невыполнение данной обязанности является основанием для обжалования составленных документов в судебном порядке, так как работник был лишен возможности представить свои доказательства при их составлении.
Работник вправе пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка за время его прохождения. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по предоставлению работнику возможности пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) при наличии медицинских рекомендаций. Невыполнение этой обязанности работодателем позволяет работнику самостоятельно реализовать рассматриваемое право, поскольку освобождение от работы на период прохождения указанного осмотра (обследования) не зависит от усмотрения работодателя. Самостоятельное использование работником рабочего времени для прохождения в соответствии с медицинскими рекомендациями осмотра (обследования) не может рассматриваться в качестве прогула, так как работник отсутствует на работе по уважительной причине, признанной таковой в ст. 219 ТК РФ, гарантирующей прохождение этого осмотра (обследования)[28].
Работник имеет право на получение компенсации за особые условия труда, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размер и условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В определенном таким образом порядке устанавливается минимальный уровень гарантий на получение рассматриваемых компенсаций. Дополнительные льготы за работу с вредными и (или) опасными условиями труда могут быть установлены в коллективном договоре. Невыполнение работодателем обязанности по выплате указанных компенсаций является основанием для его привлечения к установленным в законодательстве санкциям, в частности к материальной ответственности в виде выплаты процентов за каждый день задержки компенсации работникам на основании ст. 236 ТК РФ.
В ст. 220 ТК РФ перечислены гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. К их числу относятся: 1) сохранение за работником места работы (должности) на период приостановки работ органами государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника; 2) обеспечение работников, отказавшихся от работы, создающей угрозу жизни и здоровью, другой работой, а при ее отсутствии сохранение за ними среднего заработка на весь период до устранения данной опасности; 3) запрет на привлечение работников, которые воспользовались правом на отказ от работы, создающей угрозу жизни и здоровью, а также от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, к дисциплинарной ответственности; 4) запрет требовать от работников, которые не обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты, выполнения трудовых обязанностей, сохранение за работниками среднего заработка на период невыполнения трудовой функции в связи с отсутствием средств индивидуальной или коллективной защиты; 5) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника в процессе трудовой деятельности; 6) осуществление государственного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда; 7) привлечение к установленным законодательством мерам ответственности представителей работодателя, допустивших нарушения правил охраны труда.
Перечень гарантий, который дан в ст. 220 ТК РФ, не является исчерпывающим. Работник может защищать свои права в сфере охраны труда в судебном порядке, а также иными способами, которые не запрещены действующим законодательством.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, гарантируется выдача индивидуальных средств защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с законодательством, а также хранение, стирка, чистка, сушка, дезинфекция и ремонт выданных работнику средств защиты за счет работодателя. Невыполнение этой обязанности работодателем является основанием для отказа работника от выполнения трудовой функции.
В ст. 222 ТК РФ работникам гарантируется выдача молока и лечебно-профилактического питания за счет средств работодателя, если они заняты на работах соответственно с вредными или особо вредными условиями труда.
В ст. 223 ТК РФ работникам гарантируются обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания в соответствии с требованиями охраны труда, а также перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании и по иным медицинским показаниям за счет средств работодателя.
Невыполнение работодателем указанных обязанностей позволяет работникам обратиться в суд с иском о возмещении убытков, понесенных в связи с приобретением продуктов питания, проездом к месту лечения или жительства, об обязании выполнить требования по охране труда и о компенсации морального вреда.
В ст. 225 ТК РФ работникам гарантируется обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда. В ст. 226 ТК РФ определены основные источники финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда и закреплено правило о том, что работник не должен нести расходов на финансирование указанных мероприятий.
В законодательстве на основании ст. 224 ТК РФ предусматриваются дополнительные гарантии в области охраны труда для отдельных категорий работников, в частности, несовершеннолетних, женщин, инвалидов, работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы. Перечень категорий работников, которым может быть предоставлена дополнительная защита в сфере охраны труда, а также количество мероприятий, используемых в качестве такой защиты, в законодательстве не определены исчерпывающим образом. В связи с чем в соглашениях, коллективном договоре, иных локальных актах организации работодатели за счет имеющихся у них средств могут предоставить работникам дополнительные по сравнению с законодательством гарантии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В частности, раздел пятый Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010гг[29]. посвящен вопросам защиты трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, стороны Соглашения обязуются:
разработать и осуществить меры экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда;
предусмотреть финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;
предусмотреть создание в федеральных органах исполнительной власти в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников служб охраны труда как одной из основных составляющих государственной системы управления охраной труда;
обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключаемыми коллективными договорами и соглашениями и др.
Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.
Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций»[30].
Государственное управление охраной труда - это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:
- осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах их деятельности;
- принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда;
- реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.
Согласно части 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или поручается федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другим федеральным органам исполнительной власти.
Правительство РФ - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в РФ.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»[31], Правительство РФ:
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;