Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа
Прежде чем приступать к изложению темы своей курсовой работы «Охрана труда как институт трудового права», мне бы хотелось разъяснить актуальность и своевременность этой темы, необходимость ее изучения и анализа именно в наши дни.
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам РФ, Конституции РФ.
Введение. 1
Глава 1. Понятие охраны труда как института трудового права. 4
Глава 2. Обязанности работодателей и работников по обеспечению безопасных условий труда. 9
2.1. Обязанности работодателей. 9
2.2. Обязанности работников в области охраны труда 15
2.3. Обеспечение прав работников на охрану труда 18
Глава 3. Управление охраной труда. 25
3.1. Государственное управление охраной труда. 25
3.2. Служба охраны труда в организациях. 29
Заключение. 32
Список библиографических описаний 36
Комитеты и комиссии по охране, действующие в организации, правомочны, предлагать работодателю привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.
В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях могут быть организованы кабинеты или уголки по охране труда в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»[39].
Несмотря на принятие в последние годы многих важных законодательных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников, реализация положений этих актов еще не стала первоочередной задачей в социально-трудовых отношениях. Работодатели используют различные способы уклонения от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Все это приводит к значительному росту несчастных случаев на производстве. Именно поэтому охрана труда как правовой институт обретает особую актуальность и регулируется законодательными актами, носящими комплексный характер.
В широком смысле под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Именно такое понятие закреплено в ст. 209 ТК.
В узком смысле охрана труда рассматривается как один из разделов (институтов) трудового права, выступающий в виде совокупности правовых средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Законодательство об охране труда не только представляет действующие нормы, регулирующие данный институт трудового права, но прежде всего раскрывает содержание субъективных прав и обязанностей сторон (субъектов) социально-трудовых отношений.
В соответствии с требованиями законодательства обязанности по обеспечению безопасных условий, права работника на охрану труда в организации возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации и т.д.
За работником в области охраны труда законодательством закреплены следующие обязанности:
соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством РФ.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет и распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, является Министерство труда и социального развития РФ. Полномочия этого Министерства в области охраны труда значительно расширены.
Структура службы охраны труда в конкретной организации зависит как от особенностей деятельности организации, так и от численности ее персонала.
В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации в силу ее малочисленности службы охраны труда работодатель заключает договор со специалистами или структурами, оказывающими услуги в данной области.
В организациях, где служба охраны труда создана, структура этой службы и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. Кроме того, субъекты РФ издают свои нормативные акты - рекомендации для работодателей по охране труда.
Так, в организациях с численностью более 10 работников по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Список библиографических описаний:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародн. голосов. 12 дек. 1993г.// «Российская газета», № 237, 25.12.1993 г.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ //»Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12. 1997г. №2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997г., № 51, ст. 5712.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (ред. от 06.12.2007г.)// «Собрание законодательства РФ», 10.12.2007, № 50, ст. 6246.
5. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ (ред. от 25.07.2007г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998г., № 31, ст. 3803.
6. Федеральный закон от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 30.08.2004г., № 35, ст. 3607.
7. Постановление Правительства РФ от 27.10.2003г. №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)»// «Собрание законодательства РФ», 03.11.2003, № 44, ст. 4313.
8. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»// «Российская газета», №186, 02.10.2002г.
9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994г. № 101 «О фонде социального страхования в Российской Федерации»// «Российская газета», № 35, 22.02.1994г.
10. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому атомному надзору»// «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004г., № 32, ст. 3348.
11. Постановление Правительства РФ от 30. 06.2004г. №321 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004, N 28, ст. 2898.
12. Постановление Правительства РФ от 30.04.06 № 323 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004г., № 28, ст. 2900.
13. Постановление Правительства РФ от 30.04.06 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004г., № 29, ст.2901.
14. Постановление Правительства РФ от 30.04.06 № 325 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию»// «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004г., № 28, ст. 2902.
15. Совместное Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.02. 2003 г. № 1/29 «Об утверждении порядка обучения об охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций»// «Российская газета», № 35, 22.02.2003г.
16. Постановление Правительства РФ от 25.04.2003г. № 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 05.05.2003 г., № 18, ст. 1716.
17. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.202г. №28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» // «Российская газета», №149-150, 13.08.2002г.
18. Постановление Министерства труда и социального развития от 8.02.2000г., №13 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»// «Охрана труда и социальное страхование», № 5, 2000г.
19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2006г. №413 «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»// «Охрана труда и социальное страхование», № 12, декабрь, 2006г.
20. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.01. 2001г. №7 «Об утверждении рекомендаций по организации кабинета по охране труда уголка охраны труда»// «Охрана труда и социальное страхование», № 4, 2001г.
21. Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2008-2010гг.// «Российская газета», № 293, 28.12.2007г.
Учебники:
22. Бердычевский В.С. Трудовое право : учеб. пособие/ В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов, Г.В. Сулейманова; под ред. В.С. Бердычевского. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 510 с.